ПОБЕДА 150 КАЗАЧЕК над 8 ТЫСЯЧАМИ ГОРЦЕВ

15 декабря 2018

KazachkiNaur

Во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. основные боевые действия проходили на Дунае, Запорожье, в Крыму, на Чёрном и Эгейском морях. Противостояние было и на Северном Кавказе, где турки настраивали и направляли против России местные горские народы. 10 июня 1774 года 8-тысячное войско, состоящее из татар, кабардинцев и турок, напали на большую казацкую станицу Наурскую. Налётчики знали, что большинство взрослых казаков, способных носить оружие, ушли на войну, а в поселении остались немногочисленные мужчины и женщины, дети и старики. Противник рассчитывал быстро взять станицу и продолжить свой поход на русские земли, однако их планы сорвали полторы сотни одетых в красные сарафаны казачек, решивших до конца защищать свои дома. Это был, видимо, один из первых эпизодов, когда казацким женщинам пришлось вооружиться и самим давать отпор врагу. Впоследствие оружие в руках смелых и свободолюбивых казачек перестало кого-либо удивлять и стало традицией.

В XVIII веке в Наурской жили казаки, переселённые с Волги, а сама станица являлась важной частью Моздокской оборонительной линии. Итак, в тот злополучный день к Наурской подошла многотысячная армия под предводительством Шахбаза Герая, носившего титул калги (после хана второе звание) Крымского ханства. Основу войска составляли татары, регулярные подразделения турецкой армии и многочисленные отряды кабардинских князей. Казачья станица на Кавказе – это маленькая крепость, окружённая валом, рогатками, стеной и кустами колючего терновника. Дома станичников невысокие, а в стенах, обращённых к «полю», вместо окон бойницы для стрельбы.

Войска захватчиков, рассчитывая взять станицу наскоком, пошли на приступ. Строевые казаки, как мы уже сказали, ушли на войну и отпор захватчикам могли дать только инвалиды, старики, казачата и немногочисленные мужчины под предводительством атамана Савельева. Казаки, вышли на валы и встретили наступающего противника огнём из ружей и чугунных пушек. Пока мужья, братья и отцы сражались, казачки разогревали смолу, перевязывали раненых воинов, подносили боеприпасы. У наурцев была легенда, что даже приготовленные к обеду щи, выливались на головы карабкающихся по стенам врагов. В критический момент обороны, когда противник всеми силами яростно пошёл на штурм, и бойцов для бороны не хватало, женщины решили подержать сражающихся мужчин. По традиции перед решающим боем казаки одевались в свои лучшие чистые одежды, тем самым демонстрируя готовность умереть, и отправится на суд божий в пристойном виде. Нарядившись в красные наурские сарафаны, полторы сотни женщин вышли на вал с отчаянной готовностью погибнуть, но не пустить врага в станицу. Казачки, вооруженные серпами под пулями и пролетающими стрелами смело резали штурмующих стены врагов. Такого горцы не ожидали и, не выдержав потерь, отступили от стен. Первый день штурма обошёлся войску Шахбаз Герая в 800 человек убитыми, большинство из которых были кабардинцами, отличающихся особой смелостью. В числе погибших оказался и влиятельный князь Кабарды Кагока Татарханов.

А всего в 40 верстах от Наурской, в станице Червлёной стоял пехотный полк русской армии. Однако помощь из неё осаждённым так и не пришла, хотя до самой Червлёной доносились звуки пушечных выстрелов, но командир полка посчитал, что это отголоски не боев, а учебных стрельб, часто проводимых атаманом Савельевым.

Утром 11 июня казацкие пушки возобновили обстрел позиций нападавших, но к общему удивлению станичников, после первых же залпов завоеватели быстро собрали свой лагерь и ушли от стен Наурской. Причиной поспешного отступления стала гибель любимого племянника Шахбаз Герая, которого метким выстрелом убил наурский казак по прозвищу Перепорха. Крымский калга посчитал смерть своего родственника плохим знаком и решил отступить, тем более что время для неожиданного нападения на казацкие земли было потеряно.

Но многие казаки верили в другую версию чудесного спасения Наурской. На рассвете 11 июня в день памяти Варфоломея и Варнавы, на поле брани появились облачённые в белые одежды всадники, скачущие на белоснежных конях. Это святые апостолы спустились с небес для защиты православных людей и прогнали врага. В последующей истории Моздокского полка день апостолов Варфоломея и Варнавы особенно почитался, а 11 июня называли не иначе как «Бабий праздник».

Спустя почти 100 лет станичники раскопали курган, на котором стоял шатёр Шахбаза и обнаружили в земле человеческие кости, рядом с котором находились серебряный кувшин, золотые украшения и конская сбруя. Возможно, это и был племянник военачальника. Кабардинцы долго не могли отойти от позора своего поражения и даже в мирное время старались не встречаться с наурскими станичниками. Казаки, сталкиваясь с горцами, всегда напоминали им о том, «как Кабарда пошла воевать, да не управилась с казацкими женами». А если встречался джигит с обожжённым лицом, то его язвительно спрашивали: «А что, приятель, не горячие ли ты щи в Наурской хлебал?».

WRN

Метки: , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы