«ТУФЛИ НА НАБЕРЕЖНОЙ ДУНАЯ»

1 сентября 2017

RudHolcstBudapesht-S5

TufliNabDunaya3

RudHolcstBudapesht-S6

«Туфли на набережной Дуная». Когда только подходишь к этому мемориалу в Будапеште, размещенному вдоль реки на протяжении 40 метров, сжимается сердце. Поначалу, издалека даже трудно поверить, что эта обувь не настоящая, настолько она кажется реальной. Но подойдёшь поближе, вспомнишь историю этого памятника, посвящённого Холокосту, и становится жутко! Только вблизи понимаешь, что всё это – сделано из металла. Но от этого не становится легче.

Авторы этого, как его по праву называют самым «пронзительным, трогательным» памятником в мире «Туфли на набережной Дуная» (венг. Cipők a Duna-parton), расположенного примерно посередине между зданием Парламента и Цепным мостом, – кинорежиссёр Кен Тогай (это – его идея) и скульптор Дьюла Пауэр. Примечательно, что Кен Тогай – наполовину русский, наполовину англичанин, а скульптор Дьюла Пауэр по национальности венгр с русскими корнями. Работа этого талантливого дуэта достойна восхищения и уважения.

На скромных табличках возле экспозиции на каменной скамье на трёх языках – на иврите, английском и венгерском надписи: «Памяти жертв, расстрелянных на Дунае боевиками «Скрещённых стрел в 1944-1945 гг. Установлено 16 апреля 2005 года».

RudHolcstBudapesht-S2На набережной только обувь – и ничего больше. Она выглядит так естественно, что, кажется, хранит тепло оставивших её людей. Будто кто-то снял эти туфли, ботинки на берегу на минутку и сейчас, вот-вот вернётся. Страшный, пронзительный, удивительно скромный и невыразимо трогательный памятник. Всё-таки для того, чтобы нормального человека «пробрало» насквозь, не требуется никакой помпезности и навязчивых нравоучений. Одного мига, одного взгляда достаточно, чтобы почувствовать и замереть, ужаснувшись.

Было ли так задумано или получилось случайно, но памятник находится как раз в таком месте, что многие туристы неожиданно «упираются» в него, обходя справа здание венгерского Парламента. Всё просто: газоны с цветами, серая брусчатка и серый бетон набережной. И вдруг перед глазами – нестройный ряд туфель, ботинок, детских сандалий. Легко можно различить обувь для мальчиков и девочек, мужчин и женщин, старую и новую. Нет ни одной повторяющейся пары. Все разные — как и люди, которые погибли на этом месте.

Именно из еврейское гетто в Будапеште, «работавшего» 50 дней, людей выводили на берег реки, связывали по 60 человек вместе, и для экономии пуль, стреляли первого, который, падая в реку, тянул за собой в небытие остальных, ещё живых. По непроверенным данным, более 10 тысяч евреев нашли здесь свою смерть. Циничность, с которой эти мерзкие немецкие и венгерские нелюди-антисемиты расправлялись с женщинами, мужчинами, детьми, потрясает воображение. А почему оставалась обувь убитых на берегу? Почему на смерть люди шли без обуви? И вновь причиной тому немецкая расчетливость: прежде, чем совершить злодеяние, они заставляли всех, от мала до велика, снимать обувь, ведь в то время башмаки и туфли стоили дорого. Потом эту обувь без проблем можно было продать на чёрном рынке, в том числе и немецкому населению в Германии, а то и использовать для собственных нужд. Таким образом, преступление совершалось с выгодой. Тысячи, десятки тысяч людских тел унесли воды Дуная. Если бы каждому расстрелянному посвятить одну пару обуви, то на набережной просто не хватило бы места.

TufliNabDunaya1

Сегодня здесь насчитывается 53 пары, но в 2005 году (когда 16 апреля открывали мемориал в Международный день памяти жертв Холокоста, накануне 60-й годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне) их было 60. Несколько пар за это время куда-то исчезли. Несмотря ни на что, у памятника всегда зажжены поминальные лампадки, и лежат живые цветы. Посещение мемориала «Туфли на набережной Дуная» в Будапеште ничем не ограничено, можно приходить круглосуточно без всякой оплаты за вход.

В столице Венгрии множество старинных и современных скульптур. Говорят, что их более двухсот. Величественные короли и графы в позеленевшей от времени бронзе, революционеры, знаменитые композиторы, смешные дети, животные и птицы в необычных позах. Но только этот один памятник (описание которого ни в каждом местном путеводителе найдёшь – объяснять почему, думаю, и так понятно) выбивается из общего строя, пронизывает, как острой иглой. Кричит об ужасах фашизма в стране, воевавшей на стороне нацистской Германии, – обувь на набережной Дуная.

В 2013 году газета «Аргументы и факты» (Россия) включила будапештский мемориал в число 18 «Самых пронзительных памятников мира», отведя ему первое место в списке; также характеризуют его и другие источники.

«Это один из самых сильных и пронзительных памятников мира, который подтверждает, что не менее эмоциональным, чем живопись, может быть и монументальное искусство», – пишет газета «Биробиджанер штерн».

TufliNabDunaya4

RudHolcstBudapesht-S3

Известно, что до Второй мировой войны в Венгрии насчитывалось около 800 тысяч евреев, из них примерно 280 тысяч жили в Будапеште, который иногда называли «юдапешт». Еврейская община в Венгрии была самой многочисленной в Европе, поэтому жертв было очень много. Венгерская синагога считается второй по величине в мире (после Нью-Йоркской). По некоторым данным, только четвертая часть венгерских евреев пережили Холокост.

В октябре 1944 года, после того как правитель Венгрии Миклош Хорти, объявил о перемирии с СССР, в Будапеште произошёл поддержанный фашистской Германией государственный переворот. Сын Хорти был похищен отрядом СС и взят в заложники. Под нажимом Гитлера через несколько дней Миклош Хорти, являвшийся всё-таки противником геноцида евреев и цыган, вынужден был передать власть лидеру венгерской нацистской прогерманской партии «Скрещённые стрелы» Ференцу Салаши, который, не мешкая ни дня, организовал массовые акции по уничтожению сотен тысяч венгерских евреев и цыган, а также их депортацию в концлагеря и в Германию.

RudHolcstBudapesht-S4

Массовые убийства в Венгрии считаются одним из последних и самых зловещих эпизодов Холокоста. Всего за три месяца, предшествующие взятию города советскими войсками, гитлеровцы и их венгерские пособники уничтожили около 300 тысяч венгерских евреев.

Несмотря на то, что со времени трагических событий прошёл не один десяток лет, до сих пор между металлическими ботинками и туфлями горят зажжённые свечи, лежат живые цветы и камни, которые евреи в память о своих погибших соплеменниках привозят со всего света. В одном из детских ботинков я увидел конфеты и маленькие мягкие игрушки… Комок к горлу…

Один из выживших в Холокосте однажды сказал: «Слишком долго мы живём – оставшиеся в живых. Слишком многие негодяи и подлецы вселенского масштаба, возомнившие себя вершителями судеб, оставили след в нашей долгой Истории. А дело всего лишь в совести, оказывается. Пока кто-то скорбит и говорит о страшных исторических уроках, другие упорно продолжают перекраивать Историю по своим лекалам». 

TufliNabDunaya5

21 июля 2017 года  премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетил в Будапеште мемориальный комплекс «Туфли на набережной Дуная», посвящённый памяти евреев, погибших в Катастрофе, и положил там камень с горы Герцля, который привёз из Иерусалима. Сопровождавший премьер-министра депутат Кнессета Исраэль Эйхлер прочёл один из псалмов Царя Давида («Теилим»).

TufliNabDunaya6sml

Премьер-министр подчеркнул: «Это место очень остро и трагично выражает перемены в судьбе еврейского народа. Здесь, в этом месте, были убиты и сброшены в реку тысячи евреев, включая детей. Я принёс сюда камень с горы Герцля в память об убитых здесь евреях. Он символизирует возрождение Израиля и то, что наш долг гарантировать – эта Катастрофа никогда больше с нами не произойдёт. В этом истинное, глубочайшее значение государства Израиль. Я взволнован и горд тем, что стою на этом месте и говорю всё это с глубоким убеждением, представляющим всех нас, всех вас, граждан Израиля, еврейский народ».

В 2015 году в Санкт-Петербургском (Россия) государственном академическом театре балета имени Леонида Якобсона поставили балет «Каменный берег», толчком к созданию которого послужили впечатления хореографа Владимира Варнавы от будапештского памятника. По замыслу хореографа набережная в спектакле выступает «в роли мифологического пространства, позволяющего реконструировать на эмоциональном уровне события и образы людей, встретившихся с болью и утратой». В. Варнава сказал: «Я не знаю памятника более сильного и менее помпезного, чем этот».

А в саду будапештской синагоги, которая находилась на территории самого большого в Европе гетто, поставили памятник «Дерево жизни». На каждом листочке – имя погибшего еврея. Это гетто 18 января 1945 года освободила Красная армия. Кстати, табличка с благодарностью солдатам, спасших оставшихся в живых, до сих пор висит на стене синагоги. К глубокому сожалению, и синагога, и табличка, и памятник – одни из немногих, уцелевших во время борьбы правительства Венгрии с так называемым наследием коммунистического прошлого…

RudHolcstBudapesht-S8

Теме Холокоста созвучны строки поэтов двух разных поколений.

Гера Шторм (написано в 2015 году):

На берегу евреям снять ботинки!

«Обутым неприлично умирать?», –

Спросил ребенок мать, а та слезинки

Старалась незаметно вытирать.

«Ты не волнуйся, мам, я не голодный,

Вчера кусочек хлeбушка я съел.

Мы там замерзнем, мам, Дунай холодный?

Я плавать научиться не успел…

Мам, ты скажи, а умирать не больно?

Я просто упаду и утону?

Или умру от пули и спокойно

И плавно я потом на дно пойду?

Ты за руку возьми меня покрепче,

Чтоб мы не потерялись под водой.

Вдвоём с тобой спастись нам будет легче,

Мы спрячемся за сильною волной».

На берегу Дуная всем снять обувь!

«Все говорят: «Кончается война».

Ты видишь, мама, в небе белый голубь?

Смотри, а там идёт наша волна».

RudHolcstBudapesht-S9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Михалков (написано в 1944 году):

«Детский ботинок», –

Занесённый в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий…

Час расплаты пришёл!

Палачей и убийц – на колени!

Суд народов идёт

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик –

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.RudHolcstBudapesht-S1

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , ,

Комментариев: 2

  1. Зиновий Коровин
    7 сентября 2017 в 11:22

    Уже в который раз убеждаешься в уникальности интернет-журнала Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости, главным редактором которого является Лев Рудский. На страницах журнала публикуются материалы яркие, острые, но далеко не общеизвестные. Вот и теперь… Причём, подано так, как будто автор не только был рядом с этим необычным памятником, смотрел на «экспонаты» этого своеобразного «обувного» музея, но и свидетелем страшных событий более чем 70-летней давности… В эссе опубликованы два стихотворения: одно полное сострадания и другое — известного «гимнописца», формальное, «спрятавшее» погибшего еврейского ребёнка среди чехов, греков, французов, австрийцев, бельгийцев…
    Позвольте и мне заключить свой комментарий следующим стихотворением

    НАД ГОЛУБЫМ ДУНАЕМ

    Над Будапештом душной ночи мгла.
    На набережной – обувь из металла.
    Над ней – старик из Хайфы, где прошла
    почти вся жизнь. Над детством смерть витала.
    Витала здесь. Евреев, всех подряд,
    на ужас смерти обрекли фашисты,
    и, чтоб столкнуть в Дунай, по шестьдесят
    связали подлые подонки-салашисты.
    А обувь снять велели, чтоб продать
    им дорогим, немецким побратимам.
    Сберечь патроны – тоже «благодать»
    перед концом своим неотвратимым.
    Но старика ребёнком Бог хранил.
    Он вырос в Хайфе, и жена, и дети.
    И от тревог и бед их заслонил
    незримый свет пяти тысячелетий.
    Спят правнуки сейчас. И нет войны,
    которая так часто полыхала.
    Не будят их. Они защищены
    и правотой, и силою ЦАХАЛа.
    Им не лежать на дне реки костьми,
    утопленным нацистскою стихией…
    Как с ними схож, безвинными детьми,
    их прадед в дни, что был спасён Россией!
    Потомки салашистов расцвели,
    на памятники глядя, осмелели.
    Солдат советских с площадей смели,
    а обувь над Дунаем – не посмели…

  2. Давид Гренадер
    6 октября 2017 в 21:51

    После поездки в Будапешт я написал два стихотворения на тему Холокоста.

    Башмаки
    Евреям Будапешта – жертвам Холокоста.

    Вдоль Дуная у самого края реки
    У крутого обрыва стоят башмаки.
    Башмаки тех людей, что ушли в никуда,
    Чьи безвинные души укрыла вода.

    Слышу шарканье ног и молитвы, и плач,
    Гонит толпы евреев к обрыву палач.
    И в ушах струны скрипки надрывно звучат,
    И к борьбе призывает тревожный набат.

    И стоят на краю тротуарных камней
    Башмаки стариков, матерей и детей.
    И мне чудится, словно из мутной реки
    Люди вышли на берег надеть башмаки.

    Дерево Жизни
    Евреям Венгрии – жертвам Холокоста

    Дерево Жизни – и грусть, и печаль –
    Плачет по жертвам ивовая сталь.
    Дерево Жизни – ивовая стать,
    Плачет, рыдает, её не унять.

    Плачет о тех, кто стоял на краю
    В этом последнем, смертельном строю.
    И отчеканены их имена
    В памяти нашей на все времена.

    Дерево Жизни (металлическая плакучая ива, на листьях которой выбиты имена погибших) –
    памятник в Будапеште 600 тысячам венгерских евреев – жертвам Холокоста.

    Август 2012 года, Будапешт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы