«МОСКВИЧ» из СССР в АМЕРИКЕ

7 июля 2020

MoskvichUS2

История этого русского «Москвича» в Америке полна драматизма, случайностей и… удачи. А начался сей детектив более полувека (!) назад. Говорят, что тогда это был единственный экземпляр автомобиля «Москвич-407» в США. Официально, советская малолитражка производства МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей, ведущий свою историю с мая 1945 года, когда было принято постановление о начале строительства завода по выпуску автомобилей «Москвич»; в октябре 1968-го, в связи с 50-летием ВЛКСМ, МЗМА переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола – АЗЛК) в США никогда не поставлялась. Однако два (по некоторым данным три) автомобиля всё же в страну каким-то непостижимым образом были ввезены.

Конкретно этот экземпляр приплыл на корабле в конце 1950-х годов; его якобы приобрёл в Европе капитан американского корабля. По прибытии у него возникли проблемы с растаможкой и регистрацией машины. «Беспаспортный» «Москвич» вскоре был то ли угнан, то ли продан в Мексику. Но и там он «не пришёлся ко двору», кто-то в 1963 году добрался на нём до США и бросил на одной из улиц Лос-Анджелеса. Предполагают, что и в Мексике его угнали, возможно, нелегальные мигранты, загрузились в машину и приехали в Калифорнию. А чтобы «не светиться» бросили на произвол судьбы ставший им ненужным автомобиль.

MoskvichUS1Есть и другая версия появления «русского автомобиля» в Лос-Анджелесе. В мартовском выпуске за 1959 год журнала Motor Life была заметка о том, что для каких-то сравнительных тестов были закуплены несколько советских машин, в том числе и три экземпляра «Москвич-407». Их купили у дилера в Чехии, через Австрию и порт в Гамбурге отправили в Лос-Анджелес в 1958 году. Поскольку эта версия из печатного источника тех времен, она выглядит более правдоподобной, более того, и есть фото, подтверждающие, что машина была в Нью-Йорке. И тем не менее, не совсем понятно, как одна из машин оказалась брошенной на одной из улиц Лос-Анджелеса, и куда делись другие две.

MoskvichUS5Кстати, согласно статьи в номере за июль 1960 года журнала Modern Mechaniх, в Соединённых Штатах Америки планировалось организовать продажу советских «Москвичей» по цене в 1400 долларов за каждый автомобиль, но, видимо, что-то не сложилось.

Машину-«брошенку» убрали с улиц на одну из автосвалок, где её заприметил местный сотрудник Департамента транспортных средств, зачем-то купил и поставил на учёт. Это – опять-таки ещё одна из версий. Но и у него «Москвич» не задержался и плавно перекочевал в гараж Гарри Брикена из Техаса, который заплатил за него 300 долларов, что для 1982 года были хорошие деньги. Просто Гарри оказался всерьёз увлечённым советской малолитражкой и занялся приведением её в первозданный вид. Состояние у «Москвича» было весьма плачевное. Никаких запчастей для восстановления, естественно, не было, дилеров московского автозавода в СШАMoskvichUS3 тоже. Брикен пытался купить необходимые детали через финского дилера Konela – не получилось. Позже он даже отправил письмо в СССР, с просьбой помочь с запчастями.

Ко всеобщему удивлению, письмо дошло, и американский реставратор получил несколько посылок от советского представительства. В одной из посылок была инструкция по ремонту и эксплуатации автомобиля на английском языке (для европейского рынка), набор метрического крепежа, новый карбюратор, катушка, трамблер и комплект прокладок для агрегатов машины. Во второй посылке был комплект резины и ещё кое-какие запчасти. По словам Брикена, все запчасти достались ему совершенно бесплатно.

Несмотря на безвозмездную помощь из Советского Союза, на полную реставрацию «Москвича» Брикен потратил 4380 долларов (приличные, по тем временам деньги). В 1980-х за эту сумму можно было купить хороший, хотя и подержанный американский седан бизнес-класса, и даже европейский Мерседес W116.

MoskvichUS4

Когда Гарри завершил реставрацию, он вместо номера нацепил самодельную табличку «СССР» и сверху над ней советский флаг, и стал участником местной фермерской выставки, чем привлёк к себе немало внимания, в том числе и тех, кто ненавидел «Советы» и даже заподозрил его в связях с коммунистами. Впрочем, вскоре недоразумения улеглись и «Москвичом» заинтересовались телевизионщики, сняв сюжет про машину, заслужившую зрительские симпатии.

MoskvichUS6

Ретроавтомобиль «Москвич» получил известность не только в кругах коллекционеров и документалистов, о нём узнали даже в Москве: в июле 1988 года в журнале «За рулём» вышла заметка об этой машине под названием «Москвич в Техасе». В ней говорилось, что это единственный на тот момент «Москвич» второго поколения на территории США. Не думаю, что в наши дни подобных «русских машин» в Америке появилось много. Но они – есть. И все они – на ходу. Участвуют в выставках, пробегах и других мероприятиях. Об этом можно почитать в статье «Над Нью-Йорком – Георгиевская лента, на Брайтон Бич – «Волги», «Жигули», «Запорожцы», опубликованной 15 мая 2015 года в данном интернет-журнале Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы