АНТОНИНА СТЕПАНОВА: «НЕ НАДО БОЯТЬСЯ ПЕРЕМЕН»

5 февраля 2020

Stepanova-S1В начале 2000-х годов мне предложили создать в совершенно новом для Москвы формате газету Мещанского района Центрального административного округа, в которой основное внимание уделялось бы не столько проблемам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройству (ну, не без этого!), сколько культурной жизни центра столицы Российской Федерации: музеям, театрам, храмам, знаменитым людям – писателям, поэтам, художникам, ветеранам войны и труда, живущих на территории района.

И я создал такую газету и название придумал соответствующее: «Мещанский: время и судьбы» (История. Современность. Будущее). Мне повезло – тем для творчества было столько, что 16 полос формата А3 едва хватало. Я писал о театре Российской армии, о больнице имени Склифосовского и МОНИКИ, о Театре зверей имени Дурова, о Доме моды Вячеслава Зайцева, встречался, нередко прямо дома, с актёром Владимиром Зельдиным, поэтом Эдуардом Асадовым, журналистом, публицистом и писателем Генрихом Боровиком, генералами и рядовыми Великой Отечественной войны, ветеранами Подразделений особого риска, людьми, пережившими блокаду Ленинграда, узниками гетто и концлагерей. Причём, писал о них не только в своей газете, но и в разных центральных московских изданиях. Газета «Мещанский: время и судьбы» занимала призовые места в конкурсах, проводимых как в Центральном административном округе, так и в целом по Москве.

LRMezan1sm

Очень нравились мне мероприятия (выставки художников, мастеров прикладного искусства, выступления музыкантов, поэтов, бардов), которые проводились в небольших помещениях Московского фонда культуры (МФК), расположенного прямо напротив станции метро «Проспект Мира» (на фото ниже).

MFK-S

Многие годы руководила им приветливая, интеллигентная, но деловая женщина – народный художник России, академик Антонина Яковлевна Степанова – яркий представитель старшего поколения художников-«стекольщиков». Секрет её долголетнего творческого успеха не только в природной одарённости, в таланте от Бога, но также и в том, что она всегда жила своим временем и в своём времени, развивалась в нём и вместе с ним, по-своему воплощала его художественные требования и идеалы. Её кредо: «Не надо бояться перемен. В искусстве многое определяет поиск, умение видеть новое». И она, несмотря на годы, продолжала успешно работать, творить, всегда помогала обращавшимся к ней молодым художникам.

Stepanova-SsmlИз досье. Антонина Яковлевна Степанова родилась в Калужской области (СССР) 5 мая 1927 года (извините, но и моя дочь родилась 5 мая, но 1973 года). Вот как она сама вспоминает об этом: «Я родилась в семье военного, выросла в центре Москвы и ходила в знаменитую школу, где когда-то учился Михаил Васильевич Ломоносов. Училась хорошо, с интересом. Особенно привлекали литература, история, география и, естественно, рисование. В нашей семье не было художников, но мама обладала высоким художественным вкусом. Она прекрасно вышивала, вязала. Помню, что меня всегда поражали и радовали тонкие и неожиданные сочетания красок в её изделиях. Возможно, мамочкины гены сказались в моём увлечении живописью и рисованием. В школе я выпускала стенгазеты, с удовольствием занималась спортом, участвовала в походах и соревнованиях. Особенно увлекалась лыжами и волейболом. Мне нравилось быть в коллективе, меня всегда окружали друзья. После окончания школы у меня не было сомнений – стану художницей. Я пошла сдавать документы в Московский институт прикладного и декоративного искусства. В одной из мастерских увидела сильного, спортивного сложения мужчину, лепившего скульптурный портрет. Потом узнала, что это был ректор института, замечательный художник Александр Александрович Дейнека. Его творчество, воспевающее силу, молодость, спорт, всегдаStepanva-S1-3 нравилось мне жизнеутверждающим оптимизмом. Эта случайная встреча словно подсказала мне – я сделала правильный выбор. Я поступила на подготовительное отделение и оказалась на факультете художественной обработки стекла. С тех пор, за долгие годы учёбы и творческой работы, я ни разу не пожалела о выборе именно этой профессии. Стекло счастливо сочетает в себе свойства живописи и графики, скульптурный объём и пластическую выразительность образа. Усилиями замечательных педагогов, среди которых блистали имена А.А. Дейнеки, В.А. Фаворского, А.Д. Гончарова, Е.Ф. Белашовой, в институте царил подлинно творческий дух. Я попала в талантливую, взыскательную, творческую студенческую среду. Здесь я получила твёрдую профессиональную основу для развития моей творческой индивидуальности. После завершения обучения работала на лучших стекольных заводах страны».

Stepanova-S1bИтак, после окончания вуза А.Я. Степанова с 1953 по 1976 гг. трудилась художником Московского комбината прикладного искусства Художественного фонда РСФСР; с 1962 года – она уже главный художник, с 1965-го – его директор. С 1954 года – постоянный участник союзных, республиканских, московских и зарубежных художественных выставок. С 1960 года – член Союза художников СССР (СХ). В дальнейшем – неоднократно избиралась в различные органы управления Московского Союза художников (МОСХ), СХ СССР и других творческих организаций. В начале 1960-х гг. состоялась творческая поездка в Чехословакию, Железный Брод-центр стекольной промышленности, затем последовали стажировка в Высшей художественной школе в Праге.

СиреневыйТуман1996-SВ 1981 году А.Я. Степанова в Москве основала и стала первым директором Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. С 1992-го – председатель правления Московского фонда культуры, который стал родным домом для многих художников, мастеров прикладного искусства, музыкантов, поэтов, писателей, священников.

А.Я. Степанова имеет почётные звания «Заслуженный художник России» и «Народный художник России»; избрана действительным членом Международной академии информатизации (гуманитарное отделение).

Антонина Яковлевна называла себя счастливым человеком. И для этого у неё есть все основания. Она ярко реализовалась как замечательный мастер художественного стекла, уверенно вошла в число ведущих художников в этом виде прикладного искусства. Её активная общественная деятельность всегда приносила ощутимые результаты: и на посту секретаря Союза художников России, и в должности основателя и первого директора Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Много лет А.Я. Степанова руководила работой Московского фонда культуры (МФК).

Антонина Яковлевна утверждала: «Самое главное – не быть равнодушными, чаще будить сердце и душу. Красота проявляется в вашей жизни ежесекундно, ежечасно. Художник видит эту красоту лучше других. Он обязан раскрыть её в своих произведениях».

Что бы ни говорили, а роль личности в истории всегда была, есть и будет. Много лет вся деятельность МФК в значительной мере держалась на личности самой А.Я. Степановой – человека глубокой культуры, неутомимой энергии и всесокрушающего оптимизма, обаяния и сердечности.

MosFndKultBorovik2003-SsmЯ очень любил после выставок, дискуссий, а порой и горячих споров, когда все уже уйдут, посидеть на маленькой кухоньке фонда за столом, накрытой цветастой клеёнкой и попить чайку с вареньем и баранками, спокойно поговорить с Антониной Яковлевной, её эрудированными сотрудницами. В гости на огонёк заглядывали коллеги А.Я. Степановой, православные священники, заходили живший неподалеку известный журналист, публицист, писатель Генрих Боровик (на фото со священником), а также художник, академик Российской академии художеств (РАХ), сын одного из первых директоров института имени Склифосовского, StepObros-Sрасстрелянного в 1938 году, Игорь Обросов (на фото с А.Я. Степановой). Жаль, что это было так давно, и уже никогда эти встречи не повторятся.

Публикуемая беседа с А.Я. Степановой состоялась много лет назад. Но мне кажется, что она сохранила свою актуальность, теплоту этой очаровательной, умной женщины и сегодня. Итак, вспомним…

В чем же секрет вашего, Антонина Яковлевна, такого завидного жизнелюбия, искрометной энергии?

Творческий человек, художник, в силу отпущенного ему природой и Богом дара, всегда должен идти не только в ногу со временем, но и чуточку впереди его. Он не имеет права уходить от перемен в сторону, как-то избегать их, оглядываться на прошлое, каким бы прекрасным оно ему ни казалось. Иначе он безнадёжно отстанет от своего времени, и станет никому не интересен. Я никогда не уходила в сторону от всяческих творческих проблем и потрясений, всегда стремилась жить полнокровно, отдавая все силы творчеству и общественной жизни. На моем веку всего хватало в избытке. Но я никогда не роптала, не озлоблялась, а стремилась понять и прочувствовать высшую закономерность судьбы.

Так чем же и почему привлекло ранее и продолжает привлекать вас ныне художественное стекло – вид искусства, сложный и тяжёлый в техническом исполнении?

Да, стекло – особый, удивительный и очень хрупкий материал, таящий в себе большие, думаю, что ещё не раскрытые до конца возможности. Стеклу подвластны почти все средства изобразительного искусства – богатая, щедрая цветовая палитра и многообразие форм. Работать с этим материалом, стать настоящим художником, может только тот, который досконально изучит и технические процессы, и приёмы, а главное – научится чувствовать его дыхание. Стекло плавится при очень высокой температуре. В горячем виде его можно резать, совершать всевозможные таинства до тех пор, пока оно не остынет. Чтобы подчинить пластику стекла авторскому замыслу, надо всё время соблюдать определенный температурный режим, рассчитанный на скорость движения рук и дыхания в трубку.

НачалоЛета1988-S

Стеклоделие требует не только художественного мастерства и видения. Здесь крайне важны также глубокое знание материала и технологии его обработки. Художник по стеклу должен обладать особым чувством материала – одновременно хрупкого и прочного, прозрачного и цветоносного, неисчерпаемого в своих эстетических возможностях. И мне, чтобы приобрести практические умения в обращении с ним, понадобилась ещё одна профессиональная школа. Ею стала, как вам уже известно, работа на лучших стекольных предприятиях Советского Союза и России. Именно на Дятьковском заводе мне довелось создать немало чудесных изделий – как элитарного, праздничного характера, так и массового, повседневного. Там, на предприятии, кроме того, поощрялись и экспериментальные, не предназначенные для тиражирования, творческие работы. Это и позволило мне не только найти свой индивидуальный путь в широком диапазоне художественного стеклоделия, но и привели в ещё одну необычную «школу»: к долгому творческому общению с патриархом отечественного стеклоделия, человеком щедрой души, высочайшего мастерства, неустанных и необычных исканий – архитектору, художнику, мыслителю Борису Александровичу Смирнову. Он настойчиво привлекал молодых коллег к созданию многопредметных ансамблей из привычных вещей, непригодных для утилитарного потребления, но несущих в себе новые цветовые и пластические идеи, соотношения объёмов и массы, лёгкости и фундаментальности, смелые и весёлые, а то и озорные решения.

Хорвод1986-SДля меня это была как бы работа впрок, накопление запасов ещё невиданных решений, выявление скрытых возможностей и подходов к тайнам материала. Хочу подчеркнуть, что рождение из стекольной горячей массы задуманного художником образа проходит всегда сложно, в муках и вечных поисках. Рукотворность стекла – неповторима и уникальна. Я утверждаю, хотя это всем давно понятно, что в искусстве многое определяет поиск, умение видеть новое.

В те годы я вместе с моими друзьями ещё по институту (ныне – это уже известные художники Г.А. Антонова и Г.С. Рязанова) начала серию декоративных ансамблей из стекла для интерьеров общественных учреждений – гостиниц, пансионатов, ресторанов. Эта работа потребовала поиска необычных форм и художественных образов, масштабов, соотношений. Одна из них была предназначена для бара пансионата у моря в Мисхоре. Декоративная композиция состояла из причудливых многоцветных фигур, отдалённо напоминавших обитателей морских глубин. Они создавали в данном интерьере незабываемое впечатление таинственной и привлекательной среды подводного мира.

А теперь поговорим о том, что такое «гута». Гута – в переводе с немецкого языка означает «горный завод» или «печь». Возможно, что есть более древнее происхождение – от латинского слова «капля». Так называли в Европе стекольные производства. В современном значении гута – часть стекольного предприятия, где расположены стекловаренные печи и происходит варка стекла и изготовление стеклянных изделий.

Гутное стекло – изделия, сделанные мастером вручную из стекла в горячем состоянии с использованием соответствующей технологии непосредственно около стекловаренной печи. Гутное производство стекла насчитывает уже несколько тысячелетий, – это главнейшая технология изготовления стекла с использованием его пластичности и податливости к выдуванию. История гутного стекла связана с художественными ремеслами, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров. В состав гутного стекла входит кремнезем и различные оксиды. Каждый оксид придаёт стеклу определенные свойства. В состав современных стекол входит до десяти и более оксидов, так что к изделиям из стекла предъявляются самые разнообразные требования.

В пору нового расцвета гутного (рукотворного) стеклоделия, которое, благодаря открытию современной технологии, обогатило палитру, набор выразительных средств и приёмов, творческая индивидуальность А.Я. Степановой раскрылась наиболее полно. Здесь творческий процесс не ограничивается созданием эскиза: он протекает совместно с мастером-стеклодувом прямо у раскалённой печи, с пылающим «живым» стеклом. Для реализации замысла художника требуется буквально снайперская точность, быстрое принятие решений: ещё мгновение – и будет поздно – стекло погибнет. В то же время в гутной работе, как ни в какой иной, наиболее важными становятся поэтичность создаваемого образа, его эмоциональная наполненность.

КалинаКрасная-SА в чём вы, Антонина Яковлевна, с вашим таким тонким, лирическим видением мира, видите источник вдохновения?

Источник вдохновения… Так коротко и не ответишь. Природа России с её полями, лесами, многоцветьем трав всегда служила и не только мне источником вдохновения. Многие мои композиции из гутного стекла так и называются «Цветы России», «Колокольчики», «Маки», «Ромашки». Гутное стекло позволило мне воплотить в работах мое поэтическое и лирическое видение мира, передать чувства и эмоции создаваемого образа. К примеру, вот темы моих композиций: «Человеческая жизнь» (работы, очень активные по цвету), «Космос» (на ультрамариновом фоне горящие звезды), «Четыре времени года» (напольные вазы – простые по форме, решённые на цветовом отношении пейзажей в стекле), «Цветы России» (экспериментальные по форме и цветовым решениям). Материал не позволяет слепо копировать природные формы. Это всегда трансформация поэтических образов в условные декоративные формы.

Stepanva-S3

Я думаю, что именно наша русская природа даёт человеку, живущему в своей стране, всю полноту и радость жизни. Природа в моих работах многолика: это игра абстрактных форм, фантазий, рождённых миром цветов, восхищением перед буйными силами стихий. В декоративных композициях, наборах, вазах мне удалось не просто запечатлеть какую-то художественную идею в массе стекла, но и очеловечить её лирической трактовкой. Но уверяю вас, что вы никогда не встретите в моих вещах слепое копирование природных форм – это всегда результат трансформации поэтических образов в условные, необычные формы. Они создаются естественно, как бы всплывают из глубины души, словно давно уже там созрели.

Всезнающие критики говорят, что мною создана большая коллекция произведений, несущих только мой, индивидуальный, неповторимый стиль. Я горжусь тем, что мои лучшие работы находятся в 34 отечественных музеях, в том числе – в Историческом (в Москве), в Русском музее и в Эрмитаже (в Санкт-Петербурге), во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в музеях и галереях Иркутской области, Алтайского края, Дальнего Востока, а также за рубежом – в США, Швеции, Германии, в штаб-квартире ЮНЕСКО (Франция).

LRMosFndKult2003-Ssm

Лев Рудский (в центре) на выставке в Московском фонде культуры, 2003 год

В привлекающей своим многообразием галерее ваших работ ярко проявляется личность человека доброго, мыслящего, сочувствующего людям, безгранично любящего свое дело. Не так ли?

А как жить иначе, если ты не любишь своё дело! Так, я люблю бывать на экспозициях других художников, наблюдать, как растёт (или не растёт) их мастерство. На одной из последних выставок декоративно-прикладного искусства, проходивших на Кузнецком мосту, меня поразили работы молодых «стекольщиков», их смелость в поисках выразительности. Однако чего-то им всё-таки не хватает…

Может быть, им не хватает тех возможностей, какие были в молодости у вас? Ведь расцвет вашего творчества пришёлся как раз на то время, когда в стране существовало несколько прославленных центров художественного стекла…

К сожалению, сейчас стекольные предприятия мало нуждаются в художниках, их творческих новациях. Плавка стекла – процесс энергоёмкий, затратный. Во время его варки температура достигает 1400 градусов, её нужно поддерживать долгое время, а возрастающая стоимость электроэнергии делает затратным весь технологический процесс. Рукотворное, уникальное стекло становится очень дорогим, его трудно продать. Поэтому сегодня стекольные заводы выполняют заказы только по выпуску массовой продукции. Но и в этих условиях молодые художники находят выход. Они используют более дешёвый материал – плоское стекло, муфель (спекание), а также особый вид – оптическое стекло. Думаю, что в будущем (хотелось бы надеяться, что в ближайшем) искусство стеклоделия обязательно выйдет на новый уровень своего развития, и тогда потребуется целая плеяда не традиционно мыслящих художников.

ВесеннийПолёт-SИ тогда будет использован опыт, накопленный нашим поколением. Вспомните, в 70-80-е годы ХХ века наблюдался настоящий расцвет стекольной промышленности. Изделия таких заводов, как «Неман», Дятковский, Гусь Хрустальный, пользовались мировым признанием. Роль художника в творческом процессе на предприятии была определяющей. Он как бы дирижировал производственным процессом, ставил и решал эстетические задачи. Творческие поездки, обмены опытом, специализированные выставки, – всё это было неотъемлемой частью художественной жизни. Мастера часто встречались друг с другом, обсуждали наболевшие проблемы. В нашу творческую семью обязательно входили знающие специфику дела искусствоведы и критики. Они нас, художников, не щадили, но мы не обижались, понимая, что все хотят лучшего для искусства.

Мне не жаль ушедшего времени. Да, пора нашей творческой зрелости прошла. Мы прожили жизнь достойно. И сегодня надо помочь набрать силу молодой творческой поросли. Таланты, безусловно, есть. В галереи «Жизнь стекла», что на Петровке, постоянно устраиваются выставки, дружеские встречи и обсуждения художников разных поколений. Замечу, что к старшему поколению мастеров молодёжь относится с пиететом, уважением. У молодых творческий дух и задор ещё как чувствуется. Они, правда, более прагматичные, чем были мы, но у них сильны творческие амбиции, стремление преодолеть все трудности, доказать свою художественную состоятельность. А это – повод для оптимизма.

Это приятно слышать, тем более от вас. А то последнее время некоторые видные деятели культуры высказывают не слишком оптимистические прогнозы…

Да, культуре сегодня живется непросто. Нужны солидные вложения для поддержания её на достойном уровне. Хорошо, что в Москве быстро растёт количество галерей, развивается театр: создаются новые труппы (сегодня в столице уже более ста театров), построены прекрасные новые помещения – например, центр Мейерхольда, театр на Сретенке. Я часто бываю в Центральном выставочном зале на Крымской набережной, и там всегда много людей. Также не пустуют и другие выставочные залы и галереи. Взыскательный зритель имеет намного больше возможностей знакомиться с новинками и в кино, и в изобразительном искусстве, и в театре, и в литературе.

Stepanva-SВ человеке обязательно должен быть стержень, чёткая гражданская позиция…

Обязательно. Нельзя быть пассивными. Быть человеком – этому меня научили мои родители. Я никогда не принадлежала к тем художникам, которые отгораживаются от жизни стенами своей мастерской. Их не осуждаю, просто я другая – ветер перемен меня никогда не страшил. Я человек активный, хочу в меру сил помогать нашей культуре, людям. Это обогащает мою жизнь, делает её интересной, содержательной. Так что быть деятельной мне надо быть самой, даже из эгоистических соображений. Эти качества моего характера очень пригодились в моей работе руководителя Московским фондом культуры. Получив в свое распоряжение старинный особняк (кстати, его архитектором был сам Ф.О. Шехтель), в прошлом принадлежавший знаменитому фарфорозаводчику М.С. Кузнецову, мы сумели его восстановить, не привлекая бюджетные средства. Нашли меценатов, банкиров, промышленников, которые на благотворительной основе помогли отреставрировать здание в очень короткие сроки.

Деятельность фонда весьма разнообразна: пропаганда пушкинского наследия, поддержка одарённой молодежи, издательская деятельность. Наш фонд всегда открыт для интересных творческих выставок, в том числе и детского рисунка. Со многими детскими художественными школами и студиями, педагогами у нас налажен постоянный творческий контакт. Из своего жизненного опыта знаю, что предпочтения, эстетические впечатления и взгляды, заложенные в детстве, играют огромную роль и в дальнейшей жизни.

Мы ведём большую культурно-волонтёрскую работу, взяли шефство над ракетным крейсером «Бора» Черноморского флота России, над детским домом № 37 в московском районе Ясенево. Хочу отметить, что наш подшефный детдом (директор – замечательный педагог Александра Григорьевна Карташова) является одним из лучших. В нем 60 детей в возрасте от 6 до 17 лет. Мы постоянно оказываем помощь в организации автобусных экскурсий, проведении культурных мероприятий, пополнении школьной библиотеки. Дети в этом детдоме материально неплохо обеспечены, но они нуждаются в домашнем тепле и ласке.

Нельзя не забывать, что на фоне демократических преобразований в стране продолжают остро стоять вопросы детской беспризорности, преступности, наркомании. Какой, на ваш взгляд выход из создавшейся ситуации, как можно решить эти жизненно важные проблемы?

Не открою большого секрета, если скажу, что наше общество должно учиться милосердию. Ведь оно многие столетия культивировалось в России, и пример, зачастую, подавали власть имущие. Вспомним, что именно представители дворянских, императорских фамилий за свои средства содержали гимназии, институты, театры. Благотворительная деятельность поощрялась, считалась неотъемлемым атрибутом богатства. Сейчас у нас уже немало очень состоятельных людей, и им негоже отставать от своих, не таких уж далеких предков. Очень хотелось бы, чтобы эти благородные традиции развивались и укреплялись. Теперь уже все признали, что, занявшись перестройкой, мы упустили проблемы воспитания молодых. Комсомол, пионерия, спортивные клубы и кружки – вся эта система рухнула вместе с советской властью, а новых форм организации молодёжи нет, не придумали пока что. Остались одни дискотеки и подворотни. Ребята лишилась многих библиотек, спортивных залов. Если проблемами молодых не заняться серьёзно, последствия будут необратимыми.

Так мы постепенно подошли к теме вашего сына и внучки. Антонина Яковлевна, а вы ими довольны?

Мне всегда хотелось воспитать у детей те качества, которые привили мне мои родители. Доброжелательность, чувство долга и ответственности, порядочность и совестливость. Так как я всегда обладала чувством юмора, зарядом оптимизма и жизнелюбия, то у меня в детстве и юности было много друзей, с некоторыми дружеские отношения поддерживаю до сих пор. У моей мамы было врожденное чувство прекрасного. Даже в обычных занятиях, например, в вязании варежек, она превосходно чувствовала композицию рисунка, искусно подбирала орнамент. Так что первые уроки красоты я впитала, как говорится, с молоком матери.

StepnNastya-S

В атмосфере любви к природе, искусству рос мой сын Максим. Он не разочаровал меня, и, хотя не стал художником, но нашёл свою дорогу и довольно успешно занимается предпринимательством. А внучка Настя (на фото с бабушкой) увлекается росписью, батиком. Так что у меня нет оснований быть ими недовольной.

Выходит, что они очень занятые люди, им всегда некогда навестить вас дома ли, на работе. А вы не испытываете одиночества?

Vaza-SНу, что вы. Да я просто и не знаю, что это такое. График моего рабочего дня расписан достаточно плотно. Я постоянно занята какими-то делами: творческими, общественными, домашними. Телефон звонит, не переставая, – и на работе, и дома. Это создаёт атмосферу востребованности. Ради такого стоит жить и творить. И сын, и внучка бывают заходят к нам, в фонд, чтобы посмотреть какую-либо новую экспозицию. 

Я много ездила по стране и абсолютно уверена: самая большая наша драгоценность – наш талантливый народ. Его щедрая фантазия, чувство красоты особенно видны в декоративном искусстве, изделиях мастеров народных промыслов. Здесь проявились лучшие его черты – искренность, доброта, жизнелюбие, вера и надежда на лучшую жизнь. Убеждена, что сокровенные чаяния такого стойкого народа, как наш, непременно станут реальными.

Приведу несколько, не побоюсь этих слов, академических, вечных и прекрасных фраз чудесного, душевного человека художника Антонины Яковлевны Степановой:

Настоящий художник – это многогранная фигура, он должен быть и философом, и психологом, и поэтом, и писателем. Это – человек, идущий впереди времени. Художнику отведена весьма важная роль: он с помощью пластического языка должен отобразить многообразие жизни, её проблемы и конфликты, выразить суть явлений нашего мира.

Главная цель художника – добиться диалога зрителя с картиной. При этом даже, я считаю, не так уж принципиально важно, какие именно эмоции испытывает зритель: лучше, если положительные, хуже, если отрицательные, но главное, чтобы эмоции были, чтобы зритель не остался равнодушным. Конечно, это – в идеале. Мы сейчас живем в условиях рынка, и это накладывает свой отпечаток на происходящее. Разумеется, я не могу осуждать, если кто-то хочет нормально жить, зарабатывать большие деньги. Понятно, что у всех семьи, у всех свои проблемы. Но если художник работает на потребу рынка, руководствуется только желанием поскорее продать, если из-за экономических условий он вынужден понижать творческий уровень своих работ, то результаты будут не высокими. К счастью, и сейчас есть художники, которые в весьма непростых условиях не понижают планку, которые сохраняют многовековые традиции западноевропейского и нашего национального русского искусства. В искусстве многое определяет поиск, умение видеть новое.

Другое дело, что многого из того, что сейчас создается, мы не видим: ведь выставки обычно устраивают те художники, которые могут за это заплатить. Меценатов, которые помогали бы талантам, у нас пока очень мало. Далеко не все понимают, что здоровье нации, общества зависит от состояния культуры. А что сейчас происходит с этим у нас, известно. Престиж культуры, искусства сильно принижен, как и престиж профессии художника.

Москва (Россия), 2003 год

К сожалению, 25 августа 2019 года на 93 году жизни от нас ушла народный художник РФ, почётный член Российской академии художеств, академик Антонина Яковлевна Степанова. Российское искусство понесло невосполнимую утрату.

Лев Рудский (WRN)
Фото автора и из личного архива А.Я. Степановой

 

Метки: , , , , , , , , , , , , ,

Один комментарий

  1. Светлана
    30 марта 2023 в 09:53

    Антонину Яковлевну Степанову я впервые увидела летом 1981 года во дворе главного здания усадьбы Остермана (фаворита российской императрицы Екатерины II) при открытии музея декоративно-прикладного искусства. Она выглядела молодой женщиной в синем платье с белыми ромашками, хотя ей было уже за 50 лет. Торжественная часть быстро закончилась. Но радость от причастности Антонины Яковлевны к открытию музея осталась у меня на всю жизнь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы