МАТВЕЙ ДОБРОВ – КЛАССИК РУССКОЙ ГРАФИКИ

19 марта 2014

RudDobrov-S6В Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) на Крымском валу, 10 с 20 марта по 25 мая 2014 года проходит выставка отечественного художника Матвея Алексеевича Доброва (1877–1958) «Забытый классик». Его художественное наследие – мастера гравюры по металлу, стало классикой русской графики первой половины XX века. Московская школа офорта также неразрывно связана с именем Доброва, как школа ксилографии – с именем Фаворского.

Выставка позволяет зрителю познакомиться с автором одних из самых изящных, технически безупречных гравюр, отличающихся исключительной культурой отношения к форме, линии и цвету. На протяжении жизни Матвей Алексеевич сознательно оставался в стороне от поисков остросовременных выразительных средств и тем, отдавая дань традиции реализма и камерным лирическим мотивам. Поэтому, несмотря на то что с 1910-х годов Добров участвовал во многих выставках художественных объединений, в том числе Московского товарищества художников, общества «Жар-цвет», Товарищества независимых, Московского салона, Ассоциации графиков, объединения «Маковец», во всесоюзных и зарубежных экспозициях 1930-1950-х годов, во второй половине XX века его «тихое искусство» оказалось практически забыто.

RudDobrov-S5

В ранних работах Доброва прослеживается увлечение модерном и символизмом, однако главным, наиболее органичным для художника было реалистическое направление, связанное с традициями московской школы.

Творчество Доброва сочетает в себе камерность и лиричность станковой графики с точностью научного рисования. В таком соединении выражается своеобразие мироощущения автора: он воспринимал окружающее одновременно как художник и как естествоиспытатель. Как говорили об этом на открытии выставки, взаимопроникновение искусства и науки во многом определили всю его творческую биографию.

С юности Матвей Алексеевич Добров интересовался ботаникой, позже он отучился два курса на физико-математическом факультете Московского университета имени М.В. Ломоносова. Художественное образование начал в 1900 году в школе рисования и живописи К.Ф. Юона и О.И. Дудина, затем поступил на отделение живописи Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где учился с 1901 по 1906 гг. у К.А. Коровина, В.А. Серова, А.С. Степанова.

RudDobrov-S4RudDobrov-S3

Добров увлёкся искусством гравюры в детские годы, получив на день рождения в подарок от отца, крупного московского врача и мецената, монографию об офортах Рембрандта. Но осуществить свою мечту стать офортистом ему удалось только в 1908 году в Париже, куда по совету К.Ф. Юона он отправился обучаться гравированию в мастерской известной русской художницы Е.С. Кругликовой. Жизнь Доброва в Париже была наполнена разнообразными занятиями, интересами и впечатлениями: он посещал Академию Ф. Коларосси, где рисовал и гравировал ню с натуры, прослушал курс лекций по египтологии в Лувре, увлёкся творчеством танцовщицы Айседоры Дункан.

RudDobrov-S2RudDobrov-S1

В начале 1910-х годов в Москве Добров смог организовать собственную мастерскую и заново гравировал свои лучшие парижские офорты, в том числе «Памятник Вольтеру» (1911г., ГТГ) и «Фонтан Карпо» (1912 г., ГТГ). Он также создал ряд новых гравюр, среди которых выполненная по луврским зарисовкам «Египетская статуэтка» (1917 г., ГТГ) – пример использования художником техники меццо-тинто, популярной в России в XVIII – первой половине XIX века, но затем незаслуженно забытой.

Чуть позже, уже с конца 1910-х годов, Добров обратился к теме национального пейзажа. В 1919 году появляются его первые офорты из серии «Мотивы Подмосковья», над которой он работал до конца жизни. В 1920-е годы, оставшись без офортного станка, Матвей Алексеевич много рисовал. Прекрасным образцом работы тушью с использованием гусиного и тростникового перьев является серия рисунков, исполненных в 1925 году в Алабино – «Деревья у пруда. Алабино», «Дуб. Алабино» (оба – ГТГ) и другие.

RudDobrv-S1nRudDobrv-S2n

На протяжении всей жизни художника привлекала анималистика. Изображения животных и птиц появлялись в композициях, навеянных впечатлениями от парижского зоопарка (серия «Птицы», 1911-1912 гг., ГТГ, ГМИИ; «Зебры», 1915 г., ГТГ), в пейзажных этюдах («Пейзаж с лошадью. Переславль-Залесский», 1927 г., частное собрание), в серии больших гравюр «Скачки» (1934-1937 гг., ГТГ, частное собрание).

При работе над произведениями на бытовые сюжеты Добров стремился к документальной точности, но созданные им своеобразные «семейные хроники» неизменно окрашены личным отношением к их участникам («Спящая Соня», 1910 г., частное собрание; «Отдых», 1928 г., ГТГ; «Бабушка и внучка»,1931 г., «За шитьем. Калуга», 1936 г., обе – частное собрание).

В 1934-1936 годах Матвей Добров возглавлял Офортную студию имени И.И. Нивинского, где у него появилась возможность создавать большеформатные офорты, ставшие образцами блестящего технического мастерства: «Рыболовы на Москве-реке», «Оленеводческий совхоз» (оба – частное собрание), «Ремонт сельскохозяйственных орудий в колхозе», «Немцы покидают Калугу» (оба – ГТГ).

Помимо художественного творчества М.А. Добров реализовывал себя в педагогике: преподавал в разное время в Государственной школе печатного дела при Первой Образцовой типографии, на кафедре рисования для студентов геологов, ботаников и географов в МГУ, в Московском полиграфическом институте. С 1935 года и до конца жизни Матвей Алексеевич руководил мастерской офорта на графическом факультете Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова. Он стремился увлечь студентов искусством гравюры на металле, хотя понимал, что эта техника не является популярной из-за трудоёмкости и сложности работы.

Представленные на выставке работы иллюстрируют весь диапазон тем и сюжетов, всё многообразие техник, которыми владел мастер: от карандашного рисунка до экспериментов в технике офорта. В экспозицию включены более 100 произведений из собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и из коллекции потомков художника.

 WRN

Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы