«МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ» – ШЕДЕВР ВОЗВРАЩАЕТСЯ

25 августа 2021

MosSlezNV1Сегодня, 25 августа 2021 года в Москве (Россия), в кинотеатре «Формула кино ЦДМ» (в Центральном Детском магазине (Детский мир) проходит специальный премьерный показ знаменитого фильма советского/российского режиссёра Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» с полностью отреставрированными изображением и звуком. Комедия, драма и мелодрама органично сплетены воедино в этой картине о Москве двух эпох – 50-х и 70-х годов ХХ века.

Обновлённую версию картины представил президент Всероссийского фестиваля «Арткино», руководитель дистрибьюторской компании «Арткино прокат», кинорежиссёр и киновед Сергей Тютин, который также выступил модератором последующей дискуссии. Впервые публике показали его новый документальный фильм «История одного киношедевра», рассказывающий об удивительной истории создания любимой кинокартины. В мероприятии принял участие композитор фильма бард Сергей Никитин. В «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова он за актёра Андрея Мягкова исполнял все мужские песни на музыку Микаэля Vladimir Menshov, 1976Таривердиева, а в картине Владимира Меньшова сам написал музыку к песням «Александра», «Диалог у Новогодней ёлки» и исполнил их в дуэте с Татьяной Никитиной.

Следует отметить, что возвращение этого фильма на экраны продолжает совместный проект компании «Арткино прокат» при поддержке ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» и сети кинотеатров «Синема Парк» и «Формула Кино» – необычных киносеансов, которые базируются на идее: «Кинотеатр – естественная среда обитания фильма». Уже вышли в повторный прокат комедия Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и фантастическая комедия Георгия Данелии «Кин-дза-дза». Каждый релиз демонстрируется вместе с документальным фильмом о его создании.

Выпуск картины «Москва слезам не верит» приурочен к 40-летию награждения фильма премией «Оскар»  Американской академии киноискусств и наук в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в 1981 году. Это был третий «Оскар», присуждённый советским фильмам в период холодной войны (после «Войны и мира» Бондарчука и «Дерсу-Узала» Куросавы). Персонажи, отражающие архетипы русского народного характера, прекрасный актёрский состав, всем полюбившиеся песни и крылатые фразы из этого фильма принесли ему феноменальный и уникальный в истории советского кинематографа успех.

Murav3Напомню административно-актёрский состав фильма «Москва слезам не верит»: режиссёр Владимир Меньшов, сценарист Валентин Черных, оператор Игорь Слабневич, художник-постановщик Саид Меняльщиков, художник по костюмам Жанна Мелконян, дирижёр Эмин Хачатурян, директор картины Виталий Богуславский; в ролях: Вера Алентова, Ирина Муравьёва, Алексей Баталов, Раиса Рязанова, Борис Сморчков, Александр Фатюшин, Юрий Васильев, Наталья Вавилова, Евгения Ханаева, Олег Табаков, Владимир Басов, Гарри Бардин, Лия Ахеджакова, Владимир Меньшов, Борис Андреев и др.; с участием: Андрея Вознесенского, Иннокентия Смоктуновского, Георгия Юматова, Леонида Харитонова. Песни Сергея Никитина на стихи Дмитрия Сухарева, Юрия Визбора, Юрия Левитанского.

Приведу некоторые факты, предшествующие выходу фильма на экран, не известные широкой публике. На роль Гоши пробовалось много актёров, но Меньшов ни в одном из них не увидел интеллигентного слесаря. Посмотрев фильм «Дорогой мой человек», директор картины решил пригласить Алексея Баталова, который принял предложение без энтузиазма: сценарий его не впечатлил, образом героя он не проникся. После премьеры же Гоша Баталова стал одним из любимых киногероев и объектом обожания зрительниц нескольких поколений.

Алексей Баталов из-за сцены драки оказался в больнице. Роли хулиганов исполняли настоящие спортсмены-самбисты. Один из них не рассчитал силу удара и случайно повредил Баталову кадык.

История Катерины – история сценариста Валентина Черных. В основу фильма лёг сценарий «Дважды солгавшая» Валентина Черных, который был им написан за 19 дней для конкурса сценариев о Москве. Автор хотел рассказать о комплексе немосквича, которым страдал и сам. После переезда в столицу он трудно адаптировался, а ещё и познакомился со своей будущей женой, у которой была своя квартира и прописка, в то время как он «был кто угодно, только не я».

Не все актёры были довольны своими ролями. Рязановой её тихая Тося нравилась, а вот Ирина Муравьева негодовала, увидев свою Людмилу в готовом фильме, и говорила: «Грубая, неотесанная, местами пошлая. Всё, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран». Вере Алентовой не понравился сценарий. Прочитав его, актриса сказала: «Ну и мура». Но на пробы всё же пришла и достойно их отыграла. На момент съёмок фильма Вере Алентовой было 37 лет. Ей предстояло сыграть свою героиню в юности, а потом уже в зрелом возрасте – два десятилетия спустя.

Художница по костюмам Жанна Мелконян ввела новый тренд – носить носки с туфлями. Обувь 1958 года, которую нашли для съёмок, была в плохом состоянии – кожа загрубела и покоробилась. Чтобы туфли не натирали ноги актрисам, Жанна предложила надеть им белые носки. В Америке эта деталь произвела фурор, в газетах писали: «Русские ввели моду на белые носки!».

«Госкино» запретило показывать хоккеиста Гурина опустившимся пьяницей. Больше всего актёру Александру Фатюшину, сыгравшему Гурина, было жаль последней вырезанной сцены: ближе к концу фильма все собрались на даче, и тут должен был появиться пьяный Гурин с собутыльником. Тренер начинает препираться со своей бывшей женой Людмилой из-за трёх рублей, его друг возмущается: «Ты как с ним разговариваешь? Это Гурин, я на его матчах вырос как личность!». Но такую концовку руководители «Госкино» не одобрили: «Нет, завязал значит завязал. Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься».

BatalvAlentMurav

Изначально фильм был на час длиннее. Почти целиком убрали любовные сцены Веры Алентовой и Олега Табакова, а также сократили разговор Гоши и Николая.

Кинокритики встретили картину без особого энтузиазма. Невзлюбили картину и на худсовете «Мосфильма». Режиссёру предъявили список претензий, особенно это касалось откровенных сцен. После выхода картины на экран её создатели сначала получили довольно холодные и даже обидные отзывы как о банальной мелодраме, эксплуатирующей не очень высокие чувства зрителей. Премия «Оскар» и кассовый успех фильма стали полной неожиданностью для кинематографического чиновничества и критиков. Фильм спас от запрета к выходу на большой экран приватный показ руководству КПСС, где сам генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев пришёл от ленты в восторг.

Владимир Меньшов и члены его команды не поехали на церемонию вручения премии «Оскар». Режиссёр в то время был «невыездным» и отправиться в Америку не мог в принципе. О том, что он получил престижную премию, Меньшов узнал из программы «Время» 1 апреля и решил, что это шутка. Вместо него получал золотую статуэтку атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. Американцы подмены не заметили, и до сих пор фотографии с церемонии 1981 года с изображением атташе с «Оскаром» подписаны как «Владимир Меньшов». Статуэтку, которая много лет хранилась в «Госкино», в итоге всё же отдали режиссёру, правда, уже в 1989 году.

А вот это – цитаты из фильма «Москва слезам не верит»: «Не учите меня жить, лучше помогите материально!». «Полюбить – так королеву, проиграть – так миллион!». «Все в Москву лезут, будто она резиновая». «Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить». «А заодно запомни, что всё и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я – мужчина». «У меня станок сломался, который деньги печатает». «Какие люди – и без охраны!». «А я оптимистка. Мне вот недавно сказали, на кладбище хорошо знакомиться, с вдовцами». «Я даже могу сказать, что вы, например, не замужем. – Если я не ношу обручального кольца, это еще ни о чем не говорит. – Да даже если бы вы носили три обручальных кольца, вы всё равно не замужем. У вас взгляд незамужней женщины. – А что, незамужние женщины смотрят как-то по-особенному? – Конечно. Они смотрят оценивающе. Так смотрят милиционеры, руководящие работники и незамужние женщины». «А вы что, с мамой вместе работаете? – Нет, работаем мы в разных местах, но жить, я надеюсь, будем вместе». «Если женщина нравится мужчине, разве важны ее профессия, национальность, партийность? Это же всё для анкет, а не для жизни». «Все казалось… не живу, а так… черновик пишу, еще успею набело». «Ну, ладно, ладно. Москва слезам не верит».

Итак, фильм «Москва слезам не верит» в повторный прокат в кинотеатрах России выйдет 26 августа 2021 года.

DayRosKino2А 27 августа в День Российского кино в кинотеатре «Формула кино Европа» (ТЦ «Европейский») состоится специальный показ с участием актёров фильма и обсуждением картины после просмотра. Модератором дискуссии выступит кинорежиссёр и киновед Сергей Тютин. Присутствующим также покажут его документальный фильм «История одного киношедевра».

Спецпоказы пройдут и в других городах России. Среди них – Санкт-Петербург, Новосибирск, Мурманск, Челябинск, Екатеринбург, Рязань, Уфа, Нижний Новгород, Красноярск и другие.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы