ДРОНЫ и СПЕЦНАЗ для БОРЬБЫ с НИМИ

3 ноября 2017

RudBLA-S1Первое практическое применение для дронов нашлось на съёмках свадеб и голливудских фильмов. По мере того, как о способностях этих небольших беспилотных устройств узнавал все более широкий круг людей, дронам придумывали новую работу. Их начали применять для доставки посылок, пиццы и крови для переливания, а также для поиска мин, борьбы с пожарами и даже для сбора анализов слизи у китов. Малыми беспилотниками заинтересовались аудиторы: в августе стало известно, что одна из крупнейших аудиторских фирм – EY задействует дроны для проведения аудита предприятий в промышленном секторе и розничной торговле. Эти дроны помогут компании автоматизировать подсчёт готовой продукции на автомобильных заводах и запасов на складах ритейлеров.

Постепенно к использованию дронов подключаются традиционные отрасли промышленности. Так, электроэнергетика ежегодно теряет 169 миллиардов долларов из-за аварий и вынужденного отключения сетей энергоснабжения и дроны вRudBLA-S7 состоянии предотвратить часть этих аварий, пишут консультанты PwC в исследовании, посвященном использованию дронов в электроэнергетике. По их данным, в 2017 году электроэнергетические компании суммарно потратят на дроны 9,5 миллиардов долларов. Проекты уже есть: например, во многих странах дроны используются для мониторинга растительности и деревьев возле линий электропередачи, а также собирают данные для прогноза возможного ущерба в случае падения дерева на линию.

Но мониторингом дело не ограничивается, и компании подключают беспилотники к решению опасных задач на высоте. Например, в китайской провинции Хубэй специалисты одной из компаний, занимающихся техническим обслуживанием сетей, оборудовали дрон огнемётом и с его помощью очищали энергосети от мусора. Дроны могут выполнять подобные задачи быстрее, чем люди, и без риска случайных травм или смерти, говорится в исследовании PwC.

RudBLA-S3В России дронам также находят применение. Например, в июне 2017 года дрон со скоростью 180 километров в час пролетел 10 киллометров от кассового центра до инкассаторского автомобиля: он доставлял наличные деньги Сбербанка. Этот эксперимент зампред правления Сбербанка Лев Хасис назвал удачным.

У России есть собственные виды на дроны: в программе AeroNet «Национальной технологической инициативы» перечислены несколько основных направлений развития беспилотников. Это зондирование Земли, логистика, поиск и спасение, а также отрасль связи. К 2025 году над территорией страны будет постоянно находиться в воздухе не менее 100 тысяч беспилотных воздушных судов. Об этом сказано в программе.

Нынешние промышленные дроны уже весьма сильно ушли от своих прообразов, снимавших свадьбы на портативные камеры. Например, один из проектов, получивших грант AeroNet, – дрон-грузовик массой 250 килограммов, способный пролетать до 350 километров с грузом около 50 килограммов. Его судьба – проекты в сельском хозяйстве, где нужно распылять средства защиты растений, а также доставка грузов в районах Севера.

RudTaksiVolcpter-S6По данным coptersworld.ru, самый тяжёлый летающий беспилотник гражданского назначения – это летающее такси Volocopter немецкой E-Volo. Собственная масса машины составляет 290 килограммов.

Руководитель проекта стратегии и операционной эффективности в энергетике PwC в России Дмитрий Стапран считает: «Дронам можно найти применение в любой отрасли, имеющей дело с географически протяженными объектами, за состоянием которых нужно следить, – газопроводы, электросети, железные дороги и т.д. В строительстве дроны способны выявлять хищения стройматериалов на площадке и контролировать сроки выполнения работ. Аппарат RudBLA-S5позволяет создать трехмерную модель строительной площадки, а затем отслеживает все изменения, происходящие на ней. Бизнес не до конца понимает выгоду от новинок – пока компании не проверят технологию на практике, они рассматривают дроны как очередную технологическую новинку. Возможно, интерес сдерживает неудачный опыт визуального мониторинга с использованием других летательных средств – самолётов и дирижаблей. Есть и регуляторные ограничения – например, беспилотные летательные средства должны ставиться на учёт в Минтрансе России, однако самих правил постановки на учёт пока не существует. Кроме того, любые инициативы по запрету полётов или необходимости регистрации летательных аппаратов, разумеется, станут дополнительным препятствием к широкому их внедрению в России».

RudBLA-S4В российской армии появилось первое подразделение по борьбе с дронами – «спецназ радиоэлектронной борьбы» (РЭБ), сообщили в пресс-службе Западного военного округа. Основу роты составят военные-контрактники: сержанты и офицеры.

Для тренировки приёмов борьбы с беспилотниками военные будут использовать отработавшие свой срок военные беспилотники и специальные летающие мишени.

По словам офицера Минобороны РФ, созданная в бригаде РЭБ ЗВО рота предназначена для борьбы с небольшими беспилотными летательными аппаратами (БЛА), в том числе с гражданскими коммерческими коптерами. Они, во-первых, используются в разведывательных целях, во-вторых, могут представлять угрозу военным летательным аппаратам, а в Сирии массово используются не только для корректировки минометно-артиллерийского огня, но и для доставки кустарных бомб.

RudBLA-S2Для борьбы с более тяжёлыми беспилотными аппаратами в российской армии предназначены войска ПВО Сухопутных войск и силы ПВО Воздушно-космических сил, имеющие для этого малокалиберные зенитные артиллерийские установки и такие комплексы ПВО, как «Тор» и «Панцирь». С мелкими гражданскими коптерами эффективнее и дешевле бороться с помощью подавления канала управления, поэтому эта задача и включена в состав войск РЭБ, а не ПВО.

Президент Ассоциации малых беспилотников Олег Понфиленок утверждает: «Радиоэлектронная борьба – традиционно сильное направление в Вооруженных силах России. Вопрос в том, насколько эффективными будут инструменты этой борьбы. Можно глушить навигационный сигнал GPS, без которого дрон теряет ориентацию, но существуют современные системы аудиовизуальной навигации. Есть способы вывести из строя электронику дрона с помощью электромагнитного импульса, но опять-таки есть способы экранирования электроники, рассуждает он. В дальнейшем системы защиты дронов и средств их выведения из строя будут постоянно совершенствоваться».

Говорит редактор отраслевого журнала Uav.ru Денис Федутинов: «Малые БЛА стали представлять серьезную опасность как для военных, так и для граждан. Мини-БЛА могут применяться в террористических целях – это стало очевидно на примере Израиля, аппараты подобного класса неоднократно использовались против гражданского населения. Потенциал военного применения таких систем был наглядно продемонстрирован в Ираке и Сирии. Террористическая организация «Исламское государство» (ИГ) поставила на поток производство подобных систем как на основе коммерческих решений, так и на основе собственных авиамодельных разработок».

Лев Осенев (WRN)

Метки: , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы