БРУСИЛОВСКИЙ, ЗАЙЦЕВ, ЖУРБИН и…

12 июня 2022

LRBrusilvskyZaitsevZurbn02

ИЗ СТАРЫХ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК (Москва, Россия, 2002 год).

Видимо, завершилось какое крупное мероприятие и солидные (я так думаю!) люди решили сфотографироваться, памятуя о том, когда ещё предстоит встретиться в таком составе. А компания подобралась удивительная. Прошло 20 лет, и я решил написать о том, кто изображён на этом уже всё-таки историческом снимке.

Слева – АНАТОЛИЙ РАФАИЛОВИЧ БРУСИЛОВСКИЙ (родился 4 июня 1932 года в Одессе (Украинская ССР, СССР), в семье писателя Рафаила Моисеевича Брусиловского и Берты Исааковны Кортчик, родной сестры поэта Семёна Кирсанова) – советский/российский художник, основоположник русского коллажа, ассамбляжа и боди-арта. Недавно ему исполнилось 90 лет.

Как художник-постановщик работал в кино, в том числе над первым в мире полиэкранным фильмом «Наш марш» (1970 г.) и многими другими. Долгое время иллюстрировал книги и такие журналы как «Знание – сила», «Огонёк» и др.

Ввёл в русский художественный обиход понятие «коллаж» (впервые использованный в газете «Неделя» в 1962 г.). Первый сеанс боди-арта, проведённый в студии художника в Москве, был документирован итальянским журналом «Espresso» в декабре 1969 года.

Принимал участие в выпуске подпольного сборника «Метрополь» серией рисунков «Путы».

А.Р. Брусиловский – автор таких книг, как «Время художников», «Студия», «Искусство жить», «Путы», «Душа Вещей», альбома «Пантеон Русского андеграунда» издания «Русского Музея» и издания Российской Академии художеств и Музея Современного искусства в Москве. Он оформил книги пьес авангардного драматурга Михаила Волохова «Игра в жмурики» и написал к ним предисловия. Будучи известным мастером фотографии, создал уникальную галерею портретов деятелей русского нонконформизма. Кроме этого он собрал коллекции уникальных ювелирных арт-объектов, впервые выставленных в 2006 году в Санкт-Морице (Швейцария) в галерее Гмуржинска (Galerie Gmurzynska, Swiss).

А.Р. Брусиловский – участник многочисленных всесоюзных, российских и международных выставок. Перечислить все невозможно. Назову только страны: Германия, Италия, Франция, Испания, Швейцария, США, Дания, Голландия, Чехословакия, Польша и др. Член творческих Союзов художников, журналистов и фотографов России.

Живёт в Москве и Кёльне, имеет двойное гражданство: России и Германии.

Слева от А.Р. Брусиловского – ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ ЗАЙЦЕВ (родился 2 марта 1938 года в городе Иваново, РСФСР, СССР, в семье рабочих) – советский/российский художник-модельер, живописец и график, художник по костюмам, телеведущий, педагог, профессор; доктор искусствоведения, академик РАХ, народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии России, академик РАХ, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ, премии президента России в области литературы и искусства.

В 1962 году, после окончания Московского текстильного института с отличием, Вячеслав Михайлович был распределён на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в Бабушкинском районе Москвы и назначен её художественным руководителем. В самом начале деятельности Зайцев создал коллекцию спецодежды для женщин-работниц области и села, которая была отвергнута методическим советом.

Вскоре её опубликовал журнал «Пари Матч» («Paris Match») со статьёй «Он диктует моду Москве». Спустя три года, в 1965 году автора коллекции, так и не увидевшей свет, прочитав эту статью, разыскали Пьер Карден и Марк Боан (Dior). За это время, предшествовавшее встрече, В.М. Зайцев сумел создать модную женскую одежду для торговой сети столицы и области и был приглашён на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома моделей одежды на Кузнецком мосту. Ознакомившись с творчеством своего молодого коллеги из СССР, известные парижские кутюрье, в том числе и присутствовавший на встрече Ги Ларош, фактически признали его своим достойным собратом по профессии. Результатом их встречи явилась статья «Короли моды» в газете WWD.

В 1967 году В.М. Зайцев получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве.

Именно в данный период В. М. Зайцев начал восприниматься на Западе как лидер советской моды, его высокий авторитет выразился в присвоенном ему в западной прессе имени «Красный Диор», которое подчёркивало органическую связь уникального искусства модельера с лучшими традициями мировой моды.

В 1974 году чехословацкий журнал «Кветы» в «Обзоре моды за 100 лет» в галерее портретов выдающихся художников моды мира (Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Габриэль Шанель, Кристиан Диор) рядом с именем Диора называет имя Вячеслава Зайцева.

Однако «равным среди равных», как называют себя избранные мастера моды мира, принадлежащие к Мезон де Кутюр в Париже, В.М. Зайцев стал почти через четверть века, в год своего пятидесятилетия (1988 г.). До 1986 года он был лишён возможности выезда в капиталистические страны. В ОДМО на Кузнецком мосту В.М. Зайцев проработал тринадцать лет, завершив свою деятельность в качестве заместителя художественного руководителя ОДМО, которым был с 1972 по 1978 год.

Результатом работы В.М. Зайцева в ОДМО явились: демонстрация его знаменитой «Русской серии» (1965-1968 гг.), коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев (1976 г.) и иных предложений в составе сводных коллекций ОДМО за рубежом (в США, Канаде, Японии, Франции, Югославии, Италии и многих других странах), но эти показы, принципиально важные для творческой деятельности художника, всегда проходили без участия автора.

Многие его проекты находили поддержку за рубежом. Например, в 1976 году известная чехословацкая фирма «Яблонэкс» приняла его авторскую работу – эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же направляющих коллекций. Следствием этого явились персональные выставки В.М. Зайцева в Яблонце, Брно и Карловых Варах.

Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, он в скором времени связывает себя с фабрикой № 19 индпошива, на базе которой работает над модным ассортиментом вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, 21, художественным руководителем которого становится в 1982 году, а в 1988 году на общем собрании коллектива единогласно избирается его директором. Именно здесь с 1982 года и по сей день мастер создаёт известные далеко за пределами нашей страны авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы, того стиля, что отличает и делает узнаваемыми любые изделия В.М. Зайцева.

В числе наиболее известных коллекций мастера: «1000-летие Крещения Руси» (1987-1988 гг.) – показана в Нью-Йорке и Париже; «Русские сезоны в Париже» (1988 г.); коллекция моделей одежды из европейских тканей – показана в Мюнхене; коллекция моделей мужской моды – показана во Флоренции на Неделе мужской моды; коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей – показана в Токио на саммите «Пять выдающихся художников моды мира».

В крупных городах России и ближнего зарубежья демонстрировались коллекции: «Агония перестройки», «Ностальгия по красоте», «Листая памяти страницы», «Прозрение» – первая коллекция из меха в России, «Фантасмагории», «Истоки», «Тайны соблазна» и многие-многие другие.

Я как-то решил подсчитать, сколько коллекций создал Вячеслав Михайлович. Не поверите – что-то к 90! А может быть и больше!

Наряду с модой серьёзное внимание в своём творчестве В.М. Зайцев уделяет живописи и рисунку. Станковое искусство модельера не является подсобным средством моды: оно имеет самостоятельную художественную ценность. Высокоэстетическая пластика В.М. Зайцева выражает обобщённые философские понятия, ассоциации, а чаще – чувства, настроения, ощущения автора. Материалы, которым он отдаёт предпочтение, – пастель, карандаш, фломастер. Произведения декоративны, звучны по цвету, ставят и успешно разрешают сложные смысловые и формальные задачи.

Персональные выставки В.М. Зайцева неоднократно проходили в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), в Бельгии (Берзель, Кортрек), в Эстонии (Таллин). Пять живописных и графических произведений В.М. Зайцева приобрела Государственная Третьяковская галерея, а модели из коллекции «Как молоды мы будем» – Музей истории Москвы.

Значительную и многолетнюю область творческой деятельности В.М. Зайцева составляет театральный костюм, сценография, театральный плакат.

Для более двух десятков спектаклей столичных театров мэтр  выполнил сценические костюмы: Театр сатиры («Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Её превосходительство»), МХАТ («Последние», «Эта странная миссис Сэвидж», «Всё кончено»), Театр имени Вахтангова («Принцесса Турандот», «Мартовские иды», «Ричард III»), Театр имени Моссовета («Сердце Луиджи»), «Современник» («Три сестры», «Вишнёвый сад», «Анфиса», «Лоренцаччо», «Кто боится Вирджинии Вулф?»), «Ромэн» («Здравствуй, Пушкин», «Мы – цыгане»). Вячеслав Зайцев создал костюмы к спектаклю «Пиковая дама» (режиссёр Андрей Житинкин, Малый театр), а также костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе, для Театра балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.

В 1981 г. для постановки Галиной Волчек чеховского спектакля «Вишнёвый сад» в ГДР (г. Веймар) и в Венгрии (г. Будапешт), В.М. Зайцев был приглашён в качестве художника по костюмам; к этим же спектаклям он выполнил и театральные плакаты.

Вячеслав Зайцев – автор костюмов к мюзиклу «Софистикейтед лейдиз» на музыку Дюка Эллингтона (Бродвей, Нью-Йорк, США).

Также на счету Вячеслава Михайловича сценические костюмы Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, Тамары Синявской, Эдиты Пьехи, Александры Стрельченко, Людмилы Зыкиной, Аллы Пугачёвой, Филиппа Киркорова, Юлиана, ансамблей «Гайя», «Машина времени», «На-на».

Долгая работа в театре по созданию костюмов сблизила художника со многими выдающимися актёрами, среди которых Мария Бабанова, Любовь Орлова, Ангелина Степанова, Марк Прудкин, Михаил Ульянов, Владимир Зельдин, Андрей Миронов, Вера Васильева, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Марианна и Анастасия Вертинские, Татьяна Лаврова, Галина Волчек, Марина Неёлова, Алиса Фрейндлих и многие другие.

Как художник костюмов В.М. Зайцев принимал участие в постановке фильмов на студиях «Мосфильм» и имени Горького: «Фокусник», «Держись за облака», «Здравствуй, цирк», «Безымянная звезда».

В.М. Зайцев создал костюмы для чемпионов по фигурному катанию, членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-1980 и новую униформу для советской милиции.

Его авторству принадлежат две книги – бестселлеры «Такая изменчивая мода» и «Этот многоликий мир моды». Обе вышли не только в России, но и были переизданы в Болгарии и Чехословакии.

В 1992 году издательство Агентства печати «Новости» выпустило на английском языке книгу о жизни и творчестве В.М. Зайцева «Ностальгия по красоте» (автор Л. Яралова).

В марте 2006 года в издательстве «Искусство XXI век» вышла книга-альбом «Слава Зайцев. Тайны соблазна».

В марте 2013 года к 75-летию мэтра по инициативе издательской группы Navona была выпущена книга Сергея Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение».

В 2017 году ИД «Эксмо АСТ» выпустил автобиографическую книгу Вячеслава Зайцева «Мода. Мой дом».

Вячеслав Зайцев награждён орденами «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством», медалью ордена Ивана Калиты, медалью «За Веру и Подвижничество» и другими.

В.М. Зайцев — Почётный гражданин Парижа и своего родного города Иваново.

Более подробно о творчестве и коллекциях В.М. Зайцева читайте в моих статьях, опубликованных в моём интернет-журнале Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости (ссылки ниже)

http://worldrusnews.ru/?p=23713

http://worldrusnews.ru/?p=10763

http://worldrusnews.ru/?p=10043

http://worldrusnews.ru/?p=7698

http://worldrusnews.ru/?p=1899

http://worldrusnews.ru/?p=1103

Третий справа – АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ ЖУРБИН (фамилия при рождении Гандельсман) – родился 7 августа 1945 года в семье инженеров Бориса Марковича Гандельсмана и Ады Александровны Литвак-Журбиной в Ташкенте (Узбекская ССР, СССР) – советский/российский композитор, пианист, театральный режиссёр, теле- и радиоведущий, писатель. Член творческих Союзов композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и писателей России.

Окончил Ташкентскую консерваторию по классу виолончели, затем – Институт имени Гнесиных по классу композиции, а также аспирантуру Ленинградской консерватории (диссертация посвящена поздним симфониям Густава Малера).

Журбин активно работает в академических жанрах, сочинив пять симфоний, концерты для фортепиано, для скрипки, для альта, для виолончели с оркестром, два квартета, фортепианный квинтет, сонаты, ряд произведений камерной музыки, а также вокальных циклов, ораторий и кантат.

В 1975 году написал первую советскую рок-оперу «Орфей и Эвридика». Кроме того, работал в жанре лёгкой эстрадной музыки. Создал около двухсот песен, в том числе такие, как «Мольба», «Песня о счастье», «Лошадка – жизнь», «Всё к лучшему», «Послевоенное танго», «Тучи в голубом».

С 1990 по 2001 год композитор жил с семьёй в Нью-Йорке. В 1992 году организовал первый русско-американский театр «Блуждающие звёзды», в труппе которого были заняты бывшие известные советские кино- и драматические актёры, в том числе Е.Я. Соловей. В 1997 году был художественным руководителем концерта, посвященного 850-летию Москвы в нью-йоркском концертном зале «Карнеги-холл».

В 2005 году отпраздновал 60-летие со дня рождения двухнедельным фестивалем в Москве под названием «Пять юбилеев Александра Журбина». В 2010 году фестиваль под названием «Александр Журбин: Музыка. Театр. Кино» был посвящён 65-летию композитора и продолжался пять недель.

В 2015 году прошёл двухмесячный фестиваль «Всё к лучшему!», где состоялась мировая премьера Пятой симфонии («Sinfonia Bizarra»), премьера оперы «Мелкий Бес» по роману Ф. Сологуба.

В мае 2017 года в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера новой оперы композитора «Метаморфозы любви»

С 23 сентября 2020 по 20 февраля 2021-го был проведён фестиваль «Серьёзно и легко», на котором были исполнены много новых сочинений композитора, в том числе премьера опер «Анна К.» и «Счастливый день», премьера Шестой симфонии и много вокальных и камерных сочинений.

Журбин автор многочисленных опер (среди них «Разбитое зеркало», «Фьоренца», «Альберт и Жизель», «Король и его дочери», «Счастливый день» и др.), балетов («Западня», «Женитьба» и др.), мюзиклов  («Принц и нищий», «Шалом, Америка!», «Камера Обскура» («Губы»), «Блуждающие звёзды», «Доктор Живаго», «Продавец игрушек», «Куртизанка» и др.). Автор музыки к художественным фильмам: «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Джек Восьмёркин – «американец», «Эскадрон гусар летучих», «Биндюжник и Король», «Московская сага», «Тяжёлый песок» и др. Журбин написал музыку и к мультипликационным фильмам: «Космические пришельцы», «Лапочка», «Узники «Ямагири-Мару» и др.

Автор книг «Как это делалось в Америке. Автобиографические заметки», «Закулисные тайны и другие истории», «О временах, о музыке, и о себе», «Композитор, пишущий слова» и др.

Песни на музыку Александра Журбина исполняют многие известные артисты: Иосиф Кобзон, Кристина Орбакайте, Николай Басков, Тамара Гвердцители, Евгений Герчаков, Ирина Понаровская, Леонид Серебренников, Жанна Рождественская, Нина Шацкая, Михаил Боярский, Павел Смеян, Наталья Ветлицкая.

Журбин награждён Орденом Почёта, имеет звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», он – лауреат Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучшая музыка (композитор)», лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство». Участник общественного совета Российского еврейского конгресса

Александр Журбин был женат дважды, имеет двух сыновей: Филипп Квинт – скрипач, в США снялся в ряде телесериалов. Лев Журбин – композитор, альтист, автор музыки к фильмам, руководитель нью-йоркского ансамбля «Ljova & the Contraband».

С 2001 года Александр Журбин живёт на два дома – в Москве и в Нью-Йорке.

А крайний справа – тележурналист Андрей Стуруа, в те годы он работал на российском телевидении. Что он там записывал, право, не знаю. Фамилию, профессию или должность мужчины стоящего рядом с ним, память, к сожалению, не сохранила.

Ну, а автор этих строк Лев Рудский – в ту пору главный редактор нескольких газет и журналов – стоит себе спокойно между Вячеславом Зайцевым и Александром Журбиным.

Более подробно о творчестве А.Б. Журбина читайте в моих статьях, опубликованных в моём интернет-журнале Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости (ссылки ниже)

http://worldrusnews.ru/?p=452

http://worldrusnews.ru/?p=7374

http://worldrusnews.ru/?p=8330

http://worldrusnews.ru/?p=10418

http://worldrusnews.ru/?p=21543

http://worldrusnews.ru/?p=23832

Москва (Россия), 2002 год.                                                                        

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы