ВЫСТАВКА ЭММАНУИЛА ЕВЗЕРИХИНА

4 октября 2013

RudEvrMuz- S1В Москве (Россия), в Еврейском музее и Центре толерантности совместно с Sepherot Foundation (Лихтенштейн), специализирующемся на русском искусстве конца XVII – начала XXI века, с 4 октября по 17 ноября проходит выставка «Эммануил Евзерихин. Фотографии, которых не было».

Сразу ответим на вопрос: почему этих фотографий не было? Да потому, что эти, скажем так, фоторепортажи,RudEvrMuz-S3a были сняты, но их в средствах массовой информации (газетах и журналах) так и не напечатали. Негативы оставались в архиве фотожурналиста, а сейчас принадлежат Sepherot Foundation.

Нынешняя экспозиция составлена из фотографий, сделанных советским фотолетописцем Эммануилом Евзерихиным в 1957, 1960 и 1965 годах в Москве, в Большой хоральной синагоге. На них запечатлены такие важные для жизни еврейской общины события, как издание молитвенника «Мир», открытие иешивы «Коль – Яаков», проведение пасхального богослужения, а также интерьер синагоги и её прихожане. В отдельную серию можно выделить фотографии людей, не вместившихся в здание и скопившихся на так называемой «горке» улице Архипова (сейчас Большой Спасоглинищевский переулок).

RudEvrMuz-S2На выставке представлена большая часть фотоснимков трёх серий. Трогательная обстановка праздника, единство многолюдного собрания, участвующего в таинстве обряда, контрастируют с залитой солнцем улицей, заполненной прихожанами и «людьми в штатском». В кадр попали и обычные посетители, и иностранные гости, и корреспонденты, и представители дипломатических миссий, и известные всей общине, теперь уже легендарные, раввины Соломон Шлифер, Иегуда Лейб Левин, Шимон Требник, реб Гече. Мирная праздничная атмосфера и уют одного из центральных московских переулков прекрасно переданы художественными приёмами, характерными для работ Эммануила Евзерихина. Архивные материалы, раскрывающие суть так называемого «религиозного» и «еврейского» вопроса в СССР, легли в основу текстового сопровождения выставки.

RudEvrMuz-S5Как известно, в Советском Союзе фотографирование культовых сооружений и религиозных обрядов не приветствовалось, редкие кадры с интерьерами церквей, мечетей или синагог делались, чаще всего, по заданию редакции для иллюстрации материалов пропагандистского толка, например, об отсутствии в СССР религиозных гонений. Эти фотосерии никогда не публиковались в полном объеме и сохранились лишь в виде негативов в личном архиве Эммануила Евзерихина.

В экспозиции также представлены всем известные знаковые фотографии Эммануила Евзерихина – авангардные композиционные решения в духе передовых художественных поисков 1930-х годов – впечатляющая своей точностью и эмоциональной выразительностью военная хроника, восстановление страны из руин, освоение мирного неба и космоса, успехи народного хозяйства послевоенных лет – все основные этапы жизни Страны Советов прошли через объективы его камер.

RudEvrMuz-S3В фотолетописи Эммануила Евзерихина запечатлена жизнь СССР более чем за полувековой период. Теперь она дополнена главой о религиозных традициях, сохранявшихся в условиях суровых гонений и показной веротерпимости.

Как рассказала куратор выставки, руководитель выставочного отдела музея Мария Насимова, существуют разные предположения как проходили эти съёмки. По одной из версий, Э. Евзерихин сопровождал иностранных фотокорреспондентов, снимавших репортажи о RudEvrMuz-S4жизни СССР, непременной частью которых часто было посещение синагоги. По другой – снимки должны были использоваться в ориентированной на Запад пропагандистской кампании об отсутствии государственного антисемитизма в Советском Союзе. В пользу этой версии, по словам М. Насимовой, говорит то, что некоторые снимки ретушировались, видимо, их готовили к печати. Но так и не опубликовали. После смерти фотографа снимки (в общей сложности более 100) перешли к его наследникам. У них фотографии выкупил базирующийся в Лихтенштейне фонд Sepherot Foundation.

RudEvrMuz-S8«Фонд показал эти работы нам, – говорит М. Насимова, – поскольку именно в Еврейском музее имеет смысл выставлять подобные работы, а мы с радостью согласились показать вновь обнаруженные фотографии, нигде не публиковавшиеся до этого. Для музея – это большая честь стать площадкой для выставки фотографий, рассказывающих о жизни советских евреев в 1950-1960-х годах. Это же удивительно, что Эммануил Евзерихин по тем или иным причинам появился в синагоге во время молитвы и запечатлел важные кадры, свидетельствующие о многочисленности посетителей синагоги, несмотря на антирелигиозную кампанию. Еврейский музей и Центр толерантности и Sepherot Foundation предполагают сотрудничать и в дальнейшем».

А представитель Sepherot Foundation в России и сокуратор выставки Анастасия Дегтярева подчеркнула, что выставка – это ещё и празднование 100-летия со дня рождения замечательного фотографа Эммануила Евзирихина, которое в 2011 году, когда у него как раз и была «круглая» дата, никак не отмечалось. Так что нынешняя выставка – хорошая возможность ликвидировать этот пробел.

Невестка Эммануила Евзерихина и последний владелец фотоархива до его передачи в фонд Sepherot Foundation Наталья Ратникова согласилась с А. Дегтяревой и вновь сказала, что представленные на выставке фотографии публикуются впервые.

Ñòàëèíãðàäñêàÿ áèòâà, 1942 ãîä

Эммануила Евзерихина сравнивают с Евгением Халдеем: оба из еврейских семей, оба были корреспондентами ТАСС, самые знаменитые снимки сделали в военные годы. Но в 50-е годы Евзерихин обратился к замалчиваемой в СССР теме религии и стал документировать жизнь Большой хоральной синагоги. Помимо уникальных кадров с еврейских праздников на выставке показаны и другие снимки разных лет талантливого советского фотожурналиста Эммануила Евзерихина.

RudEvrMuz-S6Эммануил Ноевич Евзерихин (1911-1984 гг.) – один из ведущих мастеров советской фотографии. С 1926 года – внештатный сотрудник «Пресс-клише ТАСС», с 1933-го – штатный сотрудник фотохроники ТАСС. В годы Великой Отечественной войны снимал на многих фронтах, участвовал в освобождении европейских городов. После войны продолжал сотрудничество с ТАСС, а также преподавал и ездил с лекциями по стране. Участник многих групповых и нескольких персональных выставок.

Собрание фонда Sepherot Foundation (Liechtenstein) посвящено российскому/советскому искусству конца XVII-ХХ вв. и включает коллекции миниатюры, академической живописи ХVIII-XIX вв., живописи первой половины ХХ века (авангарда, русского зарубежья), советского нонконформизма и актуального искусства. Sepherot Foundation известен выставочными проектами с крупнейшими российскими и зарубежными музеями, такими, как Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Художественный музей Лихтенштейна и многими другими. Выставки фонда всегда отличаются высоким уровнем представленных работ и научным подходом к материалу. В задачу фонда входит собирание рассеянных по миру произведений русской живописи и графики, как написанных и оставленных авторами в заграничных путешествиях, так и вывезенных во время революционных и постреволюционных мытарств русскими коллекционерами-эмигрантами из России. По мнению некоторых экспертов, за фондом стоит бизнесмен и коллекционер Александр Смузиков.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы