КУЛЬТУРА и ОБРАЗОВАНИЕ в ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

18 октября 2022

ИЗ СТАРЫХ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК (Москва, Россия, 2002 год)

LRKobznBorvikBordinHmel-S

KobznBook-SKobznBook-S2Более 20 лет назад по инициативе народного артиста СССР, профессора, выдающегося общественного и политического деятеля, мецената Иосифа Давыдовича Кобзона в Москве (Россия) был создан благотворительный фонд «Культура и образование в экстремальных условиях». Уверен, что большинство почитателей великого певца даже и не слышали об этом. Признаюсь, что и я, хотя имел к данному фонду непосредственное отношение, позабыл об этом факте. Напомнила мне об этом моя родственница, которая, разбирая вещи ушедшей от нас её мамы и моей тёщицы, обнаружила книжку академика Юрия Боканя «Витасофия Кобзона. Он – личность» с приятным для меня посвящением: «Соратнику Льву Михайловичу! С уважением и верой в сотрудничество. И. Кобзон. 6.06.2001». Почему это я вдруг «Соратник»? Да потому, что я был одним из учредителей и даже сопредседателем этого фонда (подчёркиваю, на общественных началах!). Среди его учредителей были также журналист, писатель, академик Генрих Боровик, ректор Современной гуманитарной академии (СГА), основанная в 1992 году (именно на её территории и разворачивалась вся практическая деятельность фонда), доктор наук, профессор Михаил Карпенко, знаменитый путешественник Федор Конюхов и другие. В состав попечительского совета входили госсекретарь союзного государства России и Беларуси Павел Бородин, министр РФ по национальной политике Владимир Зорин; уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, профессор Олег Миронов; президент Ассоциации работников правоохранительных органов России, генерал-майор милиции, профессор Асламбек Аслаханов; народный артист России Борис Хмельницкий; четырёхкратный чемпион мира Салман Хасимиков и другие.

Небольшое объяснение, что же это такое «Витасофия». Витасофия – путь к внутренней устойчивости личности на идеалах уважения к себе, окружающим, социальному и природному типу. Индивид, применив принципы витасофии, приобретает ключ к гармонизации себя, своей деятельности в согласии с природой. Это оптимистический взгляд на предотвращение мировой экологической катастрофы, будущее земной цивилизации, основанной на идеалах реального гуманизма.

KobznBorvik-S

Я опускаю подробности о деятельности СГА и приведу моё интервью с И.Д. Кобзоном, проведённое мною в те далёкие годы для одной из центральных газет России.

LRKobzn01.08– Итак, какова основная цель деятельности данного фонда?

– Все те, кто имеет отношение к нашему фонду, стремятся помочь людям, проживающим в отдалённой и труднодоступной местности; находящимся в районах военных конфликтов и стихийных бедствий; имеющим ограничения по состоянию здоровья, социально незащищённым и осуждённым, приобщиться к культурным ценностям, повысить свой образовательный уровень. Это обучение в основном – дистанционное.

Каждый месяц в наш адрес поступают сотни новых заявлений от студентов из так называемых сложных регионов, в том числе, разумеется, и из Чеченской Республики. Среди них есть и студенты-инвалиды и лица, отбывающие сроки наказания за совершенные правонарушения в пенитенциарных учреждениях.

Порой невозможно читать без содрогания письма, приходящие в адрес фонда. Они – свидетельства людских бед и несчастий. Но, несмотря на все эти перипетии, люди находят в себе силы стремиться к знаниям и овладению нередко новой для себя профессией. Я восхищаюсь мужеством тех, кто на всю жизнь прикованы к инвалидной коляске, лишены обеих кистей рук, зрения, но сохранивших стремление учиться, быть полезным другим. Ни одно заявление или обращение, поступающее к нам, не остаётся без внимания.

Обращаются в фонд не только сами студенты, нуждающиеся в помощи, но и руководители различных региональных и российских министерств и ведомств, общественных организаций, государственных социальных служб, главы регионов и районов.

– А как фонд работает с инвалидами?

– По данным федеральных министерств труда и здравоохранения, в стране более 6 процентов трудоспособного населения ограничены в возможностях получения образования из-за различных проблем со здоровьем. Каждый год около 300 тысяч россиян становятся инвалидами. Следовательно, потребность в предоставлении им образовательных услуг крайне актуальна. В связи с этим, фонд в последние годы активно сотрудничает с Современной гуманитарной академией, выделив с 2001 года эту работу в особый проект «Концепция факультета образования инвалидов». Проведённые нами во многих районах России маркетинговые исследования по проблемам, возникающим в обучении инвалидов, показали, что одной из главных среди них, наряду со специфической модификацией образовательных технологий, является слабая материальная обеспеченность инвалидов и их семей. Поэтому появление на российском образовательном рынке тандема «СГА – Благотворительный фонд «Культура и образование в экстремальных условиях» оказалось своевременным и эффективным. Мы предоставляем инвалидам возможность учиться у себя на месте в развитой сети филиалов и представительств СГА. И не только в обычных группах, но и с использованием адаптированных к проблемам различных групп инвалидов технологических нововведений. Частично или полностью за счёт фонда обучено более 400 студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (в том числе «колясочников»), слабослышащих (глухих), слабовидящих (слепых). На сегодняшний день более ста инвалидов успешно завершили обучение и даже получили степень бакалавра. В дальнейшем Современная гуманитарная академия предоставит инвалидам возможность обучаться таким специальностям, как юриспруденция, экономика, информатика и т.д. Кроме того, они могут пройти профессиональную переподготовку или курс обучения на сертифицированных курсах Microsoft и подготовки программистов.

– В чем заключается работа фонда с теми, кто отбывает сроки наказания в пенитенциарных учреждениях?

– Хочу сразу подчеркнуть, что обучение лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях, является новым направлением не только в практике образовательной деятельности СГА, но и вузовской системы России в целом. Трудно представить обучение данной категории лиц с ежедневным посещением аудиторий в исправительно-трудовых колониях профессоров, преподавателей, лаборантов, тем более что многие из них расположены вдали от городов и населенных пунктов. Только уникальная, разработанная и успешно применяемая в Современной гуманитарной академии, информационно-телекоммуникационная технология, являющаяся одной из ведущих в мире, позволила приступить к реализации столь важной для нашей страны социально-образовательной программы.

Создание и деятельность нашего фонда «Культура и образование в экстремальных условиях» явно пришлись ко времени. Тем более, если взять в расчёт, что определенное бремя финансовых затрат заключенных и СГА, и фонд взяли на себя.

В 2002/2003 учебном году в девяти исправительно-трудовых учреждениях (Арзамаское, Нижегородское, Ухтинское, Йошкар-Олинское, Красноярское и др.) таким дисциплинам, как юриспруденция, экономика, психология и менеджмент, проходят обучение 668 человек (из них – 583 осужденных и 85 сотрудников колоний и их детей). На их обучение фонд выделил около 3,8 миллионов рублей.

Важно не только то, что эти люди получают профессиональное высшее образование прямо в местах отбывания наказания, но и то, что такая образовательная деятельность положительно сказывается на морально-нравственном облике осужденных. Им некогда нарушать дисциплину – они учатся!

– Как известно, фонд немало делает для возрождения образовательного процесса в Чеченской Республике…

– Да, с первых дней своего создания фонд активно работает в самом экстремальном регионе нашей страны – в Чечне. Причем не только в сфере образования, но и в сфере культуры, прекрасно осознавая, что образование и культура являются самыми надежными средствами предупреждения национально-религиозных проблем и локальных конфликтов. В том, что в этом направлении имеются значительные достижения, немалая заслуга, безусловно, ректора СГА, доктора наук, профессора Михаила Карпенко и, конечно же, исполнительного директора нашего фонда, генерального директора учебных центров академии, поэта и профессора Руслана Ахтаханова.

Обстановка в сфере образования в Чечне является весьма специфической. Из-за сложного общественно-политического положения из республики выехали все ведущие учёные и специалисты. В этой ситуации открывать там филиалы и представительства любого вуза страны – даже МГУ – с традиционной системой обучения, думаю, неразумно. Неоднократные попытки московских вузов открыть свои филиалы на территории Чечни терпели поражение, а студенты через год-два оказывались брошенными на произвол судьбы.

Поэтому в Чечне наиболее эффективно действующими зарекомендовали себя учебные центры Современной гуманитарной академии, технология обучения которой позволяет студентам получать образование такого же качества, как и в головном вузе и остальных филиалах, расположенных на территории России. Деятельность СГА в Чечне активно поддерживается Министерством образования этой республики и её руководством. Более того, представительства академии пользуются большим доверием и местных жителей, особенно после того, как выпускники получили дипломы с приложением к ним международного сертификата признания.

В настоящее время в Чечне функционируют 16 учебных центров СГА (в Грозном, Гудермесе, в Надтеречном, Наурском, Шелковском, Грозненском, Урус-Мартановском, Шатойском, Ножай-Юртовском, Ачхой-Мартановском и Сунженском районах.), где обучается около пяти тысяч человек. Работа по расширению сети подобных центров будет продолжаться.

Положительная динамика роста количества студентов в чеченских учебных центрах СГА не была бы столь стремительной, если бы фонд не принял на себя основное бремя расходов по оплате обучения поступивших студентов, чье материальное положение крайне тяжелое. Только за последний год фонд оказал студентам Чечни финансовую помощь на сумму более 7 миллионов рублей.

За это время фонд совместно с академией, некоторыми министерствами и ведомствами республики провел ряд крупных культурно-спортивных мероприятий, в том числе республиканский футбольный турнир памяти Героя Советского Союза, кавалера ордена США «Легион чести» Мовлида Висаитова; телеконференцию на тему: «Образование – как важное средство предупреждения национально-религиозных проблем и локальных конфликтов» и др. И, естественно, руководители фонда совместно с представителями академии в торжественной обстановке вручили дипломы и сертификаты международного признания выпускникам учебных центров СГА в Чечне.

Следует подчеркнуть, что аналогичные культурно-спортивные мероприятия фонд проводит не только на территории Чеченской Республики, но и в других регионах России, и даже за её пределами. Так, в Москве прошли благотворительный вечер дружбы народов – вынужденных переселенцев из регионов Северного Кавказа с участием звёзд российской и чеченской эстрады; проведён «круглый стол» с участием известных российских общественных деятелей и ученых на тему: «Образование и национальная безопасность страны». Фонд организовал проведение в Киеве международного турнира по самбо на приз генерал-майора милиции, мастера спорта международного класса Асламбека Аслаханова, в котором участвовали олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы из восьми стран, в том числе и спортсмены сборной команды Чечни.

Для проведения всех этих и многих других мероприятий фонд привлекает средства спонсоров или принимает долевое участие. За прошедший год фонд оказал финансовую помощь в сумме почти 34,5 миллионов рублей 8615 студентам, живущих в 108 городах России.

– А каковы дальнейшие планы фонда?

– Программа фонда «Культура и образование в экстремальных условиях» рассчитана до 2005 года. Решено создать электронные версии (цифровые записи) песен известных певцов и композиторов; картин и скульптур знаменитых художников и скульпторов; кинофильмов и спектаклей маститых режиссёров и артистов, – причём, всё это с комментариями, как ныне здравствующих мастеров, искусствоведов, критиков, так и профессионалов прошлого. Кроме того, записываем выступления представителей правительства, политической элиты с разъяснениями российских реформ и движения общества; ведущих философов, учёных на темы развития российской науки и образования; представителей бизнеса с предложениями о возможном сотрудничестве.

Потребителями этого грандиозного проекта будут именно все те категории людей, о которых мы с вами и говорим, и ещё соотечественники, находящиеся за пределами России.

Партнёр фонда по данной программе – Современная гуманитарная академия – предоставит для реализации этого проекта все необходимые технические средства: цифровое спутниковое телевидение, оборудование для цифровой спутниковой передачи данных, телевизионные приемники, серверы, сети и компьютерные терминалы.

В ближайшее время постараемся разработать и реализовать программу по созданию в Грозном Современного гуманитарного института имени Махмуда Эсамбаева.

Будет также продолжена работа по программе «Культуру и образование – в пенитенциарные учреждения»; средствами дистанционного компьютерного тестирования на базе филиалов и представительств СГА, расположенных в зонах повышенной опасности (стихийных бедствий и военных конфликтов), будут проведены языковые олимпиады школьников.

Современная гуманитарная академия и наш фонд окажут содействие включению в программы обучения школьников и студентов наработок и рекомендаций по обеспечению жизнедеятельности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом в учебном процессе будут использованы информационные фрагменты о чрезвычайных ситуациях передовой отечественной географической информационной системы «Экстремум», мультимедийных образовательных программ, компьютерных игр и специального программного обеспечения, малогабаритного программно-технического комплекса приема и обработки космической информации «Космос-1». К процессу обучения будет привлекаться и взрослое население регионов с неспокойной обстановкой.

Разумеется, что в реализации намеченного примут участие соответствующие министерства и ведомства, администрации федеральных округов, областей и краев, представители различных международных и общественных организаций, ученые, политики, люди искусства, театра и кино. Наша главная цель – создать единое образовательное пространство – как важнейшее средство предупреждения национально-религиозных проблем и локальных конфликтов.

– Спасибо за беседу, Иосиф Давыдович.

Москва, Россия, 2002 год

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы