В НЕБЕ – ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКИПАЖ

28 июля 2020

75-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

2GSSOrdenaSlavuКрай земли, как гласят древние киргизские предания, находится на восточном побережье озера Иссык-Куль. Именно здесь, на «краю земли», в селе Курменты в 10 мая 1909 года в крестьянской семье родился мальчик, которого назвали Абдыкасымом. У него было обычное детство, такое же, как и у его сверстников, друзей-приятелей. Как и они, увлекался Абдыкасым соколиной охотой – занятием экзотическим для жителей центральной России, но обычным для живущих в Киргизии. Кроме того, мальчишку тянуло к технике. Любил он, приходя в колхозный гараж, возиться с различными механизмами, помогать слесарям и токарям, осваивая науку и в теории, и на практике.

После окончания семи классов Абдыкасым Карымшаков отправился в Самарканд, в школу механиков. В родное село вернулся со специальностью механика-водителя и очень быстро стал уважаемым человеком среди односельчан. Про него говорили, что Абдыкасым может починить всё, что угодно, а если надо будет, соберёт автомобиль из примуса и швейной машинки.

Перед самой войной Абдыкасым переехал в город Пржевальск, где стал работать инструктором в автомотоклубе Осоавиахима. Когда началась Великая Отечественная война, немногословный Абдыкасым, недолго думая, отправился в военкомат. Там разъяснили, что как специалисту ему положена бронь, и призыву он не подлежит. Но механик «золотые руки», которому к этому времени было уже за 30, только покачал головой и твёрдо сказал, что он – доброволец и бронь ему не нужна. И своего добился.

В августе 1941 года А. Карымшакова направили в авиационный полк на должность оружейника. Техники были очень нужны армии, но Абдыкасым настаивал, что хочет не только готовить самолёты для других, но и сам воевать. И вскоре он уже обучался специальности воздушного стрелка в Ленинградской воздушно-технической школе.

В годы войны была очень популярной незатейливая песенка, в которой были такие слова:

«Будешь ты стрелком-радистом, а в душе пилот,
Будешь ты летать на Иле задом наперёд…».

SamletRusШтурмовик Ил-2 поначалу выпускался в одноместном варианте. Опыт боёв показал – Ил-2 является отличной машиной, но не защищённый сзади, слишком уязвим для немецких истребителей. Машину срочно стали выпускать и в двухместном варианте, с кабиной для стрелка. Возникла потребность в воздушных стрелках, которым предстояло занять место в экипажах, защищая спину пилота и отражая атаки фашистских самолётов.

Выживаемость Ил-2 зависела во многом от мастерства стрелка. При этом его кабина из-за особенностей конструкции была защищена хуже, чем кабина пилота. И потери среди стрелков были значительно больше, чем среди лётчиков. Обо всём этом Абдыкасым прекрасно знал, но продолжал стремиться в бой, в самое пекло.

С января 1943 года выпускник школы воздушных стрелков младший сержант Карымшаков проходил стажировку в запасном авиаполку, а в мае 1943-го был направлен в действующую армию. В 75-м гвардейском штурмовом авиаполку Абдыкасыма распределили в экипаж молодого улыбчивого лейтенанта.

«Толик», – представился тот. «Абдыкасым», – ответил киргиз. На секунду на лице офицера мелькнула растерянность, но он тут же нашёлся: «А можно я буду называть тебя Андреем?». Абдыкасым невозмутимо ответил: «Можно».

Уроженец Днепропетровска украинец Анатолий Брандыс был младше своего стрелка на 14 лет, однако в экипаже они понимали друг друга с полуслова. В бою это взаимопонимание не раз спасало им жизнь.

SamletsRusИнтернациональный экипаж с позывным «Алтай» принял боевое крещение в небе Донбасса. Уже в первых боях Толик и «Андрей» показали, что воевать они умеют отлично. Стрелок успевал не только отражать атаки противника, но и вести огонь по наземным целям.

Вылет за вылетом, бой за боем… В конце сентября 1943 года у Ил-2 Брандыса и Карымшакова при возвращении с боевого задания забарахлил мотор. Штурмовик отстал от группы, и тут же его атаковал «мессер», решивший, что легко справится с «илом». Не тут-то было – стрелок трижды отражал атаки немецкого аса и позволил командиру уйти от преследования.

Воздушный стрелок на фронте – профессия дефицитная. Когда выбывали по ранению товарищи, Абдыкасым вылетал и в составе других экипажей, совершая по три вылета в день.

В полку его называли «снайпером», и в этом не было преувеличения. На его счету были уничтоженные вражеские машины, зенитки. В ноябре 1943 года Абдыкасым Карымшаков официально записал на свой счёт первый сбитый вражеский самолёт, уничтожив немецкий Ме-109.

Анатолия и Абдыкасыма неоднократно сбивали – для штурмовика это скорее обычное явление, чем событие чрезвычайное. Но выбраться из пекла – задача крайне непростая. Под Никополем им пришлось садиться на нейтральную полосу, а затем, под огнём врага, перебегая от воронки до воронки, добираться до своего переднего края.

Весной 1944 года, во время боёв за Крым, они не раз попадали в переделки. 7 апреля во время атаки вражеского аэродрома Курман-Кемельчи был подбит самолёт командира эскадрильи, который был вынужден сесть на территории противника. Самолёт с позывным «Алтай» тоже был повреждён, но продолжал вести бой над местом посадки, позволяя ещё одному «Илу» сесть и забрать попавший в беду экипаж.

SamletRus116 апреля новый вылет и новый жестокий бой – группа самолётов Ил-2 попала под огонь зениток, а тут ещё в воздух поднялись немецкие истребители. Из шести советских штурмовиков в строю остался только один. Четыре гитлеровских «фокке-вульфа» попытались взять Ил-2 в «клещи», чтобы посадить на свой аэродром и пленить лётчиков. Но Абдыкасым отбивал одну атаку за другой. Пыл немцев иссяк, когда один из истребителей рухнул, сбитый стрелком Ил-2. Но одно из попаданий загнало Ил в пике, из которого Анатолий вывел машину лишь над самой гладью Чёрного моря. Когда вернулись на аэродром, в самолёте насчитали 72 пробоины.

6 мая 1944 года в время штурма немецкого аэродрома штурмовики Ил-2 столкнулись с истребителями вермахта. На двух советских машинах погибли стрелки. Тогда самолёты перестроились, и Абдыкасым стал «защищать спину» сразу трём Илам. Он отбил семь атак и позволил всем штурмовикам вернуться на аэродром.

Лётчик Анатолий Брандыс так говорил о своём напарнике: «Мне оглядываться не надо. У меня за спиной Абдыкасым. Это покрепче любой брони».

В начале февраля 1945 года их Ил-2 снова был сбит. Сели на территории противника, Анатолий был ранен в ногу. Идти сам он не мог, поэтому сказал: «Я не дойду, Андрей, выбирайся один!». «Угу», – буркнул стрелок, подхватил командира и потащил к линии фронта. «Старшина Карымшаков, это приказ!» – крикнул лётчик. «Андрей» молча кивнул и продолжил путь, неся на себе раненого командира. Они сумели перебраться через линию фронта к своим. Мистика, но на родной аэродром они прибыли как раз в тот момент, когда командир полка на построении сообщал о героической гибели экипажа «Алтай».

После этого случая Абдыкасым положил в кабину трофейный немецкий автомат МP 40, рассчитывая в случае чего отстреливаться из него при вынужденной посадке на территории врага. А спустя пару недель произошёл самый невероятный случай в боевой биографии стрелка Карымшакова. Новый вылет, новая штурмовка, и снова атака немецких истребителей, пилоты которых в конце войны становились всё отчаяннее. Абдыкасым отбивает атаку за атакой, но немцы продолжают наседать. И вот после очередного выстрела наступает тишина. В бортовом пулемёте Ила закончились патроны. Немец, заметивший это, стал заходить в хвост, собираясь добить «русского» наверняка.

Адбыкасым смотрел на приближающегося врага, сжимая кулаки от бессильной ненависти. И тут взгляд упал на трофейный автомат. Высунув ствол в проём для пулемёта, он дал длинную очередь в сторону «мессера». На что он рассчитывал? Да ни на что. Так солдаты стреляют из пистолета в наступающий танк, не желая сдаваться перед неизбежной гибелью. Немецкий автомат МР 40, разумеется, не предназначен для воздушного боя, и в 999 случаях из 1000 не способен был нанести вред «мессершмиту».

AbdkSmlНо именно с Абдыкасымом Карымшаковым произошёл тот один случай из 1000. Пуля из автомата угодила в единственное слабо защищённое место истребителя в носовой части – в щель масляного радиатора, после чего «мессер» задымился и резко ушёл вниз. А Ил-2 благополучно вернулся на аэродром.

За годы войны гвардии старшина Абдыкасым Карымшаков совершил 227 боевых вылетов, во время которых он участвовал в 52 воздушных боях и сбил семь фашистских самолётов (три – лично и четыре – в группе).

Абдыкасым Карымшаков удостоен орденов Красного знамени, Красной звезды и Отечественной войны 1-й степени, многочисленных медалей. А главное, он – полный кавалер орденов Славы – один из 2672 героев, удостоенных подобной чести за подвиги в годы Великой Отечественной войны.

AbdkPamЕго командир Анатолий Брандыс стал дважды Героем Советского Союза. Наверное, был достоин этой награды и Абдыкасым Карымшаков. Но, может быть, штабисты посчитали, что два героя на один экипаж – это многовато будет, а может, представление к высшей награде где-то затерялось. Но для Анатолия и Абдыкасыма это было не так уже и важно. Ведь они воевали не за награды. Они просто сражались за Родину. Ведь не зря же говорили, что интернациональный экипаж в составе Брандыса и Карымшакова – это крепче любой брони, это сила.

После войны Абдыкасым вернулся в родное село, продолжил работать трактористом, механиком. Немногословному мужчине приходилось непросто, когда его приглашали в школы, чтобы он рассказал о войне. Но он шёл, понимая, что очень важно ребятам нового поколения привить те чувства к Родине, самоотверженность, которые вели его самого, его командира и друга Анатолия, миллионы других советских людей в той страшной войне с фашизмом к победе над коричневой чумой.

Он так и прожил всю свою жизнь на «краю земли» у озера Иссык-Куль. Прожил честно и достойно, как и подобает настоящему воину.

Abdk3a

Ветераны Великой Отечественной войны, кавалеры трёх орденов Славы:
А. Карымшаков, Д. Темляков, Ч. Осмонов, 1960 год.

А теперь и о командире Абдыкасыма Карымшакова – об Анатолии Яковлевиче Брандысе. Родился он 12 августа 1923 года в посёлке Нижнеднепровск Мануйловской волости Новомосковского уезда Екатеринославской губернии Украинской ССР (ныне в черте города Днепропетровск), в семье рабочего. По национальности украинец.

В армии с июня 1941 года. Окончил Днепропетровский аэроклуб, Днепропетровскую военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, а в июле 1943 года – Молотовскую военную школу лётчиков (ныне город Пермь). В июле-августе 1943-го – лётчик 10-го запасного авиационного полка в Уральском военном округе, затем – лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка. Воевал на Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском Участвовал в Донбасской, Мелитопольской, Крымской, Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Мемельской, Восточно-Прусской, Кёнигсбергской и Земландской операциях.

Всего за время войны на штурмовике Ил-2 совершил 227 боевых вылетов для нанесения ударов по живой силе и технике противника. Лично уничтожил на земле 24 вражеских самолёта.

Brandus2GSSsmlЗа мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии капитану Брандысу Анатолию Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года он был награждён второй медалью «Золотая звезда».

После окончания войны и до февраля 1946 года орденоносный офицер продолжал службу в Военно-воздушных силах Советского Союза командиром авиаэскадрильи штурмового авиационного полка (в Барановичском военном округе; Брестская область, Украина).

В 1950 году окончил Военно-воздушную академию (Монино, Московская область). После этого служил заместителем командира, командиром 723-го штурмового авиационного полка, командиром 339-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков (в Прибалтийском военном округе, город Елгава, Латвия).

В 1959 году после окончания Военной академии Генерального штаба А.Я. Брандыс становится командиром 135-й гвардейской авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков (в Одесском военном округе, Украина), позже – командиром 149-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков (в Северной группе войск, Польша).

BrandusGenrSmДва года (1962-1964 гг.) – начальник Центрального аэроклуба имени В.П. Чкалова. Затем служил в Военной академии имени М.В. Фрунзе: преподавателем и старшим преподавателем кафедры ВВС, адъюнктом. В 1970-м проходил стажировку на должности начальника оперативного отдела штаба ВВС Московского военного округа. В 1972-1973 гг. и в 1975-1986 гг. – старший преподаватель кафедры оперативного искусства Военной академии Генерального штаба. А.Я. Брандыс – кандидат военных наук, доцент.

BrandusPamДва года (1973-1975 гг.) находился в загранкомандировке в Египте в качестве военного специалиста.

С марта 1986 года генерал-лейтенант авиации А.Я. Брандыс – в отставке.

За годы безупречной службы Отечеству Анатолий Яковлевич награждён орденами Ленина, Красной звезды, Октябрьской революции, четырьмя орденами Красного знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалью «За боевые заслуги» и др.

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза А.Я. Брандыса установлен в Днепропетровске (Украина), где его именем названа улица.

Анатолий Яковлевич Брандыс скончался 23 марта 1988 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (Россия).

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы