ЛИДИЯ ЛИТВЯК – КОРОЛЕВА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

20 июня 2021

BelLilStalgrada

Самую результативную женщину-лётчицу Великой Отечественной и в целом Второй мировой войны называли «Белая Лилия». Это была 21-летняя москвичка Лидия Литвяк, которая и взяла себе этот светлый лирический радиопозывной «Белая Лилия».

LidaLitv1925Лидия Владимировна Литвяк родилась 18 августа 1921 года, – как раз во Всесоюзный день авиации в Москве. Увлечение самолётами началось с раннего детства. Но красивой, хрупкой, острой на язык девушке пророчили будущее актрисы (позже её сравнивали с популярной актрисой Серовой, которой посвящал лучшие свои фронтовые стихи Константин Симонов), но она выбрала небо. В 14 лет наравне со взрослыми посещала Центральный аэроклуб имени Чкалова, уже через год совершила первый самостоятельный полёт и участвовала в геологической экспедиции на Крайний Север, а спустя ещё некоторое время окончила Херсонское лётное училище, была переведена в Калининский аэроклуб Осоавиахима, став в нём одной из лучших лётчиков-инструкторов и до начала войны сумела «поставить на крыло» 45 мальчишек.

LidaLitv1940Когда началась Великая Отечественная война, 19-летняя смелая и безгранично влюблённая в небо Лидия, взяв себе псевдоним «Лилия» (её потом все так и называли) решила стать боевой лётчицей. Поначалу советское командование не предполагало использовать женщин в качестве истребителей. Но постепенно, когда потери кадровых пилотов стали стремительно расти, пришлось изменить свои взгляды. По приказу Сталина из-за больших потерь на фронте лётчиков-мужчин и по настоянию Героя Советского Союза лётчицы Марины Расковой ей и было поручено сформировать три женских авиаполка.

Известно, что на тот момент их не было ни в одной армии мира. И даже к концу войны, когда необходимость заставила привлекать женщин-пилотов к службе, в Великобритании и США они были лишь во вспомогательных транспортных частях, а знаменитые «Валькирии Люфтваффе» в основном летали на бомбардировщиках или же были испытателями. Советские женщины-истребители Второй мировой войны, среди которых и оказалась и Лидия Литвяк, до сих пор, уже которое десятилетие, остаются уникальным свидетельством настоящего героизма и самоотверженности.

Узнав о том, что формируется женский истребительный авиационный полк, Лидия приписала к имевшемуся у неё налёту 100 недостающих часов и была зачислена в 586-й истребительный полк. Она быстро освоила истребитель Як-1. И уже вскоре совершила свой первый боевой вылет в небе над Саратовом.

Из воспоминаний однополчан Лидии Литвяк: «В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, но тут мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир и спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: «Ночью». Раскова приказала, чтобы следующей ночью Лиля, вместо ночного сна, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её как бы арестовали и посадили в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха. Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку. В свои неполные 20 лет она была такая худенькая, симпатичная, с белокурыми волосами, совершенно не похожая на лётчика-истребителя и между тяжёлыми боями думала о каком-то меховом воротничке».

LidaLitvKrasnKnzka

Тогда там произошло ещё одно событие, о котором так говорили её однополчане: «Мы все были потрясены и восхищены её поступком, о котором рассказывали друг другу. В Энгельсе уже несколько дней бушевала пурга, ветер валил людей с ног. Но нужно было привезти с аэродрома Анисовка винт для самолёта, потерпевшего аварию. Полёты в такую погоду запрещены, но Лида Литвяк без разрешения вылетела и привезла винт. Начальник Энгельсской школы полковник Багаев объявил ей выговор за невыполнение приказа по авиашколе, а майор Раскова вызвала её и сказала: „Я горжусь такой моей храброй и смелой лётчицей!“».

В августе 1942 года, уже имея на счету сбитый в группе немецкий бомбардировщик Ю-88, Лидия добилась перевода в 268-ю истребительную авиационную дивизию. В начале сентября 1942 года лучших боевых лётчиц: Лиду Литвяк, её подругу Катю Буданову и других направили на Сталинградский фронт в «мужской» 437-й истребительный авиационный полк для прохождения дальнейшей службы.

LidLitvEkatBydanva1

Две боевые подруги – Екатерина Буданова и Лидия Литвяк,
героини Сталинградской битвы. Фото 1942 года.

В это же время на капоте самолёта Лидии по её просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк стали называть «Белая Лилия Сталинграда». Иначе зазвучал и её радиопозывной – «Белая Лилия-44», по бортовому номеру её самолёта. Да и саму девушку чаще звали не Лидой, а Лилей. К слову, существует предположение, что имя Лилия происходит от слова «лиль», что в переводе с одного из древних языков означает «воздух, ветер».

LitvSamltBelLil

Практически во время каждого боевого вылета происходила напряжённая воздушная схватка. Свою первую победу во втором вылете на Сталинградском фронте Литвяк одержала уже 13 сентября. Лида в составе своей группы вступает в бой с «Юнкерсами» и сопровождаемыми ими «мессерами». Выбрав цель, она подходит сзади снизу к «Юнкерсу». Заход был удачным: она расстреляла самолёт противника хладнокровно, как будто это происходило на полигоне. Счёт открыт! Однако бой ещё не завершён. Увидев, что Рая Беляева ведет единоборство с «Мессершмиттом», Лидия бросает на помощь подруге свой Як. И эта помощь была как нельзя кстати – у Беляевой кончились боеприпасы. Заняв место подруги, и навязав поединок пытавшемуся уйти фашисту, Лидия сбивает и его. Лётчик, выпрыгнувший с парашютом, был взят в плен. Один бой – две победы! Не каждый боевой лётчик может совершить такое.

А под вечер Лида увидела своего поверженного врага. Лётчик сбитого «мессера», пленённый ас из эскадры «Рихтгофен», немецкий барон, кавалер Рыцарского креста лейтенант Ганс Фусс пожелал познакомиться с победителем. К нему на встречу пришла белокурая, красивая молодая русская девушка. Её появление просто взбесило барона: «Зачем вы смеетесь надо мной? Меня, сбившего тридцать самолётов, не могла сбить эта девчонка! Тот лётчик дрался мастерски». Но после того, как Лидия жестами показала известные только им двоим детали боя, он изменился в лице, снял с руки свои золотые часы (по другой версии, сорвал с груди многочисленные награды) и протянул их ей, своей победительнице.

27 сентября в воздушном бою с дистанции в 30 метров Лидия поразила Ю-88. Затем в паре с Раисой Беляевой сбила Me-109.

23 февраля 1943 года, Лидия Литвяк получила одну из первых своих боевых наград – орден Красной Звезды. За эти месяцы она, как одна из лучших лётчиц, переводилась в дивизии, участвовавших в важнейших сражениях Великой Отечественной войны.

LitLEkatBudanvaMariaKuznetsva

Лётчицы Лидия Литвяк, Екатерина Буданова
и Мария Кузнецова (слева направо) у самолёта ЯК-1. 1943 год.

Небо, как утверждали её коллеги, преображало Литвяк: ощущение штурвала в руках изменяло её до неузнаваемости и будто бы делило на двух совершенно разных людей. «Земная» Лидия была молчаливой, скромной красавицей с белокурой копной волос и сине-голубыми глазами. Она любила читать книги и изящно одеваться: всегда выглядела опрятно, женственно, носила необычные вещи – белый подшлемник, вывернутую пухом наружу безрукавку, хромовые сапоги, да и ходила она какой-то особой походкой, вызывая у окружающих тихий восторг. «Небесная» же Лидия отличалась решительностью, хладнокровием, выносливостью и сноровкой: она буквально «умела видеть воздух», как говорил её командир. Лидин особый почерк в пилотировании сравнивали с чкаловским. Её мастерством восхищались, радовались победам и поражались отчаянной смелости. Например, однажды Лидия вернулась на аэродром на изрешеченном немецкими снарядами самолёте и с раной в ноге и, доложив об успешном выполнении задания и двух сбитых вражеских машинах, потеряла сознание. После этого боя мужчины-лётчики признали её настоящим асом, королевой истребителей.

По традиции, установившейся ещё с Первой мировой войны, асом считался пилот, одержавший 5 побед.

Новый 1943 год Лида встречала в составе 296 истребительного авиаполка. В начале нового военного года к ней нежданно пришло счастье – обычное женское счастье, о котором мечтают большинство девушек. Лида не была исключением: по свидетельству сослуживцев, она отличалась романтичным нравом, в кабине её самолёта всегда был букетик живых цветов. Она любила дополнять свою форму яркими шёлковыми шарфиками, которые сама делала из парашютного шёлка. Стоит ли удивляться, что, оказавшись в практически целиком мужском окружении, Лида влюбилась? Её избранником стал лётчик-ас Алексей Фролович Соломатин. В январе 1943 года они узаконили свои отношения.

LitvkSolomatn

Катилась к своему закономерному финалу Сталинградская битва. 2 февраля 1943 года войска немецкого фельдмаршала Паулюса капитулировали. Однако война продолжалась. Войска Красной армии из-под Сталинграда двинулись в наступление на запад. 11 февраля командир полка, в котором служила Литвяк, повёл в бой четвёрку истребителей. Среди них – и знакомый всем самолёт с белой лилией на фюзеляже. И снова в активе Белой Лилии оказались два вражеских самолёта – истребитель и бомбардировщик. На этот раз счёт девушки-аса пополнился сбитым в группе лучшим самолётом Люфтваффе – «Фокке-вульфом» FW-190. Спустя несколько дней новый воздушный бой едва не кончился для Лидии Литвяк трагично. Её Як-1 был подбит и совершил вынужденную посадку на захваченной врагом территории. Немцы заметили приземлившийся русский истребитель и с оружием наизготовку устремились к нему, надеясь взять в плен советского лётчика. Лидия выскочила из кабины и, отстреливаясь, побежала в сторону линии фронта. Но надолго ли могло ей хватить патронов? Казалось, что плен или гибель в неравном бою неизбежны. Но неожиданно пришла помощь. В небе появился советский штурмовик, пилот которого открыл ураганный огонь по вражеским солдатам, заставив их залечь, а затем приземлился и принял отважную женщину на борт. Героиня Сталинградской битвы была спасена.

Обстановка в воздухе в марте 1943 года осложнилась: в зону действия полка начали вторгаться группы из состава знаменитых фашистских эскадр «Удет» и «Рихтгофен». Лиля в составе шестёрки «Яков» в небе Ростова 22 марта принимала участие в перехвате группы «Юнкерсов-88». В бою Литвяк сбивает один из них. Шесть Me-109, подоспевшие на выручку фашистам, с ходу атакует. Первая их заметила Литвяк. Для того, чтобы сорвать внезапный вражеский удар, она в одиночку встаёт на пути группы. Раненая лётчица после пятнадцатиминутного боя сумела привести на свой аэродром искалеченный Як-1.

Из госпиталя Лиля отправляется в Москву, к себе домой на Новослободской улице. С неё взяли расписку, что в течение месяца она будет долечиваться дома. Однако спустя всего неделю она покидает столицу. 5 мая, ещё не до конца окрепнув, Лиля добивается направления сопровождать наши бомбардировщики в составе группы прикрытия. Во время вылета завязался воздушный бой. «Мессеры», внезапно появившиеся со стороны солнца, атаковали наши «Петляковы», идущие плотным строем. В завязавшемся бою Литвяк сбивает ещё один вражеский самолёт. 7 мая она вновь «вырывается» в небо. Из перекрестия её прицела задымившись, падает очередной «мессер».

LidaLitv2

Спустя месяц жизнь Белой Лилии стала меняться. 21 мая Лидию Владимировну постигло несчастье. В воздушном бою над селом Павловка был подбит самолёт её мужа, Героя Советского Союза Алексея Соломатина. Тяжело раненый Соломатин на расстрелянном самолёте с трудом дотянул до аэродрома, но там силы оставили лётчика. Посадить машину он уже не смог. И на глазах у всего полка и своей любимой отличный парень, единственный в то время в полку Герой Советского Союза Алексей Соломатин разбивается.

Гибель мужа стала тяжёлым ударом для Лиды. Другие в таких ситуациях ломаются, – однако Лидия воспылала ещё более горячей ненавистью к захватчикам, не только осквернивших её страну, но и разрушивших её личное счастье. В конце мая 1943 года над расположением советских войск появился аэростат – корректировщик артиллерийского огня. Неоднократные попытки советских лётчиков сбить аппарат не увенчались успехом – аэростат надёжно прикрывали с земли зенитным огнём. И тогда Лидия пошла на хитрость. Она углубилась в глубь вражеской территории и зашла на аэростат со стороны солнца, чем лишила фашистских зенитчиков возможности прицелиться. Атака длилась менее одной минуты, но этого времени хватило, чтобы расстрелять аэростат. За эту победу Лидия Литвяк была награждена орденом Красного Знамени.

15 июня Белая Лилия сбивает Ю-88, а затем, отбиваясь от шестёрки немецких истребителей, отправляет в штопор один из них. В этом бою она получила лёгкое ранение, но в госпиталь ехать отказалась.

Сопровождая 16 июля 1943 года к линии фронта Ил-2, шестёрка наших «Яков» вступила в бой с 36 самолётами противника. Шесть «мессершмиттов» и 30 «юнкерсов» пытались ударить по нашим войскам, однако их замысел был сорван. Литвяк в этом бою развалила на части ещё один «Юнкере» и при поддержке своего ведомого сбила Me-109. И вновь ранение. На требование лечь в госпиталь ответила категорическим отказом: «Сил у меня достаточно». Следующий бой состоялся спустя всего три дня. 18 июля в схватке с немецкими истребителями Литвяк и её лучшая подруга Екатерина Буданова были сбиты. Лиде удалось выпрыгнуть с парашютом, а вот Катя погибла.

21 июля Литвяк вместе с командиром полка Иваном Голышевым вылетела на боевое задание. Наша пара во время вылета была атакована семёркой «мессеров». Командиру «досталось» четверо фашистов, ведомому – трое. Обладая чувством взаимовыручки, Лида ни на минуту не забывала о командире. Один «мессер», из наседавших на Голышева, ей удалось сбить. Однако силы были неравны. Самолёт Лили подбили, и она, до самой земли преследуемая врагами, посадила машину на фюзеляж в полукилометре от села Новиковка. Пехотинцы прикрыли её посадку огнём с земли. Каково же было восхищение солдат, когда они увидели, что спасённый ими пилот – очаровательная девушка! По всему фронту шла слава о доблести женщины–лётчика-истребителя. Все авиаторы полка любили и оберегали Лилю. Однако не уберегли…

LitvSamlt1

Вскоре после этого командование допустило Лидию Литвяк вести «свободную охоту». И, видимо, неслучайно её тогда стали называть ещё и «Диана – богиня свободной охоты».

Этот роковой год стал последним и для самой Белой Лилии. Словно предчувствуя неизбежное, она в те дни признавала, что чувствует приближение смерти, но всегда повторяла: «Только бы не пропасть без вести».

Злой рок настиг её 1 августа 1943 года. В конце июля – начале августа шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. 1 августа Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, в ходе которых лично сбила два самолёта противника и один – в группе. Из четвёртого вылета она не вернулась. То ли сказалась физическая усталость и эмоциональное напряжение, то ли отказало оружие – в одном из столкновений самолёт Белой Лилии был подбит немецким истребителем, но упал не сразу, а вошёл в зону облаков и исчез. Её долго искали, но так и не смогли выяснить судьбу лётчицы.

На немецкой стороне в тот день в том же секторе тоже погиб истребитель-ас: из вылета не вернулся Ханс-Йорг Меркле, он также пропал без вести. Кто его сбил, неизвестно, но существует некая вероятность, что это был прощальный удар Лидии Литвяк: оба самолёта исчезли рядом с деревней Дмитровка под Шахтёрском.

Ни летчицу, ни самолёта однополчанам обнаружить не удалось. После того, как погиб Александр Евдокимов, ведомый Лидия Литвяк в последнем её бою, поиски прекратили – лишь он знал, где упал Як-1 его командира…

По словам лётчика Борисенко, направившего свой истребитель вслед за Литвяк в облака, самолёта с белой лилией на фюзеляже не было видно в воздухе, но и на земле при этом не наблюдались огненные вспышки. Через две недели с небольшим Лидии Литвяк должно было исполниться 22 года. Родные полагали, что она предчувствовала свою гибель: в одном из своих писем упоминала сон, в котором на противоположном берегу бурной реки её звал к себе муж.

Меньше, чем за год участия непосредственно в боевых действиях и на момент гибели Лидия Литвяк совершила 186 боевых вылетов, уничтожила 12 фашистских самолётов лично и 4 – в группе, а также один аэростат, была три раза ранена. По боевому налёту она до сих пор держится на верхних строчках рейтинга лётчиков-истребителей, наравне с другими легендарными советскими пилотами.

Командир полка представил Лидию Литвяк к званию Героя Советского Союза, но командир дивизии по каким-то своим причинам заменил эту высшую награду на орден Отечественной войны 1-й степени.

Самолёт Лили упал на занятой противником территории, в рощу возле хутора Кожевня (село Дмитровка, Шахтерский район). Кто и где похоронил лётчицу – неизвестно. В 1946 году местные жители нашли и сдали в металлолом то, что осталось от Лилиного самолёта. След отважной летчицы был надолго потерян.

Бесстрашная Белая Лилия пала смертью храбрых в родном небе, похоронена также в своей земле, однако  на протяжении сорока пяти лет считалась пропавшей без вести. След отважной лётчицы все эти годы упорно искали. Искали однополчане, солдаты, школьники.

Газета «Комсомольская правда» в 1968 году попыталась восстановить честное имя храброй девушки. Оформление «Комсомолкой» представление к присвоению Л.В. Литвяк звания Героя Советского Союза направили в политическое управление Военно-воздушных сил СССР. Командование ВВС поддержало благородный порыв коллектива газеты, однако «выдало» вердикт: «Ищите. Найдёте, будем говорить».

LidaLitvkPamВ поиски Литвяк включились юные бойцы Отряда разведчиков военной славы – РВС под руководством Валентины Ивановны Ващенко – учительницы школы № 1 города Красный Луч. В течение нескольких лет девчонки и мальчишки отряда вдоль и поперек «прочёсывали» окрестности села Мариновка. Лилин след нашли неожиданно, практически случайно. Позднее стало известно, что останки неизвестной летчицы, обнаруженные местными ребятами, вместе с останками других воинов, которые погибли в этом районе, похоронили 26 июля 1969 года. Захоронение состоялось в центре села Дмитровка (Шахтёрский район). Перед этим врачи установили, что погибший лётчик – женщина. Значит была похоронена лётчица-истребитель! Но вопрос – кто именно? В 8-й воздушной армии в тот период их было две – Екатерина Буданова и Лидия Литвяк. Буданова геройски погибла в июне 1943 года. Известно и место её захоронения. Значит – Лида? Да, безусловно, это была она. Справка, полученная из Центрального архива Минобороны, подтвердила сделанный вывод. Имя Лидии Литвяк в июле 1988 года увековечено в месте захоронения, братской могиле № 19, находящейся в центре села Дмитровка. В ноябре 1988 года приказом заместителя министра обороны СССР внесено изменение в пункт 22 приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 года, в отношении судьбы Литвяк написано: «Пропала без вести 1 августа 1943 года. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 года».

Таким образом последнее белое пятно в судьбе Белой Лилии было устранено. И 5 мая 1990 года президент СССР подписал указ о присвоении гвардии старшему лейтенанту (также произошло повышение её и в офицерском звании) Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза (посмертно). Медаль «Золотая Звезда» № 11616 была передана на хранение родственникам погибшей героини.

По словам историка и писателя Дмитрия Хазанова, подразделения истребителей, сформированные из женщин-лётчиц, в годы Второй мировой войны были только в Красной армии. Девушки при этом выдерживали такие перегрузки, какие порой не могли вынести даже мужчины.

Это подтверждает и семикратная абсолютная чемпионка мира по самолётному спорту, лётчик-инструктор I класса Светлана Капанина: «Управлять самолётом женщине до сих пор намного физически труднее, чем мужчине, не говоря уж о периоде Великой Отечественной войны. Поэтому боевые победы женщин в небе весьма весомы. Или, как говорят, дорогого стоят. Цена этому – жизнь».

Удивительно, но факт: первым советским гражданином, попавшим в Книгу рекордов Гиннесса была… девушка. Правда, попала она туда – не за красоту глаз, хотя могла бы… И не за стильность образа.

LidaLitv2a

Имя Лидии Литвяк занесено в Книгу рекордов за то, что непостижимым для многих образом она выиграла двенадцать воздушных дуэлей у гитлеровских асов, а всего (вместе со своими товарищами, в группе) сбила шестнадцать вражеских машин. Первого августа 1943 года Лида Литвяк – Белая лилия Сталинграда – не вернулась из воздушного боя. 18 августа ей исполнилось бы всего 22 года. Загляните ещё раз в эти её бездонные синие глаза! Какие бы у неё могли быть красивые внуки, а может быть и правнуки…⠀

По материалам открытых источников⠀

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Один комментарий

  1. Лилия Брук
    13 ноября 2021 в 17:11

    Светлая память этой героической женщине. Будем помнить Пусть душа её всегда пребывает в раю. Жаль, что её земной путь оказался слишком коротким. Но и за отведённое ей судьбой время она успела больше, чем другие и за 100 лет жизни.
    Спасибо всем, кто принял участие в поисках останков и увековечивании памяти Лилии Литвяк.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы