ИЗ АМЕРИКИ В СИБИРЬ… ПО ТУННЕЛЮ

10 апреля 2020

Из старых записных книжек

Tunel1Эту статью, которую я случайно нашёл в своём архиве, написана мною 24 года назад. На первый взгляд, если оценивать её с уровня или с платформы современных взаимоотношений России с Америкой, другими западными странами, то разговор об этом проекте выглядит «фантастически-утопически-мистическим», однако тогда это был вполне перспективным и взаимовыгодным. И одна из старинных русскоязычных газет США «Новое русское слово», выходящая в Нью-Йорке и распространяющаяся по всей Америке, 3 января 1997 года опубликовала её. Сегодня я не буду редактировать эту статью, «преломлять» её к настоящему времени, комментировать, просто публикую её на страницах моего интернет-журнала Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости (главным редактором которого я являюсь уже семь с половиной лет) в том виде, в каком написал почти четверть века назад. Только для антуража добавил пару фотографий туннелей, никакого отношения к данному материалу не имеющих. Так, чтобы было видно, о чём идёт речь…

Несколько лет, то затихая, то разгораясь с новой силой, идут споры о целесообразности строительства трансконтинентальной магистрали (ТКМ) «Америка – Сибирь» и туннеля через Берингов пролив. В Москве, Лондоне, на Аляске прошли уже четыре международные конференции, на которых обсуждались проблемы практического воплощения в жизнь на первый взгляд нереального, если не сказать больше, – авантюрного проекта. За последние три года учёные, экономисты, менеджеры других специальностей более чем 50 американских и российских институтов, фирм, организаций и учреждений тщательно и подробно изучали экономико-технические, экологические, социальные и политические аспекты проекта.

Горячо и уверенно отстаивает возможность технической реализации этого проекта генеральный директор (со стороны России) международной корпорации «Трансконтиненталь» Виктор Разбегин. Он сказал, что при нынешнем развитии науки и техники вполне реально за 15-20 лет проложить около 6 тысяч километров двухпутной полностью электрифицированной железной дороги и соответствующие сопутствующие коммуникации. Чуть более 1500 километров из них пройдут по территории Аляски и Канады, а в России трасса ляжет от Уэлена до Якутска, затем – до БАМа и Транссиба. На всем протяжении «двухпутки» предстоит пробивать разной протяженности туннели, основным среди них станет 90-километровый туннель под дном Берингова пролива.

Одновременно с железной дорогой будут прокладываться энергетические и коммуникационные кабельные линии. Они свяжут Россию с Канадой и США. В будущем планируется присоединение к ним продуктовода.

Проект, несомненно, очень дорогой. Но его появление, проработка и желание осуществить обусловлены многочисленными факторами. Ещё лет пятнадцать назад члены представительной комиссии ООН подчёркивали, что одним из важнейших аспектов ускорения мирового экономического развития является создание разветвленной глобальной системы железнодорожного сообщения. Предполагалось соединить туннелями Америку с Азией и Европой в районе Берингова пролива, Европу с Африкой – Гибралтарского, Японию с Сахалином – в районе пролива Лаперуза.

Давно уже подсчитано, что как внутренние, так и международные железнодорожные перевозки предпочтительнее морских и речных. Поезда все-таки идут раза в три быстрее, чем суда. Да к тому же исключается двойная перевалка в портах отправки и получения. И, что весьма важно для живущих на земле, аварии на железных дорогах зачастую менее экологически опасны, нежели морские, и не такие «затратные» в случае ликвидации последствий катастроф.

Наблюдаемый уже сегодня экономический подъём в странах азиатско-тихоокеанского региона настоятельно требует того, чтобы с каждым годом растущий товарооборот между этими и другими государствами сдерживался по причинам отставания транспортного сообщения. Только страны Юго-Восточной Азии на различные транспортные проекты ежегодно расходуют до 100 миллиардов долларов. Так что предполагаемые расходы на строительство ТКМ «Америка – Сибирь» в сумме 40-50 миллиардов долларов, «растянутые» по времени на 15-20 лет, на фоне приведенных цифр уже не кажутся такими ужасными, как сначала.

Специалисты Массачусетского технологического института и Американской ассоциации железных дорог (США) подсчитали, что за год по новой трансконтинентальной магистрали можно будет перевезти 150-180 миллионов тонн грузов. У их коллег из России этот показатель в три раза меньше, они утверждают: к 2020 году реально перевезти не более 60 миллионов тонн грузов, хотя этого вполне достаточно для того, чтобы говорить о рентабельности работы ТКМ.

Tunel2А что думают по поводу этого пока еще не принятого к осуществлению проекта представители тех регионов, по которым пройдёт магистраль? В 1994 году на Аляске (США) был принят закон, разрешающий прокладку железной дороги от города Фэйрбанкса до мыса Сьюарда, откуда и начнется туннель под Беринговым проливом. Новая трасса, по утверждению ведущих менеджеров администрации штата Аляска, даст хорошие шансы для разработки здешних запасов природного угля, составляющих в настоящее время почти 10 процентов мировых.

Полностью поддерживают своих американских партнеров специалисты Совета по размещению производительных сил и экономического сотрудничества при министерстве экономики России. Они утверждают, что без отвечающего возросшим современным требованиям железнодорожного сообщения дальнейшее развитие и северо-востока, и страны в целом просто невозможно. Трансконтинентальная магистраль позволит сделать более доступной разработку полезных ископаемых, добыча которых снижается из-за чрезмерно высоких расходов на транспорт и энергию. К тому же ТКМ «Америка – Сибирь» буквально «вдохнёт» новую жизнь в ныне бездействующие предприятия, в том числе и военно-промышленного комплекса. Появятся новые рабочие места и на строительстве самой трассы. Это окажет положительное воздействие на всю и хозяйственную, и социальную, и политическую деятельность республики Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотки.

Продолжая делить шкуру пока ещё не убитого медведя, ретивые экономисты России уже считают, сколько они получат арендной платы за землю, по которой возможно пройдёт магистраль. До сих пор сама эта земля прибыли не приносила.

В связи со строительством ТКМ «Америка – Сибирь» возникает и немало так называемых организационных трудностей. Они обусловлены, во-первых, разной шириной железнодорожной колеи, существующей в России и других странах, что, несомненно, приведет к перевалке грузов, а в случае транзита – даже к двойной. А как этого хочется избежать! Во-вторых, передача электроэнергии на большие расстояния обычно сопровождается её потерями. Чтобы как-то снизить их, целесообразна передача сверхвысокого напряжения. Но ведь высоковольтную линию собираются прокладывать под землей?! Значит, придётся пересматривать некоторые варианты. Каким образом думают решить эту проблему американские и российские энергетики, пока неясно.

Но, несмотря на все эти препоны, проект остается жизнеспособным. Им заинтересовались уже в нескольких странах. Для финансирования строительства создаётся крупное международное акционерное общество, в состав которого войдут Министерство путей сообщения РФ, РАО «ЕЭС России» (Российское акционерное общество «Единая энергетическая система России»), администрация Чукотки и Магаданской области, республики Саха (Якутия), другие ведомства, организации, концерны, фирмы, даже частные лица США, Канады, Японии и других государств. Выразили готовность участвовать в финансировании проекта Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, ряд других солидных банковско-финансовых структур.

Разумеется, на создание такого уникального интернационального акционерного общества (АО) уйдёт не менее двух лет. Также необходимо будет подготовить технико-экономическое обоснование проекта, определить график строительства магистрали, рассчитанный, как мы уже говорили, на 12-15 лет (отсчёт начнётся с 2000 года), осуществить ещё немало важных и второстепенных дел. За такой грандиозный проект Россия и США совместно ещё не брались. Посмотрим, сумеют ли российские и американские предприниматели преодолеть сопротивление высокоорганизованных бюрократических структур обеих стран на пути воплощения своих, возможно, перспективных замыслов в жизнь.

Январь 1997 года

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архивы