«ФРИДА. ЖИЗНЬ в ЦВЕТЕ»

5 апреля 2018

FridaRed-SVahtLogo2-SВ государственном академическом Театре имени Е.Б. Вахтангова (Москва, Россия) на Симоновской сцене 8 апреля состоится премьера спектакля «Фрида. Жизнь в цвете». Но сегодня, 5 апреля, прошли пресс-показ и пресс-конференция этой новой работы творческого коллектива. Повезло моим коллегам-журналистам…

Спектакль по пьесе Ники Симоновой «Фрида. Жизнь в цвете» о всемирно известных мексиканских художниках Фриде Кало и её муже Диего Ривере поставила режиссёр Лейла Абу-аль-Кишек. В нём рассказывается о творчестве двух необыкновенных людей, их любви, изменах и расставаниях, противоречиях, спорах и примирениях. Всё, что в их жизни могло произойти, – происходило. Однако ничто не способно было разрушить их творческую общность.

Говорит режиссёр Лейла Абу-аль-Кишек: «Творчество Фриды Кало неотделимо от её жизни, большинство её картин автобиографичны. Её жизнь настолько насыщена событиями, что может послужить вдохновением для множества драматических произведений. Каждая картина – маленькая пьеса. За несколько дней до своей кончины Фрида напишет картину «Viva la Vida!». Это название звучит как манифест всей её жизни, которую она прожила с благодарностью, несмотря на множество трагических обстоятельств. «Да здравствует Жизнь!» – говорит, нет, утверждает Фрида Кало на прощание. Спектакль «Фрида. Жизнь в цвете» о том, что скрыто за яркими и, отчасти, наивными картинами Фриды Кало. Это история об одиночестве, страсти, боли, любви и предназначении».

FridaVaht3-S

Frida1-1AДа, драматург Ника Симонова написала трогательную и проникновенную пьесу о мексиканской художнице, положив в её основу документальные материалы, хроники жизни, отрывки из интервью Диего Ривера, фрагменты из дневника Фриды Кало, и конечно, свою фантазию, свой взгляд на определённые вещи. Действо «Фрида. Жизнь в цвете» станет для зрителя в какой-то степени откровением, ответом на важные вопросы, не может не восхищать своей изысканностью и в тоже время смелостью. Знаменитая мексиканка, чьё имя связывают с женским альтер-эго Сальвадора Дали, была очень экстравагантна, эпатажна, но в тоже время женственна, сексуальна. Она пережила многие ужасы в своей жизни, но всегда достойно выходила из тяжёлых ситуаций, и это действительно вызывает восхищение. Она хромала после перенесенного полиомиелита в детстве, но никогда не давала себя в обиду, и не унывала. После жуткой аварии, когда, казалось бы, шансов выжить не было никаких, она сумела сохранить свой жизнерадостный дух, и всегда была в центре внимания. Пьеса рассказывает, как и о характере Фриды, так и о взаимоотношениях художницы и её мужа Диего Риверы (подробнее обо всём этом – в данном материале, но чуть позже).

«История жизни этой женщины, – говорит Ника Симонова, – сама по себе настолько драматическая, красочная и самодостаточная, что всё время нашей работы над спектаклем она вела нас: автора, режиссёра, исполнительницу главной роли и всех создателей спектакля, – за собой, направляя, подсказывая решения. Для меня «Фрида. Жизнь в цвете» – это, вFridaVahtBokl-S первую очередь, история преодолений и подвигов одной маленькой женщины, которой суждено было стать большим художником. Это история любви и публичного одиночества. Это история победы цвета над серостью, выдумки над повседневностью, жизни над смертью».

В ходе работы над спектаклем молодые вахтанговцы пригласили на репетицию советника по культуре Посольства Мексики Наталью Фортуни (Natalia Fortuny Jerez), которая рассказала артистам и постановочной группе о своей стране, об особенностях её культуры и традициях, о Фриде Кало, её Доме-музее и театрах в Мехико. Г-жа Фортуни пожелала создателям спектакля удачи и сказала, что не ждёт от постановки точного воспроизведения биографических фактов героини, но для них было бы чрезвычайно интересно, то, «что думают и чувствуют русские артисты о том, что произошло много лет назад; взгляд сегодняшнего дня всегда интересен!».

Все сотрудники театра выражают огромную благодарность Наталье Фортуни за неоценимые консультации в процессе репетиций.

В роли Фриды Кало – Аделина Гизатуллина, её мужа Диего Ривера – Денис Самойлов, в остальных ролях – Павел Юдин (Лев Троцкий), Константин Белошапка (Алехандро Ариас), Полина Чернышова (певица), Анастасия Жданова (Кристина Кало), Наталья FridaVaht2-2-SВинокурова (Лупе Марин), Мария Волкова, Андрей Удалов и другие.

Художник-постановщик – Дина Боровик; композитор – Николай Шипулин; хореограф – Евгения Любашина; звукорежиссёр – Екатерина Волкова.

В спектакле звучит народная мексканская музыка, запись которой осуществлена в студии Театра имени Е.Б. Вахтангова. Звукорежиссёр Руслан Кнушевицкий. В записи принимали участие: Михаил Айнетдинов (труба), Николай Шипулин (гитара, бас-гитара, перкуссия, ударные), Андрей Сергиевский (рояль, синтезатор), Жазира Абдигали (виолончель).

Продолжительность спектакля, который рекомендован для зрителей старше 16 лет (16+), – 2 часа 30 минут с антрактом.

Итак, некоторые биографические данные нашей героини и, конечно же, её мужа.

FridaPort1-SФрида Кало де Ривера (исп. Frida Kahlo de Rivera), в девичестве – Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (исп. Magdalena Carmen Frieda Kahlo Calderón) родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910-й – год Мексиканской революции); скончалась 13 июля 1954 года) – мексиканская художница.

Её отец – Гильермо Кало, боготворивший творчество Бетховена и Шопенгауэра, и нежно любящий свою дочь Фриду, работал фотографом. Он был родом из Германии. По широко распространённой версии, основанной на утверждениях Фриды, он был еврейского происхождения. Однако, согласно позднейшему исследованию, он происходил из немецкой лютеранской семьи, корни которой отслеживаются до XVI века. Мать художницы Матильда Кальдерон – мексиканка с индейскими корнями – безработная фанатичная католичка, державшая мужа и детей в строгости. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой. Когда в детстве мальчишки дразнили её «Фрида – деревянная нога», она просто надевала на больную ногу несколько чулков, чтобы та выглядела здоровой, и, превозмогая боль, бежала играть в футбол во дворе. В этом была вся Фрида – сильная, дерзкая, не позволяющая себя сломить никому и ничему, даже болезни. Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. Она занималась боксом и другими видами спорта. В 15 летFridaPort1a-S поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу), одну из лучших школ Мексики, с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 женщин. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным. Здесь же, в «Препаратории» произошла её первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой, с 1921 по 1923 гг. работавшего там над росписью «Созидание».

В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжелейшую аварию. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги (которая и без того была короче), раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами. Фрида год была прикована к кровати, проблемы со здоровьем преследовали её всю жизнь. Впоследствии ей пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами находиться в больницах.

Именно после этой трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Он для Фриды сделал специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепил большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

FridaDiego1-1-SВ 1928 году Фрида вступила в коммунистическую партию Мексики. В 1929-м выходит замуж за Диего Ривера. Ей было 22, ему – 43. Сближало супругов не только искусство, но и общие политические убеждения – коммунистические. Чтобы скрыть свои физические недостатки, Фрида стала носить длинные национальные платья, – в них она выглядела неотразимо и нравилась своему мужу. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего».

В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Это вынужденное долгое пребывание за границей, в развитой индустриальной стране, заставило её острее чувствовать национальные различия. С тех пор Фрида с особой любовью стала относиться к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы.

Мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки оказали заметное влияние на её творчество, насыщенное символами и фетишами. Однако в нём заметно и влияние европейской живописи – в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли. В творчестве присутствует стилистика наивного искусства или фолк-арт. Безусловно, большое влияние на стиль живописи Фриды Кало оказал её муж. Основоположник сюрреализма Андре Бретон причислял её к сюрреалистам.

FridaSlomanayaKolonnaМировая известность пришла к Кало, когда в 1938 году в Нью-Йорке состоялась первая выставка её работ. Однако быстро ухудшающееся здоровье художницы сказалось и на её творчестве. Чем чаще Фрида ложилась на операционный стол, тем мрачнее становились её картины («Думая о смерти», «Маска смерти»). В послеоперационные периоды были созданы полотна, пестрящие отголосками библейских историй, – «Сломанная колонна» и «Моисей, или Ядро творения».

В 1939-м в Париже творчество Фриды Кало стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства (одна из её картин была даже приобретена Лувром). И… ещё сильнее развила патриотические чувства.

В 1940-е годы картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. Специалисты полагают, что 1940-е – это эпоха расцвета художницы, время её самых интересных и зрелых работ. В то же время у Фриды обостряются проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние, что ярко отражается в дневнике, сыскавшем широкую популярность.

FridaMeAndmyParrots-SФрида Кало прославилась своими колоритными автопортретами (всего написано 70 полотен), отличительной особенностью которых являлась сросшаяся бровь и отсутствие улыбки на лице. В этих работах она метафорически отражала события своей жизни («Госпиталь Генри Форда», 1932 г., частное собрание, Мехико; «Автопортрет с посвящением Льву Троцкому», 1937 г., Национальный музей «Женщины в искусстве», Вашингтон; «Две Фриды», 1939 г., Музей современного искусства, Мехико; «Марксизм исцеляет больную», 1954 г., Дом-музей Фриды Кало, Мехико). Свою фигуру художница часто обрамляла национальной символикой («Автопортрет на границе между Мексикой и США», «Автопортрет в образе Техуаны»), в которой превосходно разбиралась. Художница не боялась обнажать как свои («Без надежды», «My birth», «Всего-то несколько царапин!»), так и чужие страдания. В 1939 году поклонница творчества Кало попросила её отдать дань памяти их общей приятельнице – актрисе Дороти Хейл (девушка покончила с собой, выбросившись из окна). Фрида написала картину «Самоубийство Дороти Хейл». Заказчик пришёл в ужас: вместо красивого портрета, утешения для родных, Кало изобразила сцену падения и безжизненное тело, истекающее кровью.

Достойно внимания и произведение под названием «Две Фриды», которое художница написала после краткосрочного разрыва с Диего.FridaDali-SВнутреннее «я» Кало представлено на картине в двух ипостасях: Фриды мексиканской, которую безумно любил Ривера, и Фриды европейской, которую отверг возлюбленный. Боль потери выражена сквозь образ кровоточащей артерии, соединяющей сердца двух дам.

Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, и её повседневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла и в поздние годы. Кало много курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.

FridaMayakvsky-SФрида Кало была знакома не только со многими зарубежными знаменитостями, например, с Сальвадором Дали, а также  с некоторыми представителями советской России. Когда поэтический трибун революции Владимир Маяковский был в Америке, Фрида Кало встречалась с ним. А вот отношения с Львом Троцким, которого Фрида с Диего в 1937 году приютили у себя в своём «Голубом доме», едва не закончились скандалом. По слухам, 60-летний революционер не на шутку увлекся экстравагантной, жизнерадостной и весьма темпераментной мексиканской художницей (кстати, на 30 лет его моложе), – писал ей пылкие письма, всё время пытался остаться с ней наедине. По одной из версий, FridaTrotsky1-SФрида как-то призналась, что «устала от старика», и оборвала отношения с Троцким, по другой, – она все же вступила с ним в любовную связь, но жена Троцкого Наталья Седова, смогла вернуть мужа в лоно семьи и потребовала, чтобы они вместе покинули «Голубой дом» гостеприимных мексиканских хозяев.

Фрида Кало мечтала иметь детей, но страшные травмы ей этого не позволяли. Она пробовала вновь и вновь, но все три беременности закончились трагично. После очередной потери ребёнка она взялась за кисть и начала рисовать детей. В основном умершими – так художница пыталась примириться со своей трагедией.

FridaTrotskyPortrt1-SНесмотря на все свои страдания Фрида Кало всегда сохраняла живой, жизнерадостный характер – у неё было прекрасное чувство юмора, она постоянно смеялась, подшучивала над собой и друзьями и устраивала вечеринки. И всё время продолжала бороться с физической болью – часто лежала в больницах, носила специальные корсеты, перенесла несколько операций на позвоночнике, после одной из которых навсегда осталась в инвалидном кресле. Из-за начавшейся гангрены ей ампутировали правую ногу ниже колена.

В 1953 году состоялась её первая персональная выставка на родине, в Мексике. Кало уже не могла самостоятельно передвигаться. За день до презентации были перевешаны все картины, и красиво оформленная кровать, куда легла Магдалена, став полноценной частью экспозиции. Но и в таком состоянии Фрида Кало смеялась и шутила, как и обычно. Словно в противовес тому, что на её FridaWithStalin1954-Sкартинах Фрида никогда не улыбалась. За неделю до смерти художница написала натюрморт «Да здравствует жизнь», отражавший её отношение к смерти.

Приведу несколько заветов Фриды Кало: «Я смеюсь над смертью, чтобы она не отняла то лучшее, что есть во мне…»; «Тревога, горе, наслаждение, смерть – это, по сути, один и всегда один способ существовать».

Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года, через неделю после того, как она отметила свой 47-й день рождения, от воспаления лёгких. Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь».

Вот как вспоминает об этих скорбных часах муж Фриды Кало Диего Ривера: «В четыре часа утра она жаловалась, что ей очень плохо. Когда утром приехал доктор, он констатировал, что незадолго до его приезда она умерла от эмболии лёгких. Когда я вошёл в комнату посмотреть на неё, лицо её было спокойным и ещё более прекрасным, чем всегда. Предыдущей ночью она отдала мне кольцо, которое FridaRanenuiOlen-Sкупила в подарок на 25-летнюю годовщину, за семнадцать дней до этой даты. Я спросил её, почему она отдаёт подарок так рано, и она ответила: «Потому что я чувствую, что очень скоро покину тебя». Но, хотя Фрида понимала, что умирает, она всё равно должна была бороться за жизнь. Иначе зачем бы смерть отняла у неё дыхание, пока она FridaOlenспала? 13 июля 1954 года было самым трагическим днем моей жизни. Я потерял мою любимую Фриду навсегда… Теперь слишком поздно, я понимаю, что самой замечательной частью моей жизни была моя любовь к Фриде».

На похоронах Фриды Кало, которые прошли со всей помпезностью во Дворце изящных искусств, присутствовал не только её муж, но и известные художники, писатели и даже бывший президент Мексики Ласаро Карденас. Могилы Фриды Кало не существует – её тело было кремировано, а урна с прахом находится в доме Фриды и Диего, ныне музее Фриды Кало.

С 1955 года «Голубой дом» Фриды Кало стал музеем её памяти.

В 2003 выставка работ Фриды Кало и её фотографий прошла в Москве (Россия). Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи – её посетили около 370 тысяч человек.

Frida1-2-S

FridaMankyCat-SСтоимость картин Фриды Кало растёт с каждым днём. Так, в начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» («Raices») был оценён экспертами Sotheby’s в 7 миллионов долларов (первоначальная оценка на аукционе – 4 миллиона фунтов стерлингов). Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой). В том же году эта картина была продана за 5,6 миллионов долларов, что стало рекордом среди работ латиноамериканских мастеров. Также рекордом стоимости картин Кало остаётся ещё один автопортрет 1929 года, проданный в 2000-м за 4,9 миллионов долларов (при первоначальной оценке – 3-3,8 миллионов).

Яркая и неординарная личность Фриды Кало нашла своё отражение в произведениях литературы и кинематографа. В 1971 году вышел короткометражный фильм «Фрида Кало»; в 1976-м – «Жизнь и смерть Фриды Кало»; в 1983 году был снят фильм «Фрида»/«Frida, naturaleza viva», в котором роль Фриды Кало сыграла Офелия Медина; в 2000 году вышел документальный фильм из серии «Великие художницы»; в 2002-м был снят фильм «Фрида», главную роль сыграла Сальма Хайек; в 2005-м – документальный «Жизнь и времена Фриды Кало»; в 2017 году в России сняли телесериал «Троцкий», в нём роль Фриды Кало сыграла Виктория Полторак.

FridaSigaretaУ группы Alai Oli есть песня «Фрида», посвящённая ей.

В 1994 году американский джаз-флейтист и композитор Джеймс Ньютон, вдохновлённый Фридой Кало, выпустил альбом, под названием Suite for Frida Kahlo, на AudioQuest Music.

Фрида Кало (точнее, её дух в «Мире Мёртвых») появляется в мультфильме студии Pixar «Тайна Коко». Также в этом мультфильме её фамилию (Ривера) дали главным героям.

В честь Фриды Кало 26 сентября 2007 года назван астероид 27792 Fridakahlo, открытый 20 февраля 1993 года Эриком Эльстом. 30 августа 2010 года Банк Мексики выпустил новую банкноту в 500 песо, на обороте которой была изображена Фрида и её картина 1949 года Love’s Embrace of the Universe, Earth, (Mexico), а на лицевой стороне изображён её муж. 6 июля 2010 года, в годовщину со дня рождения Фриды, в её честь был выпущен дудл.

21 марта 2001 года Фрида стала первой мексиканской женщиной, изображённой на марке США.

Мексиканский поэт Карлос Пеллисер написал сонет, посвящённый Фриде Кало. В нём есть такие строки:
«Ты всегда будешь живой на земле,
Ты всегда будешь мятежной зарёй,
Героическим цветком
Всех следующих рассветов».

Картины Кало оказали огромное влияние на современную живопись. Одна из выставок в музее современного искусства в Чикаго была посвящена влиянию Фриды Кало на мир искусства и включала работы современных художников, для которых Фрида стала источником вдохновения и примером для подражания. Выставка проходила под названием «Свободные: современное искусство после Фриды Кало».

FridaKahloDiegoRivera1932aДиего Ривера родился 8 декабря 1886 года на северо-западе Мексики. С 1896 по 1902 гг. брал уроки рисования и живописи в Академии художеств в Мехико, учился в Мадриде, жил и работал в Париже. Диего Ривера – один из самых знаменитых латиноамериканских художников-монументалистов ХХ века. В своём творчестве обращался к истории и современности коренных народов Америки, и в первую очередь – Мексики. Он испытал влияние как классического европейского изобразительного искусства, так и модернизма, в частности, – кубизма. Ему были близки традиционные мексиканские художественные жанры и стили.

Диего любил Фриду, но отношения, которые связывали супругов, всегда были не только страстные, но, скорее, одержимые и мучительные. Муж нередко изменял Фриде, в том числе и с её младшей сестрой. Боль, которую переживала в своей семейной жизни Фрида, она выплескивала в творчество, – её картины получались яркими, болезненными, трагичными и, возможно, оттого ещё более прекрасными. Неверный Диего, впрочем, не терпел в свою очередь ответных измен жены: однажды, застав её с любовником-скульптором, он даже выхватил пистолет, но, к счастью, всё обошлось.

В 1927 году Диего Ривера приезжал в СССР, участвовал в праздновании десятой годовщины Октябрьской революции. Несколько лет работал в США, его фрески украшают огромное число общественных зданий. Писал на темы фольклорных сюжетов, верований и обычаев народов Мексики и революционного движения в стране. В 1955-1956 гг. Ривера вновь посещал СССР. Скончался 24 ноября 1957 года в Мексике, похоронен на территории Ротонды выдающихся деятелей.

«Такие люди, как Ороско, Тамайо, Ривера, – подобны вершинам Анд», – как-то сказал чилийский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Пабло Неруда.

Frida1

По материалам, предоставленным пресс-службой Театра имени Е.Б. Вахтангова, российских журналистов, интернета.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы