КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК – СТУПЕНЬ в БУДУЩЕЕ

25 апреля 2014

RudGZ-S1C 23 по 25 апреля в Москве (Россия), в МВЦ «Крокус Экспо» проходит Х юбилейный всероссийский форум-выставка «Госзаказ-2014». Его организовали и проводят Министерство экономического развития РФ, Федеральная антимонопольная служба, правительство Москвы, Торгово-промышленная палата России и Московская ТПП, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», Межрегиональная общественная организация «Московская ассоциация предпринимателей», Общероссийская общественная организация «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам».

RudGZ-S1bФорум-выставка «Госзаказ», являющийся конгрессно-выставочным мероприятием федерального значения, за это время превратился в крупнейшую дискуссионную площадку с участием деловых и политических кругов. Форум-выставка вызывает интерес не только в России, но и за рубежом. В его работе принимают участие более трехсот российских и зарубежных компаний и организаций. Форум-выставка позволяет иностранному поставщику товаров и услуг вникнуть в детали и специфику работы на российском рынке и установить деловые контакты с российскими заказчиками. Все это даёт им возможность в дальнейшей RudGZ-S3работе более широко использовать свой товарный и инвестиционный потенциал.

На форуме рассматриваются наиболее важные вопросы и проблемы в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок. Совершенствование системы организации госторгов требует регулярного и широкого обсуждения, прямого диалога между заказчиками и поставщиками. Все эти задачи решает выставочная и дискуссионная площадка форума-выставки. Участники выставки имеют возможность продемонстрировать свои товары, услуги, технологии и предложения, ознакомиться с качеством предлагаемой продукции партнёров и конкурентов, провести переговоры по закупкам, а также получить необходимую информацию и консультации на стендах федеральных органов исполнительной власти и организаций, работающих в системе государственных закупок.

Каждый год в форуме-выставке участвуют коллективные экспозиции регионов России, что позволяет комплексно и более эффективно представить потребности и специфику государственного заказа на региональном уровне. Естественно, возрастает интерес к участию в данном мероприятии и со стороны зарубежных компаний.

Деловая программа мероприятия включает в себя самые актуальные вопросы, связанные с госзаказом, среди которых рациональное расходование средств из бюджетов всех уровней, состояние конкурентной среды, снижение административных барьеров, нормативно-правовоеRudGZ-S5 регулирование, информационное обеспечение участников торгов, расширение ассортимента товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, повышение требований к качеству продукции, совершенствованию системы электронных торгов и целый ряд других.

В рамках форума-выставки проводится церемония награждения победителей конкурса «Лучший поставщик года». Конкурс стал престижной и значимой составляющей форума-выставки, его цель – способствовать повышению авторитета и ответственности участников рынка госзаказа.

«Госзаказ» традиционно проходит при поддержке и участии федеральных и региональных органов исполнительной власти, объединений предпринимателей, электронных торговых площадок, что обеспечивает эффективное взаимодействие государственных и муниципальных заказчиков с предприятиями – поставщиками и производителями товаров, работ и услуг для государственных закупок.

RudGZ-S1aВ работе форума приняли участие мэр Москвы Сергей Собянин, глава ФедеральнойRudGZ-S2 антимонопольной службы Игорь Артемьев, а также представители делегаций более чем из 60 регионов России. Открывая форум, мэр Москвы подчеркнул, что российская система государственных и муниципальных закупок претерпела значительные изменения за последнее десятилетие, и сейчас признана одной из самых прозрачных и конкурентных на международном уровне. Новые прогрессивные технологии позволяют государству экономить триллионы рублей. За свою десятилетнюю историю форум вырос в крупную деловую площадку для профессионального обсуждения вопросов, связанных с повышением эффективности государственных закупок. За эти годы общество прошло путь от хаоса и коррупции в системе государственных закупок до прозрачной и понятной схемы размещения заказов. На форуме подводятся некоторые итоги большого пути к созданию цивилизованной контрактной системы. Форум способствует развитию системы госзаказа как важного инструмента государственного регулирования, напрямую влияющего на формирование конкурентной среды, создание новых рабочих мест, обеспечение потребителей высококачественной продукцией и услугами.

RudGZ-S6

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных RudGZ-S14и муниципальных нужд». Москва участвовала в пилотном проекте по формированию городской контрактной системы и успешно реализовала наиболее значимые новации в этой области. Эффективность расходования бюджетных средств на всех стадиях закупочного цикла значительно возросла и по итогам 2013 года превысила 25 %.

Как заявил мэр столицы, правительство Москвы будет и впредь уделять приоритетное внимание вопросам перехода города на Федеральную контрактную систему. Её новые возможности будут в полной мере использованы и для жестких действий по пресечению коррупционных проявлений, и для усиления контроля над исполнением заключённыхRudGZ-S9 контрактов. Форум-выставка послужит конструктивному диалогу участников госзакупок, а высказанные идеи и предложения найдут практическое воплощение в жизнь.

Главной темой конгрессно-выставочных мероприятий в этом году стал переход на контрактную систему, её перспективы и жизнеспособность. Пожалуй, нет в России закона, о котором так много говорили на всех уровнях, как о вступившем в силу ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Рациональное использование бюджетных средств – залог эффективности государственных программ как экономических, так и социальных. Станет ли с введением закона контрактная система более действенной, более прозрачной? RudGZ-S12Как сделать механизм реализации нового закона более гибким и учесть лучшую практику регионов, наработанную в предыдущие годы? Найти ответы на эти и многие другие вопросы и был призван форум-выставка «Госзаказ-2014», на котором подводились первые итоги практического применения нового закона, вступление в силу которого обозначило новый этап развития системы госзаказа в России. Теперь законодатель охватывает все аспекты закупочной деятельности: от планирования до отчетности и предусматривает двустороннюю ответственность, как заказчиков, так и поставщиков.

А вот мнения ведущих экспертов в области госзакупок – участников форума-выставки «Госзаказ-2014».

Александр Бречалов – президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта, куратор проекта ОНФ «За честные закупки»:

«С 2014 года у нас улучшился доступ малых и средних предприятий к госзаказу: минимальная доля государственных и муниципальных закупок, размещаемых у субъектов малого предпринимательства, увеличивается с 10 до 15%, введено «правило второй руки» – к реализации RudGZ-S11госконтрактов заказчики вправе привлекать в качестве соисполнителей субъектов малого предпринимательства, увеличена предельная начальная цена контракта для субъектов малого предпринимательства с 15 до 20 миллионов рублей. Объем закупок у малого бизнеса в 2014 году может вырасти до 1,2 триллионов рублей. Потенциал огромен.

Поэтому в наших ближайших планах – усилить работу по обучению предпринимателей, как правильно участвовать в госзакупках, а также организовать на начавшем работу с 1 сентября 2013 года портале Общероссийского народного фронта «За честные закупки» особый раздел, посвященный обеспечению полноценного участия в госзаказе малого и среднего бизнеса и соблюдению установленного ФЗ № 44 обязательной квоты этого участия.RudGZ-S8

При этом будет принята во внимание необходимость сочетать защиту интересов бизнеса с мерами по предотвращению проникновения в контрактную систему недобросовестных, мягко сказано, участников, ориентированных на так называемые «откаты», «отмывочные» схемы и иные финансовые аферы.

Проект ОНФ «За честные закупки» является открытой сетью по борьбе с коррупцией в сфере госзаказа. Поэтому в первую очередь хотелось бы отметить те нововведения ФЗ № 44, которые касаются усиления мер общественного контроля – одного из важнейших инструментов для обеспечения прозрачности контрактной системы.

RudGZ-S10Обязательное общественное обсуждение закупок, на наш взгляд, эффективное новшество, позволяющее экспертам и людям, профессионально не связанным со сферой госзакупок, осуществлять общественный контроль заказов на этапах их планирования, размещения, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В наших планах – выйти с инициативой изменения данного законодательства таким образом, чтобы контроль можно было осуществлять ещё и на конечной стадии – исполнения заказов».

Михаил Кузовлев – президент-председатель правления Банка Москвы, президент Московской торгово-промышленной палаты:

«Мы возлагаем большие надежды на ФЗ № 44, который прямо предусматривает, что доRudGZ-S4 15% госзаказа должно размещаться для субъектов малого бизнеса, и вообще стимулирует государственных и муниципальных заказчиков на создание благоприятной среды для среднего и малого бизнеса.

Сегодня у Банка Москвы есть уникальный продукт – «Центр финансового контроля», который напрямую связан с новым законодательством. Этот продукт был разработан нами ещё для правительства Москвы – а теперь, со вступлением в силу ФЗ № 44, станет особенно актуальным, поскольку действительно повышает эффективность госзакупок. Эта система позволяет обеспечивать банковское сопровождение денежного потока участников закупочных процедур и осуществлять мониторинг и контроль со стороны заказчика за целевым использованием денежных средств в рамках исполнения контракта.

С помощью «Центра финансового контроля» заказчик может производить акцепт расходных платежей исполнителей контракта, устанавливать и контролировать смету расходных операций, а также формировать сводную отчетность о проведенных платежах».

RudGZ-S13Виктор Степанов – генеральный директор компании «РТС-тендер»:

«Основная цель введения контрактной системы – повышение эффективности, прозрачности госзакупок и снижение их коррупционной составляющей. С этой целью создатели ФЗ № 44 и разработали различные новшества и изменения, которые должны помочь в осуществлении поставленной задачи, в том числе перевод всех процедур осуществления закупок в электронную форму. В рамках этого закона планируется принятие целого ряда важных подзаконных актов, направленных на развитие и совершенствование сферы госзаказа. Когда же контрактная система заработает в полную силу, госзакупки выйдут на новый уровень».

Необходимо отметить, что в рамках форума-выставки «Госзаказ» правительство Нижегородской области объявило о подготовке к внедрению информационно-аналитической системы на платформе SAP SRM. Система поддерживает процессы проведения государственных и муниципальных закупок. Важным результатом использования ИТ-решения станет снижение стоимости закупок для бюджета области и развитие местных производителей в выявленных перспективных рыночных нишах.

Приоритетом для правительства Нижегородской области является поддержка местных производителей. Создавая условия для их развития, активно привлекаются предприятия к участию в государственных и муниципальных закупках. Поддержать эту инициативу была призвана информационно-аналитическая система, которая позволяла бы выявлять сферы, где местные производители представлены недостаточно полно, и помогала бы предприятиям выгодно представлять свои товары и услуги. Куратором проекта выступило Агентство по развитию производства, кооперации и конкуренции Нижегородской области, а исполнителем выбрана компания «Техносерв Консалтинг».

Основой для создания «Нижегородской электронной товарно-информационной системы» (ИАС «НЭТИС») стала платформа SAP SRM. Заказчики – государственные и муниципальные учреждения, планирующие и осуществляющие в системе закупки товаров, работ и услуг. Система автоматически определяет вид закупочной процедуры (конкурс, аукцион и др.), исходя из категории закупаемых товаров и услуг, объёма закупок и других условий, а также выявляет возможности консолидации заказов и проведения совместных торгов. Механизм ранжирования заявок поставщиков помогает заказчикам сделать оптимальный выбор в рамках законодательства в зависимости от степени соответствия выдвинутым требованиям. В свою очередь, производители и поставщики размещают в специально созданном в системе e-магазине каталоги своей продукции. Заказчики могут выбирать и закупать необходимые товары непосредственно в е-магазине.

В системе разработано более 30 шаблонов документов для различных видов закупок. Документы автоматически формируются при подготовке и проведении закупочных процедур. Система контролирует регламентные сроки при проведении закупок в соответствии с требованием законодательства. Также предусмотрена интеграция с официальным сайтом госзакупок и электронной торговой площадкой.

В настоящее время в системе, построенной на основе SAP SRM, зарегистрировано более 600 государственных заказчиков, идёт подготовка к регистрации муниципальных заказчиков и предприятий-поставщиков. Предполагается, что в будущем системой воспользуются около 4300 государственных и муниципальных заказчиков.

«Система обеспечивает прозрачность и открытость закупочных процедур, вводит в действие четкие и понятные правила оценки предложений поставщиков, – подчеркивает директор Агентства по развитию производства, кооперации и конкуренции Нижегородской области Валерий Тарбеев. – По нашим прогнозам, уже в ближайшее время мы сможем отметить снижение закупочных цен и повышение качества государственных и муниципальных закупок в регионе. Анализ закупок, осуществляемых через ИАС «НЭТИС», и выявленные с её помощью инвестиционные ниши станут основой для формирования стратегии развития нижегородских товаропроизводителей и предпринимателей, повысив их конкурентоспособность».

RudGZ-SSAP

А исполнительный директор SAP СНГ Наталия Парменова отмечает: «Прозрачность госзакупок – один из важнейших факторов стимулирования местных производителей, что особенно актуально для наших регионов. С помощью современных технологий обеспечивается равный доступ к участию в госконтрактах, а значит – возможность предложить инновационные решения, развивать новые рабочие места и производства. Проект в Нижнем Новгороде подтверждает, что опыт компании SAP и её партнеров в разработке и внедрении решений по оптимизации цепочки поставок важен и востребован в России».

Итак, закон о контрактной системе предусматривает несколько этапов закупочного цикла. Один из самых главных – прогнозирование потребности и планирование соответствующей закупки. Таким образом, впервые создается единая система, при которой должно четко прослеживаться целевое назначение закупок и их роль в решении стоящих перед государственными и муниципальными органами власти задач. Ещё одним нововведением данного закона стало создание стройной системы контроля – многоэтапных и многоуровневых проверок всех закупочных процедур. И важным элементом этой системы является общественный контроль. Кроме того, закон предполагает создание единой информационной системы в сфере закупок. Общество рассчитывает, что новая система информатизации закупочного процесса не просто повысит гласность и прозрачность закупок, а позволит автоматически контролировать целый ряд закупочных процедур.

Следует отметить, что закон о контрактной системе предоставляет заказчикам право требовать от победителей торгов приглашать на субподряд субъекты малого предпринимательства. Данное право является уникальным, и от того, как заказчики будут им пользоваться, зависит конечный результат поддержки государством малого бизнеса.

Для достижения прозрачности госзакупок необходимо проводить совместную работу государства, бизнеса и общества. Основные задачи – разработка условий и методик привлечения независимых экспертов, проверка результатов исполнения контракта, проведение общественного обсуждения закупок, оценка конкурсной документации, обеспечение эффективной двусторонней коммуникации, а также формирование системы независимой оценки. При соблюдении этих условий всем будет комфортно работать в сфере госзакупок.

И тогда оптимистично можно будет сказать, что контрактная система закупок – это ступень в будущее. Но только время и люди сумеют ответить на вопрос: «Миф это или реальность?».

WRN

Фото российских и зарубежных журналистов, интернета

Метки: , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы