«ФИЛЬМ ХАБЕНСКОГО «СОБИБОР» НАДО ПОКАЗЫВАТЬ ВСЕМ и ВЕЗДЕ»

2 мая 2018

HabenskySobibor5Так заявил после премьерного показа фильма «Собибор», состоявшегося первого мая в посольстве России в Вашингтоне (США) в присутствии ветеранов Второй мировой и Великой Отечественной войн, живущих в Америке, дипломатов десятка стран, спецпосланник внешнеполитического ведомства (Госдепартамента) США по вопросам, связанных с Холокостом, Томас Язгерди. Он сказал: «Картины, подобные произведению Константина Хабенского «Собибор», помогают хранить память как об ужасах нацистских концлагерей, так и о том, что фашисты преследовали целые этнические группы. Такие фильмы позволяют поведать об ужасах Холокоста в первую очередь молодёжи. Его надо показывать всем и везде, он даёт более глубокое понимание Холокоста. Это весьма сильный фильм, его тяжело смотреть, но это необходимо. Сегодня мы чтим храбрость тех, кто пережил ужасы Собибора. Но при этом мы храним память о самом Холокосте. Считаю, что фильмы, подобные «Собибору», позволяют сберечь историческую память».

А советник-посланник израильского посольства в США Рувен Азар обратил внимание на то, что речь в картине идёт «не просто о мужестве, а о героизме в определенной степени». Дипломат напомнил, как премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху при встрече с президентом России Владимиром Путиным сказал о том, что Израиль никогда не забудет вклад советских воинов в борьбу с нацизмом, а также о том, что Россия подарила шанс самим евреям воевать с нацистами. Чем они и воспользовались.

Бывший посол США в России Джон Байерли подчеркнул: «Именно культура позволит преодолеть те временные политические сложности, которые в настоящее время существуют в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Россия и Америка всегда были вместе и всегда будут!».

HabenskyOONSmlНа следующий день, 2 мая, презентация фильма режиссёра и актёра Константина Юрьевича Хабенского «Собибор» состоялась уже в зале Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, в котором также находилась международная аудитория. Это – представители Американской Ассоциации ветеранов и инвалидов Второй мировой и Великой Отечественной войн, фронтовики и работники тыла, Ассоциации «Дети войны», а также постпреды Китая, Узбекистана, Туниса, дипломаты из Беларуси, Германии, Израиля и члены других делегаций.

Обращаясь к присутствующим в зале, Хабенский признался: «Я с особым вниманием и уважением отношусь к людям, которые трудятся в этих стенах, потому что в их силах сделать так, чтобы наши дети, дети наших детей жили в мире, согласии, любви, в культурных обменах. И я надеюсь, что всё так и будет… Наш фильм о людях, наш фильм для людей».

Картина Хабенского повествует о единственном за всю историю Второй мировой войны успешном восстании в нацистском лагере смерти Собибор в Польше 14 октября 1943 года (концлагерь действовал с мая 1942 года по октябрь 1943 года; а всего на территории Польши было 12 лагерей смерти, 22 гетто, не считая многочисленных локальных мест уничтожения евреев). Pechersky1SmВосстание возглавил советский офицер Александр Аронович Печерский (1909-1990 гг.). По данным историков, в тот день из почти 550 заключённых, находившихся в лагере, 130 не приняли участие в восстании, около 80 погибли при побеге. В ходе последовавшей и продолжавшейся две недели облавы около 170 беглецов были пойманы поляками, украинцами и гитлеровцами, которые сразу же на месте их расстреляли. В период с ноября 1943 года и до освобождения Польши Красной армией в январе 1945 года ещё около 100 бывших узников были пойманы теми же поляками, которые их тут же убили или выдали нацистам. До Победы в войне, по различным данным, дожили только 53 участника восстания. А место, где находился лагерь, гитлеровцы разбомбили, землю перепахали и отдали местным жителям под сады и огороды. Чему те были несказанно рады. Земля-то была обильно удобрена прахом ненавистных евреев.

Выступая перед собравшимися, Хабенский отметил, что мировая премьера фильма состоялась 23 апреля в Варшаве (ещё раз подчёркиваю, что события, описанные в фильме, происходили в Польше). 24 апреля российская премьера картины прошла в родном городе Александра Печерского – Ростове-на-Дону (здесь ему в тот же день открыли памятник). В большой прокат фильм выходит 3 мая, а 9 мая картину покажут в Берлине. По словам Хабенского, в этот маршрут заранее удалось включить и США, где проживают многие выходцы из СССР, России и стран СНГ.

Память о Второй мировой – как моральный и политический водораздел. Рассуждая о том, поймут ли картину американские зрители, которые в основном немного знают о событиях войны 1939-1945 гг. в Европе, режиссёр выразил уверенность, что они всё-таки поймут.

SobiborVokzalKino

«У меня есть ощущение, что человеческую историю на любом языке можно понять, – сказал Хабенский. – Там ничего объяснять не надо: либо ты видишь, сочувствуешь и участвуешь, либо ты сидишь и ешь попкорн. Мне кажется, наша история – это первый вариант, что проверено на разных языковых группах. Фильм направлен на людей, которые не разучились чувствовать, не разучились сопереживать. Эти качества в себе сейчас важно сохранять, особенно с учётом последних событий в мире. Надеюсь, что фильм будет долго колесить не только по России, но и по многим другим странам. Тем более, что картину нельзя назвать чисто российской. У нас большая европейская команда. И это тоже плюс, придало особую честность и колорит всей этой истории».

SobiborPlats

Говоря об исторической достоверности фильма, Хабенский отметил, что воспоминания выживших участников событий тех лет «глубокие, честные, но во многом они разнятся по датам и цифрам».

Хабенский рассказал, с какой целью создавал фильм «Собибор»: «Мы решили оттолкнуться от того, что в такой-то день, такого-то года в таком-то месте было совершено восстание и массовый побег, бунт, исход людей из лагеря. Это – исторический факт, который пытались скрыть и немецкое командование, и советское, но который скрыть не удалось благодаря воспоминаниям этих узников. Далее это всё скорее наш художественный вымысел, наши размышления, надеюсь, честные, на тему того, как это могло произойти. Если историки начнут вносить художественную составляющую, то это немножко запутает всех. А если художники начнут размышлять с точки зрения историков, то это будет скучно и невыносимо. У меня не было личной истории, связанной с войной и семьей, и поэтому я мог в своих размышлениях не сильно быть привязанным к чему-то, что и пошло на пользу при создании картины. Уверен, что фильмы про эту эпоху будут сниматься и дальше, поскольку тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, лагерей, в том числе и ГУЛага, она ещё очень болезненная».

Хабенский вспомнил, что ещё до выхода картины на экраны столкнулся с обвинениями в искажении истории: «Были такие господа и товарищи, которые попытались до просмотра фильма нас в чём-то обвинить – после просмотра фильма все вопросы были сняты».

Повторю, что для актёра этот фильм – режиссёрский дебют, и взялся он за новое для себя дело, потому что история лейтенанта Александра Печерского по-настоящему его потрясла. Не берусь утверждать, что Константин решил не только играть главную роль, но и быть режиссёром ещё и потому, что в его жилах (наряду и с другими) течёт еврейская кровь, но всё-таки…

«О той Великой войне очень много написано, создано документального, историографического, художественного, кинематографического, – сказал постпред России при ООН и Совете Безопасности Василий Небензя. – Но то, что вы увидите сегодня, это другая страница той великой, страшной, ужасной войны, которая, мы все надеемся, больше никогда не повторится. Фильм показывает тяжёлую, ужасающую правду, которую нельзя забывать, – как предостережение, как голос совести, как память о том, что это должно оставаться в наших сердцах. Лагерь смерти Собибор, где за полтора года погибло почти 250 тысяч человек, остался в памяти людей не только как символ страданий и жесткости, но и стал символом триумфа человеческого духа, духа людей, измученных суровыми застенками. Именно ужасы той войны и твёрдое намерение не допустить повторения этой трагедии лежали в основании построения послевоенного мира и создания Организации Объединенных Наций. Спустя 73 года после той Великой Победы, мы, может быть, больше, чем когда-либо, в свете новых вызовов и угроз, которые стоят перед человечеством, должны осознавать свою ответственность перед международным сообществом и понимать те катастрофические последствия, к которым приводят непродуманные шаги и силовые решения возникающих противоречий. Этот фильм тем более актуален, потому что сейчас происходит то, что называется фальсификацией истории, героизацией нацизма. В последние годы в ряде стран нарастают националистические и неонацистские настроения, в ранг героев возводятся те, кто был безусловно осужден Нюрнбергским трибуналом. Попытки героизации нацизма и фальсификации истории нельзя воспринимать иначе как опаснейший откат к тому, против чего боролось человечество и положило конец в 1945 году. Противодействовать этому – наш долг перед памятью павших и перед подрастающим поколением. Люди забыли о том, как это было, и этот фильм – жестокое напоминание о том, что и как тогда произошло. Тот ужас не должен повториться никогда».

Бухенвальд, Освенцим, Треблинка… Эти фабрики смерти для всего мира стали символом преступлений нацизма. Но о Собиборе почему-то говорили мало. А ведь здесь всего за полтора года было уничтожено четверть миллиона евреев, то есть 400 душ в день. Чудовищный конвейер смерти остановил один-единственный человек, офицер Красной армии Александр Печерский (в лагере ему дали позывной Сашко). Он поднял восстание, сумев объединить людей из разных стран. Сотни человек бежали. Десятки спаслись. Сам Печерский выжил, прошёл всю войну и скончался уже 80-летним в 1990 году. Его никогда при жизни не считали героем. Впрочем, он и сам себя таковым не считал. Печерский до последних дней собирал материалы о Собиборе и его узниках, которые теперь стали бесценными документами эпохи.

«Александр Аронович пытался донести эту историю и сделать так, чтобы о ней узнали многие-многие люди, которые обязаны ему своей жизнью, и их потомки. Наверное, эти общие усилия на сегодняшний день вознаграждены и памятником на родине, и этим фильмом», – сказал К. Хабенский.

PecherskyPamtnk2

PecherskyPamtnk1

Как подчеркнул Константин, он вовсе не собирался становиться по другую сторону камеры, быть режиссёром. Но его взгляд на то, как нужно рассказать эту историю, настолько увлёк продюсеров, что сценарий переписали под него (правда, он и сам внёс в это свою лепту), а самого Хабенского уговорили взять на себя ещё и обязанности режиссёра. И он прошёл в создании фильма все этапы – от и до.

«Глупо делать вещь, которая бы тебя не трогала. Она должна была тронуть меня даже на 34-м или 35-м варианте монтажа фильма, а их было для меня довольно-таки много. Этот фильм продолжает меня будоражить», – поделился пережитым Константин Хабенский.

Своеобразным рефреном звучат в фильме слова Александра Печерского: «Бежать должны все!». Узники пытались группами сбегать из лагерей и до Собибора, и после, но никогда в восстании не участвовали все узники без исключения. Это главная отличительная черта Собибора. Печерскому удалось за очень короткий срок придумать план, как не только заполучить оружие, столь необходимое для того, чтобы вырваться за пределы лагеря, но и уничтожить нескольких эсэсовцев из администрации. Он не только решился на сопротивление, но и смог сплотить вокруг себя группу не менее бесстрашных людей, которые понимали, на что они идут, здраво оценивали свои шансы и не отступили в самый ответственный момент, когда нужно было идти до конца. Лучше смерть в неравном бою, чем в газовой камере. Тот факт, что ничего подобного так и не удалось никому повторить, лишний раз свидетельствует об исключительной роли Печерского в этом восстании. Он его до мелочей продумал, организовал, выжил под пулемётным огнем, добрался до партизан и сражался в их рядах. Затем, когда отряд соединился с частями Красной армии, Печерский как бывший военнопленный был направлен в фильтрационный лагерь НКВД, а уже оттуда автоматчиком в отдельный стрелковый штурмовой (штрафной) батальон. В 1944 году при взятии латвийского города Бауска получил тяжёлое ранение в бедро, а вместе с ним и справку от командира о том, что «свою вину перед Родиной искупил кровью».

В том же году он впервые на бумаге изложил историю всего, что с ним произошло в Собиборе. Из-под его пера вышла рукопись, где он, говоря о себе в третьем лице, рассказывает историю восстания. В ней он впервые тепло отзывается о 18-летней голландской еврейке Люке, к которой приходил в женский барак, где они «могли долго сидеть и говорить о Советском Союзе». Её история обрывается в рукописи ещё до побега. Печерский пытался разыскать Люку после войны, но безрезультатно. А рубашка отца, которую ему подарила Люка, стала талисманом Александра Ароновича. Он в ней бежал из лагеря, воевал в партизанском отряде, в штрафном батальоне. Она и сейчас хранится в семье героя.

Хабенский не концентрируется на деталях биографиях своих персонажей. Люка вносит в историю восстания не только романтическую, но и мистическую ноту. Единственный герой, о ком мы узнаем хоть какие-то подробности, – комендант лагеря смерти обершарфюрер СС Карл Фенцель, которого играет Кристофер Ламберт. Этот нацист является наиболее выразительным олицетворением зла, он сетует на сложные взаимоотношения с отцом, память о которых провоцирует в нём ненависть к евреям.

HolocaustPoland1

Habensky1aSmlДля Хабенского-режиссера нацисты – не просто послушные исполнители приказов, поступавших свыше. Он показывает их, наслаждающихся физическим уничтожением евреев, созерцающих, как те корчатся в предсмертных муках, унижая их человеческое достоинство. Автору важно показать, что человеком можно оставаться даже в самых немыслимых обстоятельствах. Героиня польской актрисы Михалины Ольшанской (она играла балерину Матильду Кшесинскую), прибыв в Собибор на поезде, грубо остриженная (из женских и детских волос делали войлок, одежду и обувь для гитлеровских подводников), задыхается вместе с остальными женщинами в «душе» от газа, подающегося от выхлопной трубы работающего двигателя. Но она до самой смерти не отводит взгляда от глаз убийцы, эсэсовца, наблюдающего за мучениями безжащитных, но не сломленных жертв. До последнего мгновения она остается самой собой.

Да, эта лента, основанная на реальных событиях, вызвала у всех присутствовавших сильные эмоции. На финальных титрах зал встал. На глазах слёзы. Здесь много было тех, для кого Холокост – это личная память и боль.

«Я считаю, что это очень документальный художественный фильм. Все приёмы были исключительно документальны. И я это подтверждаю, потому что сам прошёл через всё это», – так сказал вице-президент Американской Ассоциации ветеранов и инвалидов Второй мировой войны, кавалер многочисленных наград, 97-летний Борис Фельдман.ZahoroneniyaMap

«Этот фильм отразил конкретно всё, что было в концлагерях, всё то, что мы пережили. И сегодня рядом с вами, Константин, с великим человеком, который сумел правдиво отразить всё то, что было в действительности, я хочу от имени всех ветеранов и от узников гетто поблагодарить за вашу искренность, за ваше сердце, за то, что вы с нами», – с признательностью произнесла одна из зрительниц.

Замечу, что эта военная драма была показана в оригинальной озвучке с английскими субтитрами.

Постпред Василий Небензя поблагодарил Хабенского за то, что он воспроизвел на экране «тот подвиг, который был в свое время не узнан и не оценен; и хотя «Собибор» – тяжёлый фильм, но это было лучшее из того, что мы могли вам, дорогие наши ветераны, соотечественники, показать. С наступающим Днём Победы!».

А Хабенский подчеркнул: «Думаю, что после этого фильма каждый зритель, считающий себя нормальным человеком, должен задавать в первую очередь вопросы самому себе. К этому я стремился».

AinulovaSmlНеобходимые дополнения. Автором идеи фильма Константина Хабенского «Собибор» является министр культуры России Владимир Мединский, сценарий к картине он не писал (это сделал Александр Адабашьян), коммерческой заинтересованности в проекте у министра нет. Продюсер ленты Эльмира Айнулова (на фото). В фильме снимался интернациональный состав актёров Кристофер Ламберт, Филипп Рейнхардт, Вольфганг Черны, Михалина Ольшанская, Фелисе Янкелль, Мария Кожевникова, Гела Месхи и RozaLoveдругие. Лента «Собибор» снята компаниями Cinema Production и «Фетисов иллюзион» при поддержке Фонда Александра Печерского.

Более подробно на эту тему можно почитать в данном интернет-журнале Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости в статьях «Собибор. Восставшие в аду и – победившие» за 6 октября 2017 года, «Собибор»: едины в жажде жизни» за 23 марта 2018-го и «Собибор»: эстафета памяти» за 25 апреля 2018 года. Сделать это просто – набрать в любом поисковике: Google, Yandex, Mail только само название издания: Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости и ввести в прямоугольник вверху справа заголовок публикации.

                                                                                                                                                                                            Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы