Оригинальные цветы, вышитые на холсте разноцветными лентами, поражают разнообразием красок, точностью передачей линий, изгибов, овалов, кажутся живыми, – так и хочется их потрогать. Этой своеобразной выставкой картин рукотворных цветов, можно полюбоваться в дневном оздоровительном центре «Круг друзей» («Circle of friends»), что находится в Бруклине (Нью-Йорк, США) на 11-м Брайтоне. Замечу в скобках, что этот центр ещё трогательно и уже традиционно называют «Детским садиком для пожилых». И вот здесь обыкновенные русскоязычные женщины, простите, королевского возраста и творят эту красоту. Необходимо сразу подчеркнуть, что до этого времени никто из них не проявлял себя художником, декоратором, оформителем, не работал с лентами. Да и сама руководитель этой необычной творческой мастерской Наталья Флоризяк тоже, она – филолог по образованию, окончила университет имени Франциска Скорины в Гомеле (Белоруссия). Профессии других мастериц тоже обычные, прозаические. Ленина Лопатникова и Серафима Ицкович – экономисты, Ася Маур – медицинская палатная сестра, Роза Долгопят – физиотерапевт. А Елизавета Санджикова из Элисты – балерина, хореограф, заслуженная артистка Калмыкии. И всех их увлекло древнейшее ремесло рабынь, крестьянок, великосветских дам, королевы и даже короля – вышивка лентами разных цветов, букетов, прекрасных лебедей.
Кто-то очень точно сказал: «Вышивка лентами – это непревзойдённое великолепие, причём, – в простоте!». Эту технику не зря называют фантазийной.
Воплотить в ней можно любой собственный замысел, тем более что сама техника очень проста в исполнении и располагает к творчеству. Вышивка лентами обладает собственной богатой историей – ею занимались и средневековом Китае, и в Европе, особенно высоко она ценилась при дворах французских королей. Сегодня, на волне моды на уникальные вещи ручной работы эта техника возродилась в новом качестве. Её используют и для создания оригинальных предметов интерьера, и для эксклюзивной отделки одежды, аксессуаров. А простые приёмы, возникшие много веков назад, остались прежними. Овладеть ими в совершенстве очень просто, стоит только попробовать.
История вышивки лентами уходит в такую глубину веков, что даже точно неизвестно, когда появилась это первое изделие – вышивка лентами. Поначалy, конечно же, не было лент, поэтому использовали верёвку из растительных волокон. И вот эта сплетённая из волокон верёвка постепенно, превратилась сначала в тесьму, а со временем и в ленту. В древности предметы одежды и интерьера украшали полосками кожи, составляя из них дивные узоры. С развитием народного творчества появлялись и художественные виды шитья. Родиной атласной и шёлковой вышивки считают Китай. Тамошняя прислуга украшала одежду императоров; её древние орнаменты, датируемые V-IV веком до нашей эры, сохранились и до нынешнего времени.
В те очень далёкие времена и женщины, и мужчины любили вплетать в прически разнообразные узкие полоски из кожи и ткани, на которых создавали выразительные узоры. Так, женщины Древнего Рима и Древней Греции украшали волосы полосками ткани и лентами, расшитыми золотом и драгоценными камнями; отделывали цветными лентами одежду. При помощи лент разных цветов украшались предметы одежды, но при этом у каждого социального класса был свой цвет и материал.
Повторю: вышивальное искусство настолько давнее, что его возникновение окутано мифами. Так, древние греки считали, что мастерство вышивки – это дар богини Афины Паллады, которая обучала и поддерживала в творчестве избранных её рукодельниц. Для получения божественной помощи афинские мастерицы ежегодно приносили богине дары в виде созданного своими руками покрывала с вышивкой. Изделие называлось «Панафинейский пеплос». Древние греки активно использовали ленты для украшения одежды и головных уборов. Они учились их красиво завязывать и драпировать, создавая предпосылки для вышивки лентами.
Когда в греческом искусстве начался классический период, ленты и драпировка оттеснили на второй план богатство узора. Вышивка в целом становится более простой и перестаёт заполнять вещи полностью. Большое внимание мастерицы Древней Греции уделяли способности ткани драпироваться в причудливые складки и изгибы. Подобные мотивы украшали края рукавов, вороты и пояса, повязки на голове. На творчество древнегреческих вышивальщиц оказало влияние восточное искусство. Постепенно греческая цивилизация угасла, но её ценности не пропали бесследно и нашли отражение в европейской культуре.
Известно, что до наших дней дошла красиво расшитая одежда фараонов, которую вышивали в Древнем Египте. Прошло время, и технику вышивки египтян заимствовали евреи и ассирийцы. Оригинальна была техника вышивания в Средние века у византийских рукодельниц. Они создавали золотом и шёлком особые орнаменты. Позже эта техника распространилась и в других европейских странах. В Англии, например, стали вышивать серебром, золотом и шёлком роскошные растительные орнаменты. Итальянские мастера Средневековья изготавливали шёлковые ленты для украшения одежды и предметов домашнего интерьера; декорировали лентами спинки стульев и балдахины, подвязывали ими тяжёлые занавеси, которыми закрывали окна зимой для защиты от холода и ветра.
В 1446 году будущий король Франции Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разные станки как для выделки шёлка, так и для изготовления шёлковых лент. В Лионе довольно быстро стало развиваться производство шёлковых тканей и ниток. Представители знатного общества стали носить роскошную одежду, которая была расшита лентами с золотой каймой, что соответствовало происхождению и рангу носившего. Чуть позже в моду вошли камзолы и плащи, отделанные парчовыми и золотыми лентами. Стремительно начал расти спрос на такой товар. А город Лион со временем стал крупнейшим текстильным центром. В 1560 году в нём трудились уже 50 тысяч мастеров. Они изготавливали различные ленты: золотые, шёлковые, парчовые и атласные. В городах Велзи и Сент-Этьене, располагавшихся по соседству, производили тесьму около 45 тысяч ткачей. В 1660 году в Сент-Этьене и его окрестностях более 80 тысяч станков вырабатывали ленты и 370 изготавливали позументные изделия (галун, басон, позумент).
Другой король Франции Людовик XIV призывал всех своих придворных одеваться красиво и с выдумкой. При его дворе все предметы туалета (от панталон до обуви) стали украшать лентами, расшитыми жемчугом и драгоценными камнями. Следующий французский монарх Людовик XV сам любил вышивать лентами и дарил придворным дамам собственноручно изготовленные оригинальные вещицы. Женщины того времени буквально «помешались» на лентах – они использовали их для украшения платьев, корсажей, белья, которое с каждым днём становилось всё более роскошным. В моде были мелкие розочки из лент, листики, цветки с хрусталиками и даже жемчужинами. В этот период в моду вошли объёмные платья с летящими силуэтами, со складками и множеством ленточек. Позже стали открываться даже специальные ателье, в которых с помощью иглы и шёлковых лент создавались настоящие произведения искусства. Некоторые из таких изделий сохранились до наших дней и хранятся в некоторых музеях мира.
С XVII-XVIII веков лентами стали украшать не только женскую, но и мужскую одежду. Лентами декорировали даже облачение священников. В эти века спрос на ленты сильно вырос – это время широкого распространения красивых роскошных лент. Если раньше вышивка лентами была привилегией знати, и ей занимались в замках и при монастырях, то теперь её приравняли к ремеслу, производство лент и украшений из них поставили на поток. Комбинируясь с различными видами вышивки, она вытесняет с предметов одежды все другие украшения. Значительные суммы из королевской казны уходили на убранство дворцовых покоев и создание роскошных туалетов для придворных. Ленты расшивались золотыми и серебряными нитями и собирались в изящные завитки на платьях придворных дам. Тогда же из лент начали делать объёмные цветки и украшать их завитки драгоценными камнями.
Родоначальник высокой моды Чарльз Фредерик Ворт в середине XIX века основал в Париже Дом мод и, наряду с другими дизайнерскими замыслами, воплотил в жизнь мечту модниц той эпохи. В его ателье на одежде с помощью лент вышивали удивительной красоты объёмные мотивы. Таким же образом украшалась обувь, нижнее бельё, перчатки, сумочки и веера. Целые цветники собирались на шляпках. Это были настоящие шедевры с объёмными розами, фиалками, орхидеями и другими прекрасными цветами из лент.
В XIX веке вышивка лентами стала популярна практически среди всех слоев населения. Возрастало и количество станков, изготавливающих ленты. Если в 1775 году в городе Базеле их было 1225, то через век – в 1870-м, их стало уже 7631. Основатель Дома моды Рю-де-ле-Пе англичанин Чарльз Фредерик Ворт в английскую вышивку добавил особый французский шик. Он не только украшал одежду лентами, но и вышивал на ней различные мотивы шёлковыми лентами и тесьмой. Именно Чарльз Фредерик Ворт стал основателем моды на украшение вышивкой различных аксессуаров. Нижнее бельё, туфли, перчатки и веера стали отделывать вышивкой из лент и тесьмы.
Но постепенно новозеландские и британские мастерицы перехватили инициативу, они стали в то время лучшими рукодельницами. В XIX веке королева Виктория именно им поручала украшать свои наряды. А вот в Австралии этот вид рукоделия распространился намного больше, чем вышивка нитками, так как на волокна и нити из Японии существовал налог, а на ленты его не было.
Со временем данный вид вышивки дошел до Англии, оттуда – в США. Расцвет этого рукоделия пришёлся на 70-е годы XIX столетия. Вышивка того времени украшала не только наряды, но и зонтики, шляпы, предметы интерьера и одеяла. Как известно, после Второй мировой войны интерес публики к рукоделию упал. Однако последние 20 лет называют эпохой возрождения вышивки. Особое место занимает техника вышивки лентами, которая обладает рядом бесспорных преимуществ, – она не требует особых приспособлений, больших расходов и много времени. В ней применяются знакомые каждой вышивальщице приёмы, а объёмный рисунок уж очень привлекательно смотрится!
В России ленты для декорирования применялись также с древнейших времен. Но долгое время они были преимущественно украшением крестьянок. Из них делались головные уборы, они нашивались на сарафаны и рубахи. При этом расположение и цвет лент имели особый смысл. Например, венок с лентами на голове девушки обозначал то, что она сосватана. Примерно с середины XIX века вышивка лентами вслед за пристрастием к стилю рококо вошла и в дома русской знати. Знатых дам в основном прельщали цветочные объёмные композиции. Ими стали украшать одежду, шали, зонтики, абажуры, занавески.
Давным-давно девушка, которую засватали, и она стала невестой, надевала на голову венок с лентами, который называли «красота». Другой старинный убор для девушек – ленты – декорировался золотыми нитями и разноцветными лентами с бусинами. В Ржевском уезде России женщины и девушки носили повойник – головной убор с нашитыми лентами и вышивкой из золотой нити. Низ праздничных рубах украшали двумя полосками красных шелковых лент. Другие рубахи обшивали пестрыми лентами. Низ сарафана выделывали ажурной строчкой и ленточками. По центру сарафана нашивали вертикальную полосу из хлопчатобумажных и шёлковых лент. Часто вышитые ленты использовали вместо поясов в праздничном одеянии.
Одежду донских казаков в XVII-ХVIII веках отделывали вышивкой серебряными, золотыми, шёлковыми нитями и разными лентами. Рубахи украшали вышивкой и лентами по низу подола и рукавов. Верхнее, распашное платье, расшивали жемчугом и лентами. Лентами украшали даже обувь.
Постепенно под влиянием стилей рококо и барокко в России становится популярной вышивка шёлковыми лентами различных цветочных узоров. Лентами украшали одежду, перетягивая рукава и формируя букетики цветов.
В 1870 годы вышивка шёлковыми лентами получила наибольшее распространение. Лентами декорировали юбки, рукава, лифы, воротники, манжеты платьев, перчатки, шали, муфты. Кроме того, объёмной вышивкой украшали стеганые одеяла, подушки, абажуры, зонтики и предметы обихода. А также стали модными различные накладные отделки из украшений: шёлковых лент, фигурных блесток, объёмных аппликаций из подкрашенного газа с синелью. Могли комбинироваться различные виды вышивок, например, аппликацию из шёлковых ленточек совмещали с цветной гладью.
В XX веке интерес к этому виду рукоделия снизился так же, как и к остальным его видам. Однако в конце прошлого столетия вышивка шёлковыми лентами стала появляться вновь, вспоминается история вышивки лентами, которая в настоящее время переживает второе рождение.
В ХХ веке вышивка лентами преодолела кризис и сегодня она опять вернулась на передовые позиции. Теперь одежду шёлковыми лентами украшают редко, основное применение вышивки – дизайн интерьера дома. Расшитые цветами подушки, кольца для занавесок, завязки на чехлах для стульев и мягкой мебели, – всё это можно увидеть в домах современных людей. Старинная вышивка нашла достойное место и в век нанотехники, компьютерных супертехнологий.
Главной особенностью техники вышивки лентами является её вариативность и возможность проявить творческую фантазию. Если в других техниках вышивания есть строгие правила выполнения работы, то в вышивке лентами всегда остаётся простор для творчества и возможность внести в мотив новые нотки. Чаще всего мастерицы вышивают атласными и шёлковыми лентами. Основой для вышивки может быть практически любая ткань: шёлк, бархат, лён, парча. Начинающим мастерам легче работать с льняной тканью или канвой для вышивания. Главное, чтобы основа не была слишком жёсткой. Ленты лучше использовать узкие, они легче проходят сквозь ткань и принимают нужные формы.
Шёлковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, ныне прочно вошли и в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называются «праздниками с бантиками».
Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчёркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты оживляют прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают неповторимую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами!
На Западе давно уже принято, готовясь к каким-либо торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом Рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов в преддверии Рождества и встречи Нового года.
В современной России сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорождёнными детьми, в зависимости от пола ребенка, – голубыми (если мальчик) или розовыми (если девочка) лентами.
Вышивка шёлковыми лентами и ныне продолжает широко применяться в создании оригинальных художественных картин, модных (и не только свадебных) платьев и даже церковных икон.
При подготовке статьи были использованы архивные материалы
Лев Рудский (WRN)
Прекрасная статья!
Мне очень понравилось всё, что написано в этой статье. Я сам работал в текстильной промышленности. Знаю ткацкое производство. Мне известно, каким трудом всё достигается. Спасибо тем, кто так увлечённо создаёт прекрасные картины! Спасибо автору Льву Рудскому за статью, написанную понятно, интересно.