СОЛДАТ. ХУДОЖНИК. АКАДЕМИК

10 мая 2020

75-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

KurilkoRumin1bРусский дворянин. Настоящий потомственный русский дворянин. Мне посчастливилось быть знакомым с таким человеком. Михаил Михайлович Курилко-Рюмин – солдат Великой Отечественной войны, театральный художник, академик. Его мать была из знаменитого дворянского рода Бестужевых-Рюминых; это она попросила сына сохранить память о династии в своей фамилии. А предка отца Данилу Курилку императрица и самодержица Всероссийская Екатерина Вторая за заслуги перед Отечеством пожаловала в корнеты. Так что уже несколько веков потомки этих фамилий с честью несут по жизни оказанное им доверие, преданно служат своей стране.

Михаил Михайлович Курилко-Рюмин родился 8 февраля 1923 года в Петрограде (СССР). Сухая статистика свидетельствует, что к концу Второй мировой войны в живых остались только три процента тех ребят 1923 года рождения, ушедших на защиту своей Родины.

KurRumMixIvSmС этим невозможно спорить  – увлечение Михаила театром буквально с детских лет целиком было предопределено родителями. Его отец – Михаил Иванович Курилко (1880-1969 гг.) – известный мастер театра и гравюры, художник, офортист, сценограф, профессор Ленинградской (ныне – Санкт-Петербургской) академии художеств, был главным художником Большого театра СССР, руководителем театральной мастерской в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. Заслуженный деятель искусств РСФСР М.И. Курилко слыл блестящим KurRumMixIv1знатоком  истории художественной культуры, олицетворял собой целую эпоху в литературной, искусствоведческой жизни страны. Он был дружен с А. Неждановой, И. Козловским, Е. Гельцер, И. Жолтовским, А. Мессерером, Р. Глиэром и другими деятелями культуры. В детстве будущий художник случайно лишился правого глаза. Однако, сумев преодолеть это несчастье, он стал одним из известнейших сценографов Советского Союза.

Мать – Вера Николаевна Рюмина (1889-1942 гг.) – страстный театрал. Так что родители уже с детства привили сыну любовь к театру, сцене. Попав впервые за кулисы спектакля «Майская ночь» в оформлении отца и постановке Константина Станиславского, Михаил был ошеломлен всем увиденным. Оказалось, что есть особый мир, резко отличающийся от всего знакомого доселе: ярко-розовые красивые ноги русалок, их преувеличенно загримированные лица, подчеркнуто условные одежды парубков, множившиеся в зеркалах. Этот мир тянул, как магнит. Молодой человек очень рано решил продолжить отцовское дело, но путь к этому оказался намного сложнее, чем можно было предположить.

KurilkoRumin1aСвои коррективы внесло время. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. На фронт Михаил Курилко-Рюмин ушёл 3 июля – записался добровольцем, и после двухнедельной учёбы в лагере под Тамбовом в составе 64-й стрелковой дивизии попал на Западный фронт. В Смоленских лесах состоялось его боевое крещение. Дивизия участвовала в тяжелейших сражениях. После огромных потерь была отправлена на переформирование и пополнение. Дивизия одной из первых получила звание гвардейской и уже как 7-я гвардейская была вновь отправлена на передовую. 5 октября 1941-го в бою под Курском Михаил Курилко-Рюмин был тяжело ранен в ногу и правую руку. Ногу врачам удалось спасти, а вот изувеченную руку пришлось ампутировать. Так в 18 лет юноша стал инвалидом. Потом были долгие месяцы лечения в госпиталях Воронежа и Фрунзе, медкомиссия, демобилизация из армии «под чистую».

После реабилитации юноша оказался в эвакуации в Киргизии, где стал работать по будущей специальности во Фрунзе в Киргизском театре оперы и балета. Курилко-Рюмину повезло: здесь же в эвакуации оказались лучшие театральные художники СССР – Т. Дьякова (Большой театр), Т. Серебрякова (дочь знаменитой художницы), В. Селиванов и И. Элияссон (все – МХАТ). У них он брал первые уроки мастерства. Здесь же, в театре, в качестве театрального художника он осуществил свои первые самостоятельные спектакли – оперу «Чио-Чио-Сан» и комедию «Ревизор».

KurRumKart4В 1945 году Михаил Курилко-Рюмин уехал в Москву учиться на театрального художника во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), где его учителями стали Ф. Белогородский, Ю. Пименов, Г. Щегаль, Б. Дубровский-Эшке. Он начал работать с Марией Кнебель – сотрудничал с ней в постановке в 1952 году на сцене Центрального детского театра спектакля «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

После удачного дебюта молодого художника, что называется, заметили, и он стал весьма востребованным: работал по всему Советскому Союзу и в странах Восточной Европы. Но всегда находил время и для создания живописных полотен. Например, автопортрет или букет цветов, пейзажи.

KurRumKart3Почти за полвека служения театру художник-постановщик М.М. Курилко-Рюмин оформил более 200 спектаклей. В их числе: «Чио-Чио-сан» Д. Пуччини в Театре оперы и балета Фрунзе (1944 г.); «Ревизор» Н.В. Гоголя в Драматическом театре Фрунзе (1945 г.); «В поисках радости» В.С. Розова (1957 г.) в Центральном детском театре Москвы; «Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского (1954 г.) в Театре армии Праги (Чехословакия); «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо (1962 г.) и «Горное гнездо» по Д.Н. Мамину-Сибиряку (1977 г.) в Театре имени М.Н. Ермоловой в Москве; «Живой труп» Л.Н. Толстого в Национальном театре Будапешта (1961 г.); «Дядя Ваня» А.П. Чехова (1965 г.) в Белорусском драматическом театре Минска; «Над пропастью во ржи» по Д. Сэлинджеру (1965 г.) и «Старая дева» И.В. Штока (1966 г.) в Театре сатиры в Москве; «Бедность не порок» (1973 г.) и «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1986 г.) А.Н. Островского в Драматическом театре Уфы; «Пиковая дама» П.И. Чайковского (1990 г.) в Театре оперы и балета Днепропетровска (Украина); «Отелло» У. Шекспира (1996 г.) и «Вишневый сад» А.П. Чехова (1997 г.) в Русском драматическом театре Владикавказа; «Гамлет» У. Шекспира (2007 г.) в Центральном театре Российской армии (ЦАТРА) в Москве.

Среди его киноработ – знаменитый фильм «Шумный день», снятый в 1960 году режиссёром Анатолием Эфросом по пьесе драматурга Виктора Розова.

KurilkoRumin1cБолее подробно о самой последней работе М.М. Курилко-Рюмина – сценографии «Гамлета», поставленного режиссёром Борисом Морозовым в Театре Российской армии. Каждому художнику хорошо известно, что необъятная сцена Театра армии даже в технологическом отношении чрезвычайно трудная. Она так велика, что в былые времена по ней для пущего эффекта настоящий танк ездил и лошади гарцевали.

Михаил Михайлович признается: «»Гамлет» на сцене театра, освоить сцену которого – большое испытание для художника, трудная задача. Я пошел на это испытание с удовольствием, потому что мне хотелось проверить себя. А до этого там были гениальные постановки: «Иван Грозный», замечательный спектакль о декабристах. И вот когда уже спектакль вышел, я шёл по пустой сцене, которая ждала вечернего спектакля, и подумал: «Да нет, это ведь счастье – попасть на такую площадку». Ещё я вам скажу, что многое зависит и от времени, когда тот или иной спектакль ставился. Непременное качество работы художника – ощущение того театра, в котором ты трудишься. Это – сохранение корней, о которых мы часто забываем, уважение к тому, что уже было сделано до нас. Как же забыть о том, что это уже сделано, что это было. И сейчас творить что-то вопреки каким-то внутренним корням, которые должны не в копии прорастать, а прорастать в том же направлении, в том же чувствовании этого пространства, невозможно.

KurRumTeatr2

Мы решили с режиссёром, что «Гамлет» – это тюрьма, это должен быть скорее страшный театр, театр жизни, о чём и Шекспир говорил. Мы создали как бы такой не мешок, не двор, но какое-то плетёное пространство. Когда я сделал на холсте это плетение – темно-коричнево-красное, не кровавое, но ржавое – и туда ввели немножечко блеска серебра, то получилось вроде и плетение, но и камень, и кладка странная, жёсткая, хотя на холсте. То есть мы не скрываем, что это холст, живопись, но которая рождает какие-то ассоциации. И там произошла ещё забавная вещь, то, что в театре надо уметь поймать. Нельзя было сделать ровные вертикальные кулисы, которые как бы продолжали это каменно-плетёное пространство. Кулисы стали наклонными, их вертикально просто невозможно было поставить. Я подумал, что это, может, и хорошо, они дали какую-то усечённость пространству. Эта подсказка была чисто техническая, но она мне понравилась, и я её и сохранил».

KurRumKart2

Получивший самые первые в жизни сильные театральные впечатления ещё в детстве на спектакле Станиславского «Майская ночь» и не прекращавший работать уже в XXI веке, Михаил Курилко-Рюмин для многих был олицетворением связи времен, непрерывного развития культуры. Театральные работы Михаила Михайловича, с одной стороны, проникнуты любовью к жизненной реальности, с другой – они всегда подчеркнуто театральны. Так естественно сочетать узнаваемый мир и возвышенный вымысел сегодня уже, извините, умеют далеко не все.

Сценичность – свойство творчества и личности М.М. Курилко-Рюмина. Эмоциональный мир оперных и полутона драматических спектаклей, – всё подвластно романтически утонченному его дарованию. Проникая в жизнь разных эпох, мастер тонко улавливает их особый дух, вникает в суть мировоззрения того или иного времени, художественно осваивая его стиль, и на этой основе строит свою интерпретацию эпохи. Создавая художественное оформление театрального действа, он ищет особую атмосферу, продиктованную драматургией, не навязывая чуждые ей концепции, но сообщая собственный взгляд, свое отношение и переживание. Эскизы Курилко-Рюмина – завершённое пространство спектакля, которое способно принять драматургические коллизии, и где для каждого персонажа найдутся условия развернуть свою тему и построить свой характер. Это пространство благожелательно к другим инициативам, не ущемляя любви и внимания художника к деталям. Казалось бы, нет жёстких акцентов, но в то же время ощутимо возникает единый визуальный образ.

KurRumTeatr1

Мастер мыслит образ спектакля не только воплощённым на сцене, но и предполагает существование эскиза как самостоятельного живописного произведения. В этих живописных интерьерах вещи обретают характеры, схожие с характерами персонажей, вступают во взаимоотношения, напоминающие сюжет пьесы. Так художник достигает точности в передаче настроения пьесы; при всей обобщенности образа пространства возникает конкретный характер времени – XVIII, XIX века или нашего времени. Произведениям Михаила Михайловича, знатока и любителя деталей, конкретностей, свойственна упоительная лёгкость и деликатность KurRumTsertliв их использовании. Изящество контуров и силуэтов в его эскизах имеет самоценную красоту, а утончённая игра цвета органично воплощается в динамических и пластических метаморфозах сцены. Художник вводит актёра в свободное пространство, лишённое диктата, но дающее стимул к сотворчеству. Развивая исторические традиции живописного оформления спектаклей, Курилко-Рюмин с интересом ищет новые способы выразительности сценического пространства.

Он искренне любит и великолепно знает завораживающий мир театра. Его устные рассказы (а у Михаила Михайловича – отточенная речь с безупречной дикцией и размеренной интонацией – сказывается долголетний педагогический опыт) о вещах, об их судьбе исполнены энтузиазма коллекционера, тонкого знатока истории и раскрывают его литературный и актёрский дар. Среди его увлечений – собирание предметов русского быта XVII–XVIII веков. Обо всём этом он может красочно, вдохновенно рассказывать часами. А ещё с ним было необычайно интересно гулять по Санкт-Петербургу – он знал там буквально каждый дом.

Его безукоризненная элегантность, мягкость и доброжелательность в общении, изящество манер даже зрительно обозначают подлинно театрального человека. А статьи и книги об изобразительном искусстве, написанные этим интеллектуалом, поражают доходчивостью, простотой изложения о сложном.

М.М. Курилко-Рюмин снискал большое уважение как вдумчивый, требовательный и в то же время чуткий, уравновешенный педагог. Он вёл курсы, читал лекции во ВГИКе, в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. Он начал преподавать так давно, что среди его учеников есть люди уже весьма почтенного возраста.

KurilkoRumin2

Именно у него учились профессии такие ныне известные специалисты, как Валерий Левенталь – главный художник Большого театра; Владимир Арефьев – главный художник Театра Станиславского и Немировича-Данченко; Шамухаммед (Шаджан) Акмухаммедов – народный художник Туркменистана, профессор, член творческого объединения «Семёрка»; Иван Полиенко – советский/российский художник-живописец, заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ; Станислав Бенедиктов – главный художник Молодежного театра; Батыр Бекмурадов – заслуженный художник Туркменистана; Виктория Никонова и Владимир Пугачёв – советские/российские художники; Максим Цагараев – советский/российский живописец, педагог, доцент РГСАИ.

М.М. Курилко-Рюмин – заслуженный художник РСФСР (1970 г.), член-корреспондент АХ – Академии художеств (1988 г.), академик-секретарь Отделения декоративных искусств АХ (1988-1997 гг.), народный художник РФ (1993 г.), действительный член РАХ – Российской Академии художеств (1995 г.), заслуженный художник республики Северная Осетия-Алания (1996 г.), действительный член Академии гуманитарных наук РФ (1995 г.), Академии художеств Киргизской республики (1998 г.), главный учёный секретарь президиума РАХ (1992-1996 и 1998-2009 гг.), вице-президент РАХ.

TsertliKazakvBichukv2004

На фото (слева направо): ректор  Московского художественного института имени В.И. Сурикова Анатолий Бичуков, президент РАХ Зураб Церетели, Михаил Курилко-Рюмин, вице-президент РАХ Эдуард Дробицкий, актёр театра и кино Михаил Казаков (Москва, 2004 год)

М.М. Курилко-Рюмин удостоен многочисленных наград, в их числе – орден Отечественной войны I степени; ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней; Золотая медаль РАХ; орден «Серебряного Орла»; орден Сергия Радонежского – за активное участие в воссоздании Храма Христа Спасителя.

У Михаила Михайловича и его супруги Маргариты Пантелеймоновны двое детей: сын Михаил и дочь Мария, внуки и внучки.

Потомок старинных дворянских русских родов, фронтовик, театральный художник, академик и просто милейший человек Михаил Михайлович Курилко-Рюмин скончался 16 марта 2012 года, на 90-м году жизни. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Вечная память!

Фото из личного архива М.М. Курилко-Рюмина, фотожурналистов России и автора статьи

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

Один комментарий

  1. Marina Lagunova
    15 мая 2020 в 21:24

    Лев, дорогой!
    Необыкновенно интересно!
    Читала с огромным удовольствием,
    очень профессионально написано.
    Какие прекрасные были люди!
    Большое спасибо!
    Будьте здоровы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архивы