ЖЕНЩИНЫ в СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

19 ноября 2013

RudWomnEcLogo

В Москве (Россия) прошёл VII-й международный форум «Женщины в современной экономике: вызовы и решения». Организатор форума – некоммерческое партнёрство «Комитет 20» (объединение женщин-лидеров бизнеса).

Участники форума, – а это 125 представителей российского и зарубежного бизнеса, некоммерческих и государственных организаций, ведущих вузов страны, – обсуждали вопросы участия женщин в экономическом развитии страны, их роли в модернизации глобальной экономики. Большое внимание было уделено современным вызовам, стоящим перед каждой деловой женщиной, и путям их решения.

RudZaslavskaya-SНа форуме были представлены результаты исследования, проведённого НП «Комитет 20» при поддержке компании Exxon Mobil (особая благодарность представителю компании Светлане Заславской) и посвящённого изучению лучших корпоративных практик, направленных на расширение экономических возможностей женщин, создание благоприятных условий для их труда и профессионального роста. Результаты исследования были изданы в виде брошюры под названием «Корпоративные практики поддержки женщин: модный тренд или стратегическая инвестиция?», которая была презентована всем участникам форума.

Форум состоял из двух пленарных заседаний. На первом пленарном заседании выступили: Анна Белова, председатель Совета директоров Российской венчурной компании (РВК), председатель Совета НП «Комитет 20», профессор Высшей школы экономики; Ирина Калабихина, доктор экономических наук, профессор экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперт Всемирного банка и ООН; Лейла Рзакулиева (США, Upstream P&GA), manager подразделения компании Exxon Mobil; Елена Федяшина, исполнительный директор НП «Комитет 20», руководитель проекта.

На первом пленарном заседании были затронуты вопросы глобальных экономических тенденций, а также определены новые, возникающие сегодня, экономические возможности. Темпы, меняющие современную экономику, – стремительны, и поэтому старые экономические модели «администрирования» экономикой уже не работают.

RudBelova-SПо словам председателя Совета директоров РВК, профессора Анны Беловой, назрела необходимость создания так называемой «дорожной экономической карты». Эта карта поможет управлять новой экономикой, прошедшей за последние сто лет путь от «сырьёвой» до «интеллектуальной». Необходимо создавать новые схемы, переводящие «бизнес-администрирование» XX века в «бизнес оф креативити» века XXI. И именно вызовы нового дня требуют более широкого участия женщины в экономическом развитии страны и мира.

По мнению профессора МГУ Ирины Калабихиной, фактическое присутствие женщины в экономике – это значимая величина. 40% активных участников мирового рынка труда – женщины, более того, велик процент женщин, участвующих в составлении бюджетов многих стран. Да и примеров успешных женщин – руководителей разного уровня – можно привести достаточно, но стереотипы в данном вопросе все еще имеют место быть.

Представитель компании Exxon Mobil Лейла Рзакулиева рассказала об успешных программах по женскому лидерству и микрофинансированию малых женских предприятий. Так, Exxon Mobil уже восемь лет ведёт специальные программы по развитию лидерских качеств у женщин, разрабатывает технологии повышения семейного дохода и инвестирует средства в индивидуальные бизнес-проекты по всему миру.

Исполнительный директор НП «Комитет 20» Елена Федяшина рассказала о результатах исследования, посвящённого изучению корпоративных практик по поддержке женщин, а также представила брошюру «Корпоративные практики поддержки женщин: модный тренд или стратегическая инвестиция?». В исследовании приняли участие руководители более двухсот предприятий России, 1600 респондентов со всей страны. Было проведено 14 интервью с руководителями крупнейших компаний, подготовлены обзоры лучших российских и мировых практик. Исследование затрагивает проблемы женского лидерства и карьеры, рассматривает всевозможные инициативы по расширению экономических возможностей женщин, в том числе женщин с детьми, и предлагает конкретные «рецепты», помогающие женщинам сочетать семейные обязанности и профессиональный рост.

Один из выводов исследования говорит о том, что почти половина опрошенных женщин признала определяющим при выборе рабочего места наличие программ поддержки семьи.

Второе пленарное заседание прошло в форме дискуссии на тему: «Программы поддержки женщин: модный тренд или стратегическая инвестиция?». Модератором её была Светлана Баланова – генеральный директор компании IBS, вице-президент НП «Комитет 20». В дискуссии приняли участие: Николай Прянишников, президент компании «Майкрософт Россия»; Майк Нолте, вице-президент «Мерседес-Бенц Россия»; Станислав Костяшкин, генеральный директор «Continent Express»; Татьяна Сорокина, директор Департамента по продвижению программного обеспечения IBM в России и СНГ; Ирина Эльдарханова, председатель Совета директоров Группы компаний «Конфаэль»; Светлана Баланова, генеральный директор компании IBS.

Лидеры крупных компаний обсудили корпоративные программы, призванные поддержать работающую женщину, помогающие создать необходимый баланс между работой и семьей. Выступавшие делились собственным опытом построения слаженной бизнес-команды, рассказывали о социальных программах поддержки своих работников. Выяснилось, что уже сегодня в больших компаниях обычным делом считаются гибкий график работы и «удаленка», принимаются расширенные программы по медстрахованию, создаются корпоративные детские сады и многое другое.

Но, как говорится, мнения участников дискуссии разошлись. Так, Софья Азизян, партнёр компании «ЕУ» считает, что женские программы желательны именно в силу того, что с детства женщину учат быть послушной, и именно это мешает ей громко заявить о себе в дальнейшем. С решением таких проблем хорошо справляются, к примеру, тренинги с участием «ролевых моделей», проводимые в компании «EY».

RudEldarxanova-SИрина Эльдарханова, председатель Совета директоров группы компаний «Конфаэль» подчеркнула, что женщины и мужчины изначально имеют разные условия для развития карьеры, поэтому, если в компании есть отдельные программы поддержки женщин, совмещающих работу и семью, это благотворно сказывается на всей команде.

Вице-президент компании «Мерседес-Бенц Россия» Майк Нолте рассказал, что программа гендерной диверсификации проводится в компании уже восемь лет. Предполагается, что к 2020 году количество женщин-руководителей в этой, ранее сугубо мужской отрасли, вырастет до 20%. С другой стороны, некоторые руководители считают, что гендерное разделение либо квотирование плохо отражается на самих женщинах.

Татьяна Сорокина, директор Департамента по продвижению программного обеспечения IBM в России и СНГ считает квотирование противоестественным и принижающим чувство собственного достоинства женщины, а генеральный директор компании IBS Светлана Баланова полагает, что корпоративные практики, будь то гибкий рабочий день или медицинское страхование детей – не менее важны и для мужчин.

По мнению Николая Прянишникова, президента «Майкрософт Россия», увеличение количества женщин в его компании с 20% до 40% – это результат «требования дня», а вовсе не искусственная практика по соблюдению гендерного равенства. Разные взгляды и люди дополняют друг друга, добавляют мотивации, потому важна сбалансированная команда, в которой представлены люди обоих полов, разного возраста и с различным опытом. Все участвующие в дискуссии с ним согласились. Они сошлись во мнении, что женщины в условиях современной экономической и демографической ситуации заслуживают особого внимания, поскольку на них все-таки лежит «двойная нагрузка» по совмещению многочисленных семейных обязанностей с успешной трудовой деятельностью. Кроме того, соблюдение принципа диверсификации в управленческих командах положительно влияет на эффективность бизнеса и экономики в целом.

WRN

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы