«ОЛДТАЙМЕР-ГАЛЕРЕЯ»: BACK in USA или в СССР

8 марта 2014

RudOldTlogo-S1Главная тема 22-й Международной выставки старинных автомобилей и антиквариата «Олдтаймер-Галерея-2014» Ильи Сорокина, с 7 по 10 марта проходящей в Москве (Россия), в КВЦ «Сокольники», – 55-летний юбилей американской национальной выставки «Промышленная продукция США», состоявшейся в Сокольниках летом 1959 года. Эта выставка стала событием мирового масштаба и значимой вехой в советско-американских отношениях эпохи «холодной войны». Ради столь грандиозного юбилея весенняя «Олдтаймер-Галерея» проходит именно в том самом павильоне № 2, RudOldTXryNiks-Sстены которого помнят знаменитые «кухонные дебаты» между главами государств СССР и США Никитой Хрущёвым и Ричардом Никсоном.

Символично, что весенняя «Олдтаймер-Галерея» (генеральный партнёр – компания «Роберт Бош», соорганизаторы – «Политехнический музей», автоклуб «Джанкярд» при поддержке правительства Москвы, Московской городской думы) проходит в таком историческом месте. Ведь как раз здесь в 1959 году красовались роскошные американские автомобили, сегодня ставшие олдтаймерами, а тогда бывшие «немыслимым чудом» и «последним словом техники». Для юбилейных торжеств удалось найти те самые автомобили Cadillac Sedan De Ville, Chevrolet Corvette, Chevrolet Impala, Ford Thunderbird и Plymouth Belvedere – экспонаты выставки 1959 года, для которых были воссозданы элементы фирменных стендов. В экспозиции «Олдтаймер-Галереи» представлены подлинные реликвии «той» выставки: видеоролики, фотографии, проспекты, буклеты, значки и другие памятные вещи. Посетителям предоставлена редчайшая возможность (раз в 55 лет!) и мысленно, и воочию перенестись на несколько десятилетий назад – в романтическое время отважных пионеров космонавтики, революционных открытий и огромных роскошных импортных автомобилей.

RudOldT-S3

«Олдтаймер-Галерея» – единственная в России и крупнейшая в Восточной Европе специализированная выставка технического антиквариата. Этот смотр проводится с 2002 года в таких выставочных центрах Москвы, как «Сокольники», «Экспоцентр» и «Крокус-Экспо». Итак, уже в 22-й раз самые успешные участники рынка ретротехники демонстрируют свои достижения, среди которых непременно есть громкие премьеры, сюрпризы и сенсации. RudOldT-S5Как и прежде, самые главные на выставке – олдтаймеры. Этим «нерусским» словом обозначают автомобили, выпущенные до середины XX века. В современной России старинные автомобили и всё, что с ними связано, – это мощная сложившаяся индустрия, центром которой уже двенадцать лет является «Олдтаймер-Галерея»». Однако это не только старинные автомобили и техника, это и особый «воздух» казалось бы безвозвратно ушедшего времени, его подлинный дух и неповторимая фактура. Выставка позволяет «воскресить» ту или иную эпоху и ненавязчиво заставляет каждого почувствовать себя «в гостях у прошлого». Особая атмосфера «Олдтаймер-Галереи» давно снискала выставке заслуженную славу. Коллекционеры и любители старинных авто не чужды и иных увлечений, поэтому каждый день на выставке проходят дегустации элитных сортов алкоголя и сигар, показы винтажных коллекций, работает уникальный в своём роде «блошиный рынок», а живая музыка и стильные танцевальные номера добавляют происходящему изысканности и шарма.

На «Олдтаймер-Галерее» коллекционные бюро демонстрируют свои новинки, частные коллекционеры – новые экспонаты своих собраний, реставраторы показывают не только результаты своего долгого и кропотливого труда, но и автомобили, находящиеся ещё в процессе воссоздания. Российские клубы классических авто хвастают трофеями спортивной славы, завоёванными не только на родине, но и за рубежом. RudOldTotkr-SСреди участников выставки представители 15 стран: Бельгии, Германии, Италии, США, Финляндии, Франции, Чехии и других, ведь бурно развивающийся российский олдтаймер-рынок интересует профессионалов со всего света.

В торжественной церемонии открытия выставки «Олдтаймер-Галерея» приняли участие те, кто в 1959 году побывал на «той» выставке, о которой они с некоторой грустью и поделились своими воспоминаниями. На открытии также выступили организатор проекта Илья Сорокин, депутат Московской городской думы Александр Крутов, представители компаний Cadillac, GM, руководители Политехнического музея, автоклуба «Джанкярд», известный американский дизайнер Диметриус Имз (потомок знаменитого американского дуэта дизайнеров Чарльза и Рэя Имз, показывающий на выставке фирменную мебель Eames) и, конечно же, фотографы и корреспонденты, побывавшие тогда в Москве. А компания Pepsi предоставила эксклюзивные ретро-бутылочки с напитком для посетителей. Да, впервые заморская «газировка» демонстрировалась именно в Сокольниках, а дегустацию проводил сам Н.С. Хрущёв, давший ей высокую оценку. Под аплодисменты собравшихся прямо во время церемонии открытия в павильон был доставлен один из главных экспонатов праздника – Plymouth Belvedere.

RudOldTwhite-S

Именно на выставке «Промышленная продукция США» 1959 года состоялся тот самый горячий спор холодной войны – «кухонные дебаты» между Хрущевым и Никсоном. Там же впервые прозвучала знаменитая фраза «Мы вам покажем Кузькину мать!», ставшая своеобразной визитной карточкой Никиты Сергеевича. Ну, а пока лидеры сверхдержав спорили о коммунизме и капитализме, простые советские люди знакомились с образом жизни обыкновенных американцев. RudOldTKyzMat-SА подивиться тут было чему: посудомоечные и стиральные машины, телевизоры, газонокосилки, невероятный ассортимент косметики, доступная цветная фотоплёнка, пузырящаяся «Пепси-Кола», непонятное современное искусство и фантастические автомобили! Согласно статистике, за первые две недели выставку посетило около миллиона человек – цифра даже сегодня вызывает сомнения и кажется завышенной, но в той американской сказке чего только не было.

Даже спустя полвека выставку вспоминают из-за мощнейшего культурного шока от вида «Кадиллаков», «Бьюиков» и «Линкольнов» с вычурным дизайном эпохи «детройтского барокко». И если «Пепси-Колой» угощали любого желающего, а полиэтиленовые пакеты и значки дарили каждому, то фантастические автомобили так и остались экспонатами за ограждением – не только неосуществимой, но даже и неосязаемой мечтой строителей коммунизма. Кто из них мог позволить себе в 1959 году приобрести двухместный спортивный Chevrolet Corvette?

RudOldT1959-S

Настоящим архитектурным шедевром «той» выставки стал павильон-купол из стальных труб, дюралюминия и стекла, возведенный по проекту известного американского архитектора Ричарда Фуллера. Купол диаметром 64 метра и высотой 30 метров казался золотым – так ярко играли на солнце ромбовидные листы анодированного дюраля. Сразу за куполом шел дугообразный второй павильон – тот самый, в котором состоялись «кухонные дебаты». На рассказы Ричарда Никсона об изобилии бытовой техники Никита Хрущев отшутился: «А у вас нет такой машины, которая бы клала в рот еду и ее проталкивала? Вы показываете нам много интересных вещей, но они не необходимы для жизни. От них нет пользы. Это всё лишь штучки».

RudOldFt1-SШтучки штучками, но брешь в «железном занавесе» они проделали. С каким чувством покидали выставку люди, возвращаясь в мир коммуналок, трамваев и очередей? Впрочем, у советских людей была собственная, особая гордость! Спутник, реактор, атомный ледокол «Ленин», бесплатная медицина и образование, – всё это было показано американцам на Выставке достижений науки, техники и культуры СССР, устроенной в Нью-Йорке в том же 1959 году.

Ну, а посетители нынешней, 22-й «Олдтаймер-Галереи» могут совершенно без опаски сфотографироваться с Хрущёвым, Никсоном, Брежневым или членами типичной американской семьи. На юбилейном стенде расставлены три фотографии с прорезанным овалом для лица и все, кто желает, может стать «участником» знаменитых «кухонных дебатов» или членом американской семьи.

RudOldTstar-SВсего на несколько дней выставочные павильоны Сокольников превращены в настоящий город прошлого. Российские и зарубежные антикварные салоны и бутики выставляют на «Олдтаймер-Галерее» винтажную мебель, живопись, фарфор, бронзу, одежду, украшения, старинное оружие, военную атрибутику, ордена, медали, книги и ценные бумаги. Здесь всегда в изобилии «околоавтомобильные» сувениры, модельки машин, открытки и фотографии, книги и журналы, значки и регалии, предметы коллекционирования и артефакты старинного быта. Ни один настоящий любитель ретро-стиля не уходит с выставки без ценного приобретения чего-нибудь эдакого.

RudOldTSochi-SЕщё свежи в памяти впечатления от торжественной церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, которая, кстати, стала большой радостью и для любителей олдтаймеров. Как вы помните, в театрализованной части церемонии открытия Игр зрителям представили историю становления российского государства, в том числе масштабные сцены четырёх наиболее ярких и знаковых эпох царской России (в виде парада гвардейцев и бала высшего света), революции, индустриализации и послевоенной жизни. Последняя из них (эпоха хрущёвской оттепели и стиляг 60-х годов) во время представления сопровождалась появлением на площадке ледовой арены автомобилей советских марок. По городской автомагистрали, роль автоинспектора на которой выполнял знаменитый российский боксёр Николай Валуев, торжественно прокатились идеально отреставрированные советские олдтаймеры. А одним из ярчайших авто-олимпийцев стал, разумеется, великолепный автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» в версии кабриолет. Именно из салона этого автомобиля телезрители могли увидеть красочное открытие «изнутри», а любители олдтаймеров (и им сочувствующие) – отметить характерные особенности отделки его салона. Но мало кто знает, что ещё десять лет назад эта прославившаяся теперь на весь мир олимпийская «Победа» выглядела совсем по-другому. В груде искореженного ржавого металла практически невозможно узнать нарядный бежевый кабриолет, который ныне представлен в своей первозданной исторической красоте.

RudOldTFt-S3Разумеется, что главные на выставке – автомобили. Самые роскошные, самые оригинальные, самые красивые модели и тогда, в 1959 году, и сегодня, в 2014-м, на юбилейном стенде, организованном Политехническим музеем совместно с автоклубом «Джанкярд», демонстрирует General Motors. И это неудивительно! «Что хорошо для «Дженерал моторс», хорошо для Америки». Эту фразу, ставшую классической, произнес в 1953 году президент корпорации Чарльз Эрвин Уилсон, ставший затем главой Пентагона при президенте Эйзенхауэре. Подобное привилегированное положение отразилось и в автомобильной экспозиции Американской национальной выставки 1959 года – стенд «Дженерал Моторс» стал поистине самым заметным из всех, причем, не только по количеству экспонатов, но и по их уровню. Флагманами выступили Cadillac Sedan De Ville – люксовая модификация четырёхдверного седана, а также двухдверный кабриолет Buick Electra 225 в роскошной комплектации. Более скромный седан Chevrolet Impala привлекал своим «галактическим» обликом, главными чертами которого стали задние горизональные фонари каплевидной формы в сочетании с горизонтальными же плавниками. Достойно смотрелись Oldsmobile Super 88 и Pontiac Bonneville, предназначенные для среднего класса. В экспозиции General Motors был и самый необычный автомобильный экспонат Американской выставки – Chevrolet Impala в разрезе, собиравший вокруг себя толпы любопытных зрителей.

Невиданным для советских людей оказался двухместный спортивный Chevrolet Corvette с кузовом из стеклопластика – ничего подобного отечественный автопром не производил. А сегодня великолепный экземпляр «Корвета» 1959 года выпуска для юбилейной экспозиции предоставила компания «Retrolegenda». Несмотря на свой почтенный возраст, автомобиль выглядит так, как будто недавно сошёл с конвейера. Из истории машины известно, что она принадлежала владельцу дилерского центра GM во Флориде и долгое время украшала один из шоу-румов Chevrolet. Несколько лет назад автомобиль попал в Россию и теперь радует своей мощью и красотой российских любителей олдтаймеров.

RudCorvetteStingray-SТакже впервые российской публике показан и современный наследник классического «Корвета» – Chevrolet Corvette Stingray 2014 года. Это самая мощная из всех когда-либо выпускавшихся серийных моделей, с оценочной мощностью 450 лошадиных сил и крутящим моментом 610 Нм. Это также один из наиболее динамичных серийных автомобилей, способный разгоняться до сотни километров в час менее чем за четыре секунды. У нового Corvette Stingray всего две общие детали с автомобилями предыдущего поколения. В нём – много чего нового: силовой каркас кузова, шасси, а также дизайн внешнего вида и интерьера.

Президент отделения GM в Северной Америке Марк Рейсс (Mark Reuss) сказал: «Так же, как и Sting Ray 1963 года, автомобили Corvette всегда являлись воплощением мощности, лидерства, самых современных технологий, дизайна, от которого захватывало дух, и впечатляющего удовольствия от вождения. Благодаря сегодняшним достижениям в области дизайна, технологий и инженерного дела, новый Corvette идёт ещё дальше».

RudOldTCadlc-S3

Настоящей жемчужиной выставки стала коллекция «Линкольнов» и «Кадиллаков» Эдуарда Асилелова из города Видное. Свой первый коллекционный автомобиль, Chrysler Windsor 1947 года выпуска, он приобрёл в Америке 11 лет назад, когда родилась его внучка. Одиннадцать долгих лет он реанимировал и приводил в чувства эту модель, тщательно отшлифовывая каждую деталь, выбирая цвет. Теперь в коллекции Асилелова еще несколько авто – сплошь представительские «американцы» 20-50-х годов прошлого века.

RudOldTreb-S3«Управлять таким автомобилем – состояние, близкое к нирване, – с изрядной долей положительных эмоций говорит Эдуард Асилелов. – Если хоть одна из этих моделей покажется на дороге и вальяжно, не спеша, выжимая не больше 50 километров в час, продефилирует среди основного машинопотока, успех и овации публики ей обеспечены! Потому что у таких машин есть душа. Это не современные безликие машины. Америка тех лет красила автомобили в безумные цвета. Но я всё-таки выбираю более консервативные костюмы, для своих моделей, например, фисташковый цвет. А лимузин «Кадиллак» – вообще редчайшая серия. В 1958 году таких машин было выпущено всего 802 штуки. На сегодняшний день «в живых» по миру осталось только 40 автомобилей. На таких ездили Элвис Пресли и Фидель Кастро. В 1958 году команданте встречал на точно такой же машине Анастаса Микояна, когда он прилетел к нему на Кубу».

Да, раритеты…

Среди главных экспонатов выставки и «Подарок Сталину». В 1949 году на 70-летие Иосиф Виссарионович получил от трудящихся Чехословакии в подарок три автомобиля: Skoda Tudor, Aero Minor и Tatra T600 Tatraplan. До недавних пор прослеживалась дальнейшая судьба лишь одного из них – кабриолета Tatraplan, который отыскался в Грузии и в 70-е годы вернулся обратно на родину в Чехословакию. Сейчас он украшает собой заводской музей компании Tatra. Второй авто-подарок – Aero Minor был обнаружен совсем недавно, летом 2013 года. И вот теперь, на 22-й «Олдтаймер-Галерее» – премьерный показ отреставрированной реликвии.

RudOldTShim-S1Как убелённые сединами ветераны, стоят в одном ряду восемь советских тракторов из коллекции известного московского коллекционера и реставратора Евгения Шаманского. Несмотря на свой почти что вековой возраст (часть экспонатов – 1920-х годов), все они в отличной состоянии, блестят, как с иголочки, и выглядят весьма эстетично. Хоть сейчас в поле. В России подобная коллекция является единственной в своем роде и показывается публике впервые.

«В 30-е годы тракторист в деревне – это самый уважаемый человек, такой же, как через три десятилетия – космонавт, – говорит организатор выставки Илья Сорокин. – На прошлых наших выставках были «пригламуренные» трактора – Porsche, Lamborghini. Очень хорошо, что сейчас появились советские модели, представляющие особый исторический пласт нашей страны».

RudOldTUS-SВ самом углу павильона, стараясь быть не очень заметным (ему это не удалось), притаился, ожидая нужного времени, военный автомобиль командирской версии «Додж три четверти». Его хозяин Кирилл Евстафьев охотился за ним по всему миру. Но машина сама нашла его, когда Кирилл был в Чехии. Вот что он рассказывает: «Это уникальная машина, рассчитанная как на движение по дороге, так и по бездорожью. После войны на ней ездил неизвестный американский полковник, а потом она участвовала в парадах и автопробегах в Чехословакии. Вторая моя машина, стоящая на этом же стенде «Retrolegenda», – гоночный Fiat 500 Abarth. И хотя он и крошечного размера, но вполне серьёзный гоночный снаряд!».

RudOldTm-SВ соседнем зале – как новенькие, смотрятся спортивные «Москвичи», «Жигули», тут же «Чайки», ЗиЛы… А ведь кажется не так давно они ещё ездили по Москве, другим городам и весям! Время неумолимо: ныне – они  уже олдтаймеры…

А вот – и масштабные модельки (1:43) машин 1950-1960-х годов. Их привёз из Англии пожилой коллекционер, влюблённый в них с детства. У этих чудных моделек работает подвеска, поднимаются стёкла. Улыбаясь, он говорит: «В России очень уютное ретродвижение: мало где в одном и том же выставочном зале встретишь и легковые машины, и трактора, и даже военную технику. Это, может быть, от того, что в России ретродвижение ещё только начинается, – но факт есть факт, атмосфера здесь очень душевная».

Фото из исторических архивов России, журналистов российских и зарубежных СМИ

WRN

Метки: , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031