РУССКИЙ ПАРИЖАНИН из ДЕРЕВНИ ЖЕЛНИНО

22 апреля 2019

KuznetsovKonst2Среди тенистых дубрав, сосновых лесов Нижегородской области (Россия) вот уже который век уютно расположилась деревня (её ещё называют посёлком) Желнино. Это заповедное место тесно связано с древней историей Дудина Амвросиева Никольского монастыря. Но от старины сохранилось там немного: величественный Благовещенский храм да редеющие ряды добротных домов зажиточных крестьян и купцов прошлых веков. Более полутора столетия стоит на прежнем месте дом купца Павла Кузнецова. Он примечателен тем, что здесь родился русский художник первой половины XX века Константин Кузнецов, известный своим творчеством в постимпрессионистской манере не только в России, но и во всей Европе.

DomKuznNiznNovgrdYlSergievskayaБудущий художник Константин Павлович Кузнецов, старший из братьев, родился 22 августа 1863 года (по новому стилю) в деревне Желнино Чернорецкой волости Балахнинского уезда (на фото: дом Кузнецовых в Нижнем Новгороде на улице Сергиевской). Его отец – богатый, знатный купец, коренной желнинец Павел Игнатьевич, мать Мария Андреевна, в девичестве Сорокина, до замужества жила в деревне Растяпино (ныне посёлок Дачный). Счастливое безмятежное детство художника прошло в родном доме. Родители дали первенцу прекрасное домашнее образование, однако мальчика увлекало созерцание неспешного хода деревенской жизни, и в этом немалое влияние на юношу оказала его мама. Глубоко набожная, она проводила время в молитвах, часто посещала святые места, прививая Косте вкус к духовной внутренней жизни.

KuznetsovAvtoport

К.П. Кузнецов, «Автопортрет»

С самого детства одарённый мальчик увлёкся живописью, рисованием. Круг его интересов был весьма обширен: он занимался музыкой, играл на флейте, фортепьяно; в тёплом, благожелательном доме Кузнецовых звучали произведения Глюка, Вивальди, Баха в исполнении Константина. Можно предположить, что рисованию, музыке обучали подростка учителя, выписанные из Нижнего Новгорода.

По признанию художника, истоки его таланта – в беззаботном детстве и нежном отрочестве, проведённых в родительском доме. Искру Божьего дара заронила в нём неповторимая красота лесного края, полноводная Ока, в зеркальную гладь которой веками смотрели седые стены Дудина монастыря. Тогда этому чудесному местечку, озарённому светом первозданной природы, могли позавидовать лучшие пейзажи Крыма и даже… Ниццы.

KuznetsovKart3

Не случайно именно здесь суждено было родиться знаменитому художнику. Из чудом сохранившейся метрической книги Успенской церкви бывшего Дудина монастыря историки узнали имена братьев Кузнецовых: Константин, Михаил, Игнатий, Павел и Дмитрий. Все они – сыновья государевых крестьян супругов Михаила Андреевича и Анастасии Дмитриевны. От них и пошли многочисленные родовые ветви Кузнецовых в Черноречье. По обнаруженным в архиве сведениям, торговое дело в 1865 году в городе Астрахани начинал Степан Игнатьевич Кузнецов. С 1862 года он брал там гильдейские торговые документы. В алфавитном списке лиц, получивших купеческие свидетельства на 1876-1879 годы, Кузнецов значится временным купцом 2-й гильдии. В списке выбравших купеческие свидетельства на 1892 год, прописаны уже два брата Кузнецовы – Степан и Павел Игнатьевичи как временные купцы 1-й гильдии, торгующие под знаком фирмы Торговый дом «Братья Кузнецовы». Он был учреждён ими в Астрахани в 1880 году. В то время Степан проживал в волжском городе, а Павел Кузнецов – в родительском каменном доме на улице Елховка в деревне Желнино. Торговый дом «Братья Кузнецовы» содержал в Астрахани рыболовные ватаги, нанимал артельщиков для переработки и продажи рыбных товаров, имел торговые дела в Саратове и Баку. Заморозка рыбы в ледниках, так называемых выходах на ватагах, приносила хороший доход. Братьям принадлежал крупный жиротопный завод по производству рыбьего и тюленьего жира. Торговый дом имел собственный флот для перевозки товара.

KuznetsovKart1

В 1906 году в личном составе Торгового дома произошли перемены. Со смертью Павла Игнатьевича, все принадлежавшие ему права в общем капитале по его духовному завещанию перешли его сыновьям – Константину, Петру и Филитеру Павловичам Кузнецовым. Они не стали делить отцовский капитал, а продолжили совместно вести все торгово-предпринимательские дела. Братья Кузнецовы восприняли завет, передававшийся в купеческой среде: каждый прутик из рассыпанной вязанки переломать легко, но, собрав их вместе, сломать их не каждому под силу.

Kuznetsov2girlsОднако Константин нарушил завет отца и «вышел из дела», так как его влекли иные сферы. Собственниками и полноправными членами фирмы остались Петр и Филитер.

Итак, получив причитавшуюся ему долю капитала, Константин посвятил свою жизнь творчеству. Ещё юношей по купеческим делам отца он часто бывал в Саратове. По некоторым сведениям Константин, окончив, Нижегородскую гимназию, поступил там же учиться в Художественную студию при Академии изящных искусств. Судьба подарила ему встречу с талантливым художником В. Борисовым-Мусатовым – создателем общества художников-символистов «Голубая роза». В волжском городе Константин в частных коллекциях состоятельных саратовцев познакомился с замечательными работами французских художников-символистов. Они произвели на юношу неизгладимое впечатление, определив в будущем стилевое направление его творчества.

Тридцатитрёхлетний Константин Кузнецов (возраст Иисуса Христа и Ильи Муромца – пора совершать подвиги!) отправился в своё первое длительное путешествие: посетил Лондон, Рим, Флоренцию, где провёл несколько лет. Но его московская невеста – художница Александра Алексеевна Самодурова – настояла выбрать Париж, центр художественной жизни того времени. В Париже Константин Павлович вместе с художниками Борисовым-Мусатовым и Ширвашидзе постигал тайны высокого творчества в академии Фернана Кормона – выдающегося французского художника, приверженца академического искусства. Кстати, Фернан Кормон был учителем многих художников, в том числе А. де Тулуз-Лотрека, В. Ван Гога, Л. Анкетена, Э. Бернара. Молодой русский художник Кузнецов оказался хорошим учеником.

KuznetsovParice1900Спустя четыре года, в 1900-м, Константин Кузнецов (на фото) женился на Александре Самодуровой. Супруги покинули Россию и навсегда поселились в Париже, сохранив русское подданство и православное вероисповедание. Супруги Кузнецовы вместе занимались живописью: он – в мастерской Луи Гумберта, она – в парижской Академии Рудольфа Жюлиана. Но по-настоящему их духовными учителями оставались художники-импрессионисты Моне и Писсарро. Будучи прекрасным портретистом, Константин Кузнецов упорно работал над пейзажем, много писал с натуры, путешествуя по окрестностям Парижа.

А когда художник впервые открыл для себя Бретань – полуостров на северо-западе Франции, омываемый Атлантическим океаном, он для него навсегда стал райским уголком, постоянным источником вдохновения. Константин приезжал в Бретань ежегодно, чаще всего останавливался на северном берегу в Валь-Андрэ, на юге в Бель-Иле. Местечко по праву и теперь считается одним из самых красивых островов Бретани, где творили великие художники Матисс, Моне.

Поселившись в Париже на Монмартре, Константин Кузнецов наслаждался жизнью столицы: посещал концерты, театральные спектакли, балет. На Монмартре жили и творили художники Ренуар, Дега, Писсарро, Ван Гог, Гоген, а в начале XX века – Модильяни, Пикассо, Брак и другие. Квартал сохранял шарм старинного предместья Парижа с мельницами, виноградниками. Живо интересуясь литературной жизнью, Константин Павлович поддерживал молодых художников и писателей из России. Но, заимев собственную студию, он полностью отдался творчеству, творил словно в пустыне, слушая лишь «свой внутренний голос». Но даже в этой самоизоляции художник интересовался событиями русской революции 1917 года в России. Он стал парижанином, но его сердце принадлежало родной стране.

Художник Кузнецов по-прежнему оставался глубоко русским, несмотря на свою любовь к Франции, где он прожил почти 40 лет. По отзывам критиков, Париж в его картинах «таинственен и лиричен, реален и фантастичен, преображен фантазией художника». Парижские пейзажи Кузнецова наполнены «русской сентиментальностью», написаны «с большим чувством, живописны и эмоциональны».

KuznetsovSosnuVKerfani1921

Kuznetsov3-1aУ супругов Кузнецовых в Париже родились четверо детей: Елена, Ольга, Александр, Михаил. В 1907 году семья оставила квартиру на Монмартре и перебралась на жительство на Монпарнас – район, который издавна считался Меккой для парижских художников и интеллектуалов. Здесь художник творил до конца своей жизни. Он – постоянный участник самых престижных парижских выставок, оформляет постановки балетов, иллюстрирует издания русских и зарубежных классиков. Полотна художника Кузнецова украшают выставки лучших парижских салонов Национального общества изящных искусств: Осеннего, Независимого. Картины с успехом выставляются в Брюсселе, Мюнхене, Лондоне, Питтсбурге, других крупных городах мира. Он участвует в выставках в Москве и Санкт-Петербурге (1903-1910 гг.). Его картины экспонировались рядом с произведениями В. Кандинского, В. Борисова-Мусатова, М. Ларионова, А. Матисса, М. Дени, П. Боннара.

KuznetsvSidit1cБыть известным в Париже в то время – значит быть художником с мировым именем. Первый дебют Кузнецова состоялся на выставке Национального Салона французских художников в 1902 году и сразу принёс ему успех и репутацию талантливого мастера. Его работы с восторгом были отмечены критиками, а одна из картин даже опубликована в каталоге Салона (это в числе двадцати избранных работ из трёх с лишним тысяч произведений других художников, представленных на выставке). Для новичка, тем более иностранца, это был успех. Он много писал, был обласкан французской критикой и публикой: один из немногих русских художников, он был принят в престижный салон Société Nationale des Beaux-Arts, ежегодно принимал участие в салоне Независимых и Осеннем салоне, являлся предметом пристального внимания известных критиков – Франсуа Тьебо-Сиссона, Роже Маркса, Гийома Аполлинера, Александра Бенуа.

KuznetsvMasterskParice1927Так как К.П. Кузнецов происходил из богатой купеческой семьи, то, переехав во Францию, долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать свои работы. Он не желал сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, даже отказался заключить контракт с прославленным галеристом Амбруазом Волларом (на фото: К.П. Кузнецов в своей мастерской в Париже, 1927 год).

В России работы Кузнецова видели до 1909 года. Именно в том году художник в последний раз показал свои картины на выставке Московского товарищества художников, в деятельности которого он принимал участие по приглашению своего товарища В. Борисова-Мусатова, с которым Кузнецов познакомился ещё в Париже, в академии Кормона, где они вместе учились. Борисов-Мусатов высоко ценил творчество Кузнецова. В их переписке, хранящейся в архиве Русского музея, Борисов-Мусатов просит Кузнецова поменяться с ним одной из понравившихся ему на выставке работ. Это был знак особого признания творчества Константина Павловича, его оценки, и конечно тёплой сердечности и дружбы между двумя художниками.

На выставке Московского товарищества 1905 года в стенах Исторического музея Кузнецов представил около трех десятков произведений (в то время как остальным художникам разрешалось представить по две-три работы), что подтверждает высокий интерес к его творчеству со стороны его коллег и зрителей. С выставки Нового общества художников в Санкт-Петербурге 1908 года пейзаж кисти Кузнецова был приобретен Сергеем Бахрушиным, братом известного коллекционера Алексея Бахрушина. В 1930 году К. Кузнецов создает серию иллюстраций к «Вию» Н.В. Гоголя, «Русалке», изданию «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.

KuznetsovKart1a

Совсем недавно были обнаружены многочисленные восторженные рецензии, данными в адрес Кузнецова французскими и российскими критиками. «Лучше всего парижанин Константин Кузнецов…  Один из его этюдов «Сена у Буживаля» прямо прелестен. Настроение мутно-серого, пропитанного влагой летнего дождливого дня – передано с совершенной простотой и правдой», – так, например, писал о Кузнецове Александр Бенуа.

KuznetsovGirl1a«Из русских отмечу: Кузнецов, Кандинский, Трубецкой. У первого мы видим несколько портретов на пленере, исполненных естественного величия, написанных самой тонкой кистью в светлой гамме, свойственной северной живописи», – отзывается Роже Маркс о работах Кузнецова на Осеннем салоне 1904 года. А известный критик Тибо-Сиссон ставил работы Кузнецова в один ряд с произведениями Тулуз-Лотрека и Ренуара.

После таких восторженных отзывов вызывает удивление, почему художник, так хорошо известный во Франции, для своих соотечественников остался практически неизвестен? В архиве материалов художника, сохранившихся в семье его потомков, находятся интересные документы, проливающие свет на необычную судьбу этого мастера. Так, была обнаружена справка 1914 года о жертвовании К.П. Кузнецовым 5000 рублей в Нижегородскую Думу на поддержание сил отечественной армии. Это были почти все его сбережения. В сущности, художник этим жестом лишил себя всякой материальной стабильности. В то же время, в Париже им были отданы семейные драгоценности на поддержание союзнической армии, о чём также сохранились документы в архиве.

Константин Павлович до последних дней своих жизни верил в восстановление монархии в России и отказался принять как французское, так и советское гражданство, сохранив при себе свой российский дореволюционный паспорт.

Kuznetsov3kart

Однако с возрастом тоска по России не покидала художника. В 1933 году в расцвете сил в Париже трагически погиб один из любимых сыновей мастера – Александр. Его KuznetsovMogiluнелепая смерть подкосила здоровье художника. 30 декабря 1936 года К.П. Кузнецов в возрасте 74 лет ушёл из жизни.

Когда земной путь Константина Павловича закончился, в его ателье на рю Буассонад в Париже остались почти все его картины.

(На фото: семейный склеп Кузнецовых на кладбище в Желнино).

Ныне в Париже живут потомки знаменитого живописца, которые как могли, но всё-таки сохранили наследие своего талантливого предка. Собрание произведений, насчитывающее более 300 живописных и свыше 100 графических работ, в настоящее время передано Фонду Константина Кузнецова, созданному для сохранения и изучения его наследия. Фонд основан коллекционером и предпринимателем Андреем Щербининым.

Сегодня произведения Константина Кузнецова представлены в музеях мирового уровня: Музее Орсе и Музее Карнавале в Париже, в Музее изящных искусств Понт-Авена, Музее Эжена Будена в Онфлере, Музее изящных искусств Кемпера, Художественном музее Гааги, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.

KuznetsovRestavr1В настоящее время привезённые из Парижа в Москву холсты русского парижанина К.П. Кузнецова исследуются и реставрируются. Их сохранность уникальна, на каждой из картин остались авторские пометы, выставочные ярлыки, номера парижских салонов.

Обо всём этом говорилось в ГИИ – Государственном институте искусствознания (Москва, Россия) в рамках научно-просветительской программы «Константин Кузнецов: возвращение в контекст», посвященной творчеству художника в контексте французского искусства первой трети XX века и новому открытию его наследия для российской публики. На заседании «круглого стола», организованном ГИИ и Фондом Константина Кузнецова, впервые в России были выставлены картины с французскими пейзажами выдающегося художника русского зарубежья К.П. Кузнецова, чьё творчество до недавнего времени в стране исхода было практически неизвестно.

Kuznetsov5a

Scherbinin1aГоворит Андрей Щербинин (на фото): «Мы приехали в Париж в одни из апартаментов потомков Константина Кузнецова, где происходило всё, можно сказать, как в каком-то романе: нас повели на мансарду, открыли её, и мы там увидели, что эти картины много лет, может, десятилетий лежали в рулонах, сложенные друг на друге, на каких-то стеллажах, покрытые пылью. Видимо, потомки художника долгие годы не интересовались хранившимися на чердаке холстами. Однако, к счастю, сохранилась большая часть того, что было написано Константином Кузнецовым».

YsovaEkaternaНа встрече в ГИИ была впервые представлена монография «Константин Кузнецов: русский, который один из нас» – первое издание о творчестве художника на русском языке. Автор – сотрудник Фонда художника Константина Кузнецова, кандидат искусствоведения, специалист по зарубежному искусству XIX – начала XX века Екатерина Усова (на фото). Вступительную статью написал Алексей Петухов – старший научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина, хранитель коллекции нового французского искусства. Ему принадлежит фраза, точно отражающая творчество К.П. Кузнецова: «Он начал художественное образование не во Франции, а в России, более того, даже не в столичных центрах, а на родине, в Нижегородской губернии. Но тем не менее этот союз французского с нижегородским оказался весьма плодотворным».

Эта книга – результат нескольких лет изучения картин художника и поисков редких материалов в архивах России и Франции (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Национальный архив Франции). Среди самых интересных находок – переписка Константина Кузнецова и Борисова-Мусатова, обнаруженная в отделе рукописей Государственного Русского музея. При подготовке издания исследователи опирались на каталог-архив, составленный внучкой художника Моник Вивье-Брантом. Он позволяет установить название, место создания, датировку и историю большинства работ Кузнецова.

SipovskayaNataliya1В презентации в ГИИ приняли участие директор Государственного института искусствознания Наталия Сиповская (на фото), старший научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина Алексей Петухов, руководитель студии графического дизайна ABCdesign Дмитрий Мордвинцев, директор Фонда Константина Кузнецова Константин Ещеркин (на фото). EtzgerkinKonstDirFondaС докладами выступили специалисты из Музея изящных искусств Понт-Авена, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, НИИ теории и истории искусств Российской академии художеств, ГИИ, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и других ведущих научных и музейных организаций.

Выставка «Константин Кузнецов: возвращение в контекст», открывшаяся 22 апреля в Государственном институте искусствознания (Москва, Россия), продлится до 28 апреля. Посещение выставки бесплатно.

В публикации использованы материалы фондов ЦАНО, ГААО, фотографии и сведения из семейного архива правнучки художника К.П. Кузнецова Кэтрин Вейерт, каталога-архива, составленного внучкой художника К.П. Кузнецова Моник Вивье-Брант

Фото Николая Кушниренко, фотожурналистов СМИ России
Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы