Сегодня в Москве на территории Московского государственного объединённого музея-заповедника «Коломенское» (МГОМЗ) прошёл III межрегиональный фестиваль славянской культуры «Русское поле», посвящённый 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Вся программа фестиваля – это воспоминания о добрых делах преподобного Сергия! Его вспоминали, когда исполняли песни далёких предков. Духовные песнопения – один из самых древних жанров русской песенной традиции. Через них канонические образы Христа, апостолов, святых подвижников становятся ближе и понятнее, словно сходят с небес к обычным людям. Выступления монастырских хоров, в том числе мужского хора Сретенского монастыря, а также патриаршего мужского хора «Благозвонница» и других – часть посвящения Сергию Радонежскому.
Со времен Дмитрия Донского и до наших дней образ преподобного Сергия вдохновлял русское войско. Иван Грозный молился преподобному перед штурмом Казани. Есть сказание о том, что Сергий являлся во сне Козьме Минину, призвав его поднять ополчение на защиту страны от польско-литовского нашествия. Сохранились легенды о явлениях образа преподобного солдатам и в предверии более поздних битв. Чтили Сергия и российские казаки, охранители рубежей страны, чьи песни и забавы всегда украшают фестиваль «Русское поле».
Чаще всего, говоря о Сергии, мы представляем его себе с молитвенником или благословляющим крестом в руках. Но эти руки, бывало, уверенно держали и топор, и пилу, и заступ. Кстати, благодаря единому монастырскому уставу, введённому преподобным, русские монахи должны были кормиться своим трудом, ремеслом, а не подаянием. Так что нынешние народные мастера на «Русском поле» – тоже в немалой степени наследники Сергия.
Главный организатор фестиваля – Департамент по межрегиональному сотрудничеству, национальной политике и связям с религиозными организациями города Москвы.
Художественный руководитель фестиваля – известный пианист, заслуженный артист России Пётр Дмитриев, названный Американским биографическим институтом «Человеком года в области классической музыки». Перед гостями мероприятия выступил оркестр «Русское поле». Руководил оркестром лауреат международных конкурсов, дирижёр, скрипач, баянист и бандонеонист, мультиинструменталист Юрий Медяник – приглашенный дирижёр фестиваля «Басы XXI века», художественный руководитель и дирижёр оркестра «Pluri Art Orchestra», вице-президент «Альянса баянистов и аккордеонистов России». В составе оркестра – лауреат международного конкурса исполнителей на русских народных инструментов «Кубок Севера», балалаечник Денис Жуков. Вокальные произведения исполнят Ирина Крутова (сопрано) – дипломант всероссийского конкурса вокалистов имени Н. Обуховой, лауреат международного конкурса исполнителей русского романса «Романсиада» и Сергей Плюснин (баритон) – солист государственного Большого театра России, победитель международного конкурса имени М. Магомаева. В исполнении Ирины Крутовой и Сергея Плюснина прозвучали песни советских и российских композиторов, в том числе всеми любимые «Гляжу в озёра синие» (Л. Афанасьев – И. Шаферан), «Русское поле» (Я. Френкель – И. Гофф), «Надежда» (А. Пахмутова – Н. Добронравов).
Говорит Юрий Медяник: «Оркестр «Русское поле» – это одна из первых попыток объединить в одном музыкальном составе классические и народные инструменты, чтобы создать русское звучание в самом широком смысле этого слова. Особо отмечу, что аранжировки для оркестра созданы специально к фестивальному выступлению».
На церемонии официального открытия фестиваля был установлен новый рекорд, зафиксированный в Книге рекордов России. Творческие коллективы из регионов Российской Федерации, под руководством главного военного дирижёра России генерала Валерия Халилова и при поддержке хора Академии хорового искусства имени Попова, гости и зрители собрались в огромный русский хор (общим количеством 2800 человек) и исполнили песни, в том числе и знаменитую «Катюшу», любимые несколькими поколениями россиян.
В прекрасном празднике в столице приняли участие более 115 тысяч человек.
По традиции на площадке фестиваля «Русское поле» силами волонтёров был возведён обыденный храм-часовня с использованием традиционных русских инструментов, таких, как тесло, в честь преподобного Сергия Радонежского. После завершения фестиваля «Русское поле» храм передаётся в дар одному из нуждающихся православных приходов на Юге России. Обыденный храм – это храм, возводимый «об един день», то есть в течение суток. Он – точная копия Андреевской церкви, возведённой в 1702 году в Соловках по указанию российского царя Петра I. Церковь представляет собой редкий «смешанный» тип русской культовой архитектуры, соединяющий черты, свойственные старинным шатровым церквам и церквам с кровлей в два или четыре ската. К слову, таких храмов на Руси было построено всего три, но до наших дней сохранилась только Андреевская церковь. В строительстве, конечно же, принимали участие и посетители, но основная нагрузка легла на плечи волонтёров православных общественных движений «Общее дело» и «Сорок сороков». Поддержку данному проекту оказал Благотворительный фонд святителя Василия Великого. После окончания стрительства состоялась церемония освящения храма-часовни во имя святых воинов – иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби.
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» объединяет неравнодушных людей, стремящихся сохранить памятники православия и деревянного зодчества в Архангельской, Вологодской и других областях Севера России .
Руководитель добровольческой организации по возрождению деревянных храмов Севера (в рамках движения «Общее дело») отец Алексей (Яковлев) говорит: «Проект существует пять лет. За это время организовано около 70 экспедиций – найдены и описаны 120 храмов, в 85 храмах проведена разборка мусора и противоаварийные работы. В трёх храмах и в трёх часовнях осуществлены реставрационные работы, они восстановлены. Первые два года существования проекта в реализации его начинаний принимало участие 5-6 человек, сейчас участвует уже более 200».
Традиционные христианские ценности пропагандирует и движение «Сорок сороков», объединяющее известных спортсменов, чемпионов по силовым видам спорта и традиционным единоборствам, таких, как капитан сборной России по боксу Никита Иванов, чемпион мира по каратэ Сергей Федоткин, чемпион мира по боксу Сергей Водопьянов и другие.
По мнению Андрея Кормухина, координатора общественного движения «Сорок сороков», «России жизненно необходимо второе Крещение, для этого ей нужны новые символы – не разрушения и вражды, а созидания и единения в этом созидании. Ничто так не объединяло раньше русских людей различных сословий, как строительство храмов. В России нужны новые храмы, которых очень не хватает для воцерковления и сплочения людей».
А теперь о том, какие мероприятия проходили и как они были организованы в рамках фестиваля.
Площадка «Русские игры»
Играем в лапту! Лапта – одна из самых древних игр, известных на Руси. Другие её названия – «шибка», «битка», «хлопка». В допетровские времена лапта была исключительно народной забавой. Российский царь Пётр I распорядился ввести её в программу физической подготовки воинских подразделений. Поклонники лапты всерьёз утверждают, что бейсбол в США появился в результате того, что некий эмигрант из дореволюционной Одессы пытался научить американцев играть в лапту, но не сумел объяснить все правила.
Вспомним бег в мешках! Большинство россиян уверены, что бег в мешках придуман во времена Советского Союза в качестве спортивно-развлекательного упражнения для детей и взрослых, отдыхающих в санаториях. Между тем, эта забава очень древняя. По некоторым сведениям, она пришла на Русь с тюркскими племенами. К слову, бег в мешках популярен во многих странах. Чемпионка мира и Олимпийских игр в барьерном спорте австралийка Салли Пирсон в одном из интервью сказала: «Самыми полезными тренировками для меня были бег в мешке и привязанной за ногу». Позднее Салли в рамках рекламной кампании гостиничной сети установила рекорд по забегу с яйцом в ложке, внесенный в Книгу рекордов Гиннесса.
Городки – любимая игра знаменитого русского баса Федора Шаляпина! Первые письменные свидетельства об этой игре относятся к началу XVIII века, однако, игра, без сомнения, существовала задолго до этого. «Городки» – более позднее название, эта игра является, по сути, усложненным вариантом «рюх». Любителями играть в городки были российские писатели Толстой и Горький, певец Шаляпин, музыкальный критик и композитор Стасов, академик Павлов, генетик Тимофеев-Ресовский и многие другие.
Перетягивание каната – один из старинных силовых видов спорта. Наиболее древние свидетельства – фрески и скульптуры – об этом соревновании найдены в странах Малой Азии и относятся ещё к доантичному периоду. Кстати, в 1900-1920 годах перетягивание каната входило в программу Олимпийских игр. Кроме того, существуют экстремальные виды этого спорта. Так, на фестивалях, которые проходят в южнокорейской провинции Кенсан-Намдо, канат имеет длину 251 метр, диаметр – около 1,4 метра и весит 54,5 тонны.
Играем в бабки (козны)! Бабки (на Руси чаще говорили «козны») – одна из древнейших игр человечества. Археологи находили бабки при раскопках доисторических стоянок. На Руси игра была одной из любимых забав как детей, так и взрослых. Позднее бабки трансформировались в азартную игру, сохранившую «родовое» название – кости. Вид игральных костей унаследовал четырехгранную форму бабок.
Осваиваем потешные шары! Игра в шары – эта забава на Руси уходит в глубокую старину. Чаще всего её называли «касло» – по названию глубокой лунки, в которую надо было загнать шар клюшкой – палкой с утолщением на конце для увеличения силы удара. Шар выстругивался из дерева или валялся из войлока, поэтому сложно сказать, когда у славян появилась эта игра. Но нет сомнений в том, что история «касло» насчитывает несколько веков. Игра в «касло», как и многие другие игры, сопровождалась присловьями. Если отбивающий игрок выходит из своей лунки, он должен «зачурить» её, сказав: «Чур! Моё масло до вечера не погасло» или «Чур, сала – масла, запечатано касло».
Играем в кубб! Кубб – единственная народная игра с известным местом происхождения: шведский остров Готланд. Поэтому в России кубб часто называют «шведскими городками» за схожесть этой игры с другой старинной русской забавой. Другое название кубба – «шахматы викингов». Его употребляют те, кто считает, что игра зародилась в средние века и была популярна среди шведских морских пиратов. Иногда «короля» называют «конунгом», по титулу предводителя викингов.
Площадка «Казачьи рубежи»
Оседлай коня! Стань казаком! На фестивале «Русское поле» выступили мастера Центра джигитовки Федерации конного спорта России. Они продемонстрировали немало своих достижений. Это – обязательная джигитовка: «стрельба с коня и рубка чучел», «поднимание предметов с земли», «подъём на коня пешего товарища», «увоз раненого одним или двумя всадниками», «соскакивание и вскакивание на коня на карьере». Вольная джигитовка: «джигитовка с пикой», «умение положить коня на карьере», «скачка о двуконь и триконь с пересадкой с одной лошади на другую», «скачка группами», «скачка стоя», «скачка вниз головой», «переворачивание на карьере лицом назад», «расседлывание коня на скаку». А после этих удивительных показательных выступлений мастера Центра джигитовки охотно и терпеливо учили желающих держаться в седле, уметь рубить лозу.
Проведи поединок в доспехах! В лагере «Древняя Русь» развёрнули свой шатёр русские воины. Здесь были представлены предметы походной жизни: посуда, оружие, доспехи. Внимательно слушали собравшиеся рассказы о военной истории Древней Руси на примере представленных предметов; для детей и подростков провели викторину на знание древней истории. Ну, а самые смелые облачились в доспехи и вышли на ристалище, чтобы сразиться со своим соперником!
Пройди курс молодого стрельца! В лагере «Московские стрельцы» были представлены предметы походной жизни (посуда, оружие и т.д.). Гости фестиваля услышали увлекательные рассказы об истории стрельцов, их быте, воинских формированиях, участии в освоении новых земель, политической жизни Московского государства. Для детей и подростков провели викторину на знание истории России XVII века. Посетители, облачившись в кафтаны, с удовольствием проходили «курс молодого стрельца».
Стань гренадером! В лагере «Отечественная война 1812 года» были разбиты палатки пехоты и кавалерии. В них находились предметы походной жизни (посуда, форменная одежда, оружие и т.д.) Организованным группам один раз в час по 20-25 минут рассказывали об истории Отечественной войны 1812 года, роли Бородинского сражения, приводили интересные малоизвестные факты из жизни и подвигах героев 1812 года. И снова для детей и подростков проводилась викторина на знание истории Отечественной войны 1812 года, а гости фестиваля, облачившись в мундиры, проходили «курс молодого гренадера».
Пройди курс молодого солдата! В лагере «Первая мировая война» расположили полевой лазарет и призывной пункт. В лазарете – военно-медицинские предметы для оказания первой помощи. Полковой доктор и сёстры милосердия рассказывали о развитии медицины в годы Первой мировой войны, а также организовали обучение девушек азам оказания первой медицинской помощи. Наиболее любознательные слушали беседы об истории Первой мировой войны, роли Гумбиненского сражения и Брусиловского прорыва, узнавали немало интересных фактов из истории Первой мировой войны. И вновь для детей и подростков проводилась викторина на знание истории войны. Её победителям выдавали мундиры, они проходили «курс молодого солдата».
В лагере «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» был развёрнут полевой штаб, радиоузел, столовая с полевой кухней, клуб и т.д. Так же, как и на других площадках, здесь рассказывали об истории Великой Отечественной войны, для детей и подростков проводили викторины, победители которой облачались в форму РККА и учились преодолевать полосу препятствий.
Площадка «Русские ремёсла»
Здесь можно было встретить представителей самых ярких и самобытных народных промыслов; не только увидеть или приобрести изделия мастеров, но и поучаствовать в мастер-классах кузнецов, гончаров, изготовителей изделий из лыка, из соломы, научиться технике валяния из шерсти и т.д., и т.п.
О, тут всё для гурманов! Можно не только увидеть, но и попробовать, купить самое вкусное – от пряников до мёда; приготовить и поесть традиционную русскую окрошку (центральные регионы России), ботвинью, северную рыбную окрошку (Север и Северо-Запад России).
Площадка «Русский костюм»
Известный коллекционер Сергей Глебушкин представил на «Русском поле» уникальную, едва ли не самую обширную в мире, коллекцию народных костюмов. Яркие и подлинные наряды конца ХVIII – середины ХХ веков – изюминка площадки «Русский костюм»!
Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном. Носить его начали в северных и центральных губерниях, но со временем мода на сарафан пришла и в другие регионы России. Уже в конце XVIII века сарафан чётко ассоциировался с традиционным русским национальным костюмом. Его носили не только крестьянки, но и городские мещанки, и купчихи. Сегодня летний сарафан есть и в гардеробе современных горожанок! Очаровательным модницам в сарафане вручали памятные сувениры!
Итак, фестиваль «Русское поле-2014» завершён. Праздник удался на славу и вызвал огромный интерес москвичей и гостей столицы. Победителями фестиваля стали фольклорный ансамбль «Везелица» из Белгородской области (номинация «Лучший ансамбль»), призы жюри и зрительских симпатий достались народному ансамблю танца «Солнышко» из Подмосковья («Лучший танцевальный коллектив»), дипломы «Лучшие народные мастера» получили ярославские кузнецы Павел Захаров и Александр Шибаев. Делегация из Ярославля также была признана наиболее яркой и запоминающейся.
Фото Виктора Антонова и Раиля Кадырова
Лев Рудский (WRN)