«ТЕРМИНАТОР», «ПТЕРОДАКТИЛЬ» И «ТРИТОН»

23 июля 2017

RudMaks17Logo-SnС 18 по 23 июля 2017 года на территории Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова (ЛИИ) в городе Жуковском Московской области (Россия) проводился XIII Международный авиационно-космический салон – «МАКС-2017». А начался он с… мороженого, которое Верховный главнокомандущий, президент России Владимир Путин, прилетевший на аэродром Раменское на самолёте Ил-76 в первый же день работы «МАКСа», у павильона «Роскосмос» (перед этим, он, конечно же, осмотрел экспозицию) решил попробовать. Путин подошел к лотку «Мороженое» (это лакомство он ест на всех без исключения авиасалонах «МАКС» уже несколько последних лет подряд).

Президент отдал продавщице тысячу рублей, однако, когда она начала искать сдачу, решил угостить всех сопровождавших его: министра обороны Сергея Шойгу, гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова и других членов делегации.

Российский лидер выбрал себе стаканчик вологодского пломбира, министр транспорта Максим Соколов взял то же мороженое, что и президент, а пресс-секретарь Дмитрий Песков и глава Минпромторга Денис Мантуров попросили рожки «Коровка из Кореновки».

«Проверьте, хватает ли», – забеспокоился Путин.

RudMaks17PutinIce-Sn«Если честно, сбилась со счёта», – совсем смутившись, сказала девушка.

В этот момент глава «Ростеха» Сергей Чемезов протянул ей пятитысячную купюру

И тут явно неожиданно для всех президент поинтересовался у него: «Прибыль в этом году у вас какая?».

«80 миллиардов», – быстро ответил тот.

«Ну, мороженое можешь позволить себе купить», – пошутил российский лидер.

Сергей Чемезов как-то аккуратно улыбнулся, смутился, и не зря…

«Пойдемте-ка поговорим с вами и об этом тоже», – сказал ему президент, доев мороженое, и увлек за собой в свой микроавтобус.

Вот ведь какой бывает цена одного неосторожного слова.

А на вопрос о том, вкусное ли мороженое, Путин ответил: «Очень!».

Получилось интересная ситуация: демонстрация новинок авиасалона ещё не началась, а продажа мороженого была в самом разгаре.

Кстати, в сентябре 2016 года на полях саммита G20 в Ханчжоу президент РФ Владимир Путин во время двусторонней встречи подарил председателю КНР Си Цзиньпину коробку мороженого российского производства.

RudMaks6flag1

Перед началом работы «МАКС-2017» глава государства направил приветствие участникам и гостям ависалона. Владимир Путин напомнил, что история «МАКС» началась 25 лет назад с проведения в Жуковском «Мосаэрошоу-1992». По мнению президента, за это время форум превратился в экспозиционную площадку для ярких премьер. В 1993 году там же состоялся первый «МАКС», с этого момента авиасалон проводится раз в два года. В 2015 году его посетило чуть более 400 тысяч человек.

RudMaksPutinOtkrt1Выступая на открытии «МАКС-2017», а чуть позже и на совещании, В.В. Путин отметил успехи и определил новые перспективы отечественного авиапрома. А они тесно связаны с развитием современных технологий: «В 2016 году в авиапром было направлено 52 миллиарда рублей, а в этом году запланировано 62 миллиарда. Рост авиапрома в 2016 году составил 121%, и это неплохой показатель. Однако сегодня нам надо обсудить, что предстоит сделать в будущем. Так, самолёт МС 21 проходит испытания. Как идёт подготовка к его серийному выпуску? Почему российские компании, в том числе нефтегазовые, часто закупают для своих нужд самолёты за рубежом. Я много раз говорил, что надо отдавать предпочтение отечественным самолётам. Думаю, надо обсудить это на заседании комиссии по импортозамещению. Кроме того, необходимо наращивать долю российских самолётов на отечественном и международном рынках. А для этого нужны сервисные центры, подготовленные кадры и производство запчастей».

RudMaksPutinRogoz-S

Как выполнить эти задачи, обсуждалось в закрытом режиме.

Итак, «МАКС-2017». Прежде всего следует сказать что проводится он под патронатом президента Российской Федерации. Это является гарантией высокого уровня организации и представительности. Авиасалон даёт исчерпывающее представление о приоритетах и достижениях предприятий авиационно-космического комплекса России. Только здесь можно увидеть опытные образцы летательных аппаратов и боевых комплексов, экспериментальные установки, которые по ряду причин не могут демонстрироваться за рубежом.

«МАКС» предоставляет специалистам и бизнесменам уникальную возможность для установления многоуровневых контактов, дальнейшего развития производственной кооперации и поиска новых партнеров для бизнеса.

Визитной карточкой всех авиасалонов «МАКС» является яркая и зрелищная летная программа. В Жуковском – «открытое небо» и самая длинная в Европе взлетно-посадочная полоса – 5403 метра.

RudMaks4DumZvetn-S

Он входит в десятку крупнейших авиасалонов мира, а по количеству представленных летательных аппаратов – в тройку лидеров. Генеральным партнёром нынешнего ависалона является «Рособоронэкспорт», который продемонстрировал более 160 образцов военных самолётов и систем ПВО. Наряду с ним свою продукцию представляли «Ростех», «Вертолёты России», «Алмаз-Антей», «Сухой» и другие ведущие российские производители военной техники. А всего участниками выставочной программы стали 880 компаний из 36 стран, что превысило показатели 2015 года («МАКС» проводится раз в два года). Экспозиционная площадь в павильонах составила 20 тысяч квадратных метров. По словам заместителя гендиректора ОАО «Авиасалон», (организатор «МАКСа») Николая Занегина, западные санкции не оказали «существенного влияния» на участие в авиасалоне американских и европейских компаний: «Некоторые страны уменьшили размеры стендов, но в целом не прекратили участвовать. Италия, например, увеличила присутствие на «МАКСе» в три раза».

RudMaks17AlmazAntei-Sn

На выставке – десять национальных павильонов: Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Чехии, Китая, Индии, Канады, Белоруссии и Ирана.

Авиасалон в 2017 году стал площадкой для ряда премьер. Большинство из них – российские.

Особенность «МАКСа-2017» состоит в том, что на нём представлена техника, которая уже прошла обкатку в боевых условиях. Достижения российских Воздушно-космических сил в Сирии, вертолётов, истребителей, бомбардировщиков привлекают внимание, в первую очередь, военных, вызывают у них повышенный интерес.

И это касается не только больших машин, но и совсем маленьких – коптеров. В Сирии они помогают создавать картину объективного контроля после поражения сил боевиков и получать разведданные. В этом году на выставке впервые представлен российский мультикоптер, который может не только приземляться в любом заданном месте, даже в отсутствии сигнала «Глонасс» и GPS, но и эвакуировать раненого.

RudMaksMi-8АМЕШ-ВАTerminator-S

На статической стоянке выставки в глаза сразу же бросается вертолёт в небычной, для российских военных машин, чёрно-красной окраске. Это специальная арктическая машина Ми-8АМТШ-ВА «Терминатор». Аналогов в мире нет. И это не пустые слова. «Терминатор» может автономно запустить двигатели при длительной стоянке на свежем воздухе (вне тёплого ангара). Вроде ничего особенного, только температура воздуха при этом может достигать минус 60 по Цельсию. У зарубежных конкурентов при такой температуре не только двигатели не запустятся, у них все сальники протекут и топливопроводы полопаются.

RudMaksMi8AMT-BATerminator-S

Правилами Воздушного кодекса США запрещено глушить двигатели при посадке самолётов и вертолётов на необорудованные площадки, в условиях северных территорий Аляски и Канады. Повторно двигатели могут уже не запуститься, и, как правило, не запускаются. Согласитесь, это грустно, особенно когда на улице очень холодно.

А российский вертолёт не только справляется с экстремально низкими температурами, но ещё оснащён специальной арктической теплоизоляцией и мощной системой обогрева, да ещё он имеет штатное оборудование для разогрева еды и воды. Эдакий вертолёт с чайником на борту. Звучит вроде бы смешно, если бы там не было так холодно. Кроме всего прочего на полюсе нашей планеты очень трудно вести навигацию. Сигналы от спутников очень слабы, а порой и совсем пропадают. Добавьте к этому неустойчивую радиосвязь, полярную ночь, и практически безориентирную местность.

RudMaksMi8AMTШ-BA-S

Вертолёт Ми-8АМТШ-ВА оснащён новым пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием, которое справляется со всеми вызовами Арктики. Одним словом это настоящий полярный «Терминатор». Так, к слову, – вертолёт-то транспортно-штурмовой.

Именно на этом авиасалоне прошла первая публичная презентация новейшего российского истребителя поколения 4++ МиГ-35. Это – одно из главных событий данного смотра. Самолёт стоит на мультимедийной платформе в полном боевом обвесе, окружённый промышленными роботами. МиГ-35 – это истребитель, который приходит на смену устаревающему МиГ-29. Новая машина обладает многими характеристиками пятого поколения и поэтому ей присвоен индекс 4++. Самолёт оснащён бортовой радиоэлектронной станцией «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой и новыми двигателями РД-33МК производства компании «Климов». На них может опционально устанавливаться система всеракурсного управления отклоняемым вектором тяги (ОВТ). Тогда самолёт становиться сверхманевренным и может творить в небе невозможное. Это конечно увеличивает стоимость машины, но… покупатель сам решает, нужен ему ОВТ или же можно сэкономить. Как показала практика, микояновский планер с силовой установкой ОКБ Климова и без того обладает прекрасной маневренностью. Так что машина получилась хорошая и относительно недорогая. Хотя американские, так назваемые «партнёры», не удержались от критики, мол, «РЛС плохая, самолёт неправильный, и т.д.». Все уже привыкли и никто не обращает внимание на то, что в США только свои истребители считают лучшими в мире. Не стоит их переубеждать – пусть почивают на лаврах, раз им так нравится.

RudMaks17Mig-35-Sn

RudMaks17Mig35Girl-Sn

Ещё одной новинкой «МАКС-2017» стал учебно-тренировочный самолёт Як-152, который совершил первый полёт 29 сентября 2016 года. Эта машина, или правильнее сказать обучающий комплекс по сути представляет собой школьную парту, только летающую, и предназначен для самого что ни на есть первоначального отбора мальчишек, которые хотят стать лётчиками. В обучающий комплекс, кроме самолёта, входит компьютерный класс и средства объективного контроля. Эта машина является «ступенью» к учебно-боевому самолёту Як-130, который пользуется большим спросом на международных рынках из-за выгодного сочетания цена/эффективность.

RudMaksYak152-S

«У нас есть установка высшего руководства страны по всем видам техники: мы должны начинать реализовывать её ещё до того, как она будет запущена в производство. Поэтому продавать новые образцы техники мы начали на «МАКСе», – заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров.

Як-152 представляет собой двухместный моноплан с крылом и убирающимся шасси. Колёса низкого давления и небольшая длина разбега позволяет использовать его в том числе с грунтовых полос. В двухместной кабине пилоты располагаются по схеме «тандема»: в первой кабине – курсант, в задней – инструктор. Самолёт оснащён системой катапультирования СКС-94М.

Разработка технического проекта велась в ОКБ имени Яковлева с 2014 года. Испытания машины планируется завершить в текущем году, после чего начнётся её серийное производство.

А как вам чешская «Элька», ставшая российской?! Чешский двухмоторный турбовинтовой самолёт Л-410 (L-410) в СССР успешно работала на местных воздушных линиях, осуществляя перевозку пассажиров и грузов на расстояние примерно 300-500 километров, например, из Саратова в Казань (в своё время довелось и мне полетать на этой «Эльке» WRN). На ней учились будущие лётчики транспортной авиации, она зарекомендовала себя как простая и надёжная рабочая лошадка советской авиации.

RudMaks17L-410-Sn

Настала пора, и данный чешский самолёт теперь делают в России. В марте этого года со стапелей Уральского завода гражданской авиации сошли два новеньких L-410 «Turbolet». Ранее самолёт строился на чешском заводе «Let», который был спасён от краха Уральской горно-металлургической компанией. Пять лет назад она приобрела 49% акций предприятия. По требованиям Евросоюза страны восточной Европы не должны иметь собственное авиационное производство, разве что работать по лицензии, поэтому чешский завод был обречён, если бы не Россия. Теперь этот нужный стране самолёт производят в Екатеринбурге. Уровень локализации уже достиг 70%, и продолжает расти. Обновлённый L-410 снова летает в России, только это уже – отечественная «Элька».

Коротко и о других главных экспонатов «МАКС-2017»

Ми-171А2 – радикальная модернизация вертолёта Ми-8/17, получившая новое цифровое бортовое радиоэлектронное оборудование, усовершенственный двигатель и т.д. На выставке представлен пятый опытный экземпляр.

RudMaksMi-171A2-Sn

Airbus А350-900 – самый современный широкофюзеляжный авиалайнер, который начал эксплуатироваться в январе 2015 года. Заказано уже более 800 машин, а произведено – пока только 94.

RudMaks17AirbusA350-Sn

ТВС-2ДТ – существеная модификация легендарного «кукурузника» Ан-2 с необычными крыльями, сделанная в Новосибирске.

RudMaksTBC-2DT-S

СР-10 – неординарный учебный самолёт с обратной стреловидностью крыла, разработанный частной компанией САТ. ВКС России не исключают их закупку, если машина пройдёт все испытания.RudMaksCR-10

Сейчас, когда столько разговоров о новых видах топлива, в том числе водородного, любопытно взглянуть на Ту-155, проходящий по разделу «легенда авиации»: ничем не отличающийся внешне от Ту-154 самолёт, на котором ещё в конце 80-х годов в качестве топлива отрабатывались водород и природный газ.

Т-50 – новый российский истребитель пятого поколения, как и раньше, для публики показали только в воздухе. Машина находится на завершающей стадии испытаний.

RudMaksT-50-S

СУ-34 – новый фронтовой бомбардировщик, он выставлялся уже не раз, но сейчас имеет репутацию самолёта, использовавшегося в реальных военных действиях в Сирии. ВКС России получили уже около 100 таких машин.

RudMaksSu-34-Sn

Sukhoi Superjet 100 – единственный в современной России выпускаемый серийно реактивный пассажирский самолёт; в эксплуатации – с 2010 года, создано более 130 машин. Состоялась демонстрация трёх таких машин, в том числе одного в варианте увеличенной дальности (LR) и одного бизнес-джета.

RudMaksSukhoiSJ100-Sn

«Птеродактиль» (Wing Long 1) – китайский беспилотник большой продолжительности полёта, имеет ударные модификации. Машины такого класса производят и экспортируют только США, Китай и Израиль, в России и Европе их пока только разрабатывают. Эти беспилотники используют ВВС Ирака в войне против Исламского государства (ИГ – запрещено в России), они закуплены Казахстаном и Узбекистаном.

RudMaksWingLongPterodakl0S

RudMaksFursan-SПилотажная группа ВВС ОАЭ Fursan выступила на «МАКСе» на итальянских учебно-боевых самолётах MB 339. Это – единственный иностранный пилотируемый военный летательный аппарат на авиасалоне, не считая военно-транспортных самолётов сопровождения ВВС ОАЭ С-17 и С-130 американского производства (но на стоянке их не было).

В Министерстве обороны РФ рассказали о новом самолёте с укороченным, вертикальным взлётом, вопрос о создании которого сейчас обсуждается. Заместитель минбороны РФ Юрий Борисов подтвердил информацию о строительстве нового авианосца. В текущий момент основу корабельных авиагрупп составляют самолёты МиГ-29 и Су-33.

Уже не первый год в России обсуждается возможность строительства нового авианесущего корабля. В рамках Госпрограммы вооружений 2011-2020 годов прорабатывались возможные варианты его облика. Авианосец «Адмирал Кузнецов» в настоящее время является единственным авианесущим кораблём в составе российского ВМФ. Он был построен в 1982-1990 годах в Николаеве, на расположенном там Черноморском судостроительном заводе. В ближайшее время «Адмиралу Кузнецову» предстоит ремонт, включающий в себя и модернизацию, который продлит срок службы данного корабля ещё на 20 лет.

RudMaksPilGrFursam-MB339-S

В связи с этим, в апреле 2017 года главкома ВМФ РФ Владимира Колесникова спросили о предстоящем расширении авианосного флота России, планируется ли построить ещё несколько авианосцев, он ответил: «Мы над этим постоянно работаем. И эта задача будет решена».

Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского (ЦАГИ) представил на авиасалоне проект тяжёлого транспортного самолёта «Слон». В будущем он заменит Ан-124 («Руслан»). А с учётом того, что ЦАГИ не только старейший профильный институт, но и центр, располагающий необходимым оборудованием, специалистами и документацией, – создание «Слона» упирается лишь в принятие политического решения. «Слон» способен перевозить 150 тонн грузов (а максимум – 180 тонн) на расстояние более семи тысяч километров. Скорость, которую он способен развить, превысит 850 километров в час.

NX part: Elephant-150_Chernav-var1_30.01.2017_visual

На презентации в ЦАГИ отметили, что «Руслан» устарел морально, физически и технически. Он потерял конкурентоспособность на мировом рынке грузоперевозок, а обслуживать его и двигатели Д-18Т становится всё сложнее, особенно в текущей политической обстановке. Одновременно с этим в оборонно-промышленном комплексе сообщили, что Россия не планирует возобновлять производство «Русланов».

RudMaks17Ruslan-Sn

Необходимо подчеркнуть, что осенью 2016 года Минпромторг РФ заявил, что разработчик «Руслана» – украинский концерн «Антонов» – не выполняет свои обязательства по техническому обслуживанию самолётов. В результате этого российская сторона вынуждена была оперативно поручить ремонт «Русланов» Московскому экспериментальному машиностроительному заводу имени Мясищева.

На сегодняшний день Ан-124 «Руслан» – самый грузоподъёмный в мире серийный грузовой самолёт, который до конца 80-х годов ХХ века был также крупнейшим и по габаритам. Он способен поднять в воздух до 120 тонн груза. Так что у «Слона» есть все предпосылки его превзойти.

На «МАКСе» были впервые представлены российские тяжёлые беспилотники «Альтаир» и «Орион».

RudMaksBespilotnOrion-Э-S

Летать на авиасалоне для широкой публики им не пришлось, так как работы над ними пока ещё не завершены. Тем не менее, опытные образцы беспилотников уже прошли через серию испытательных полётов. В оборонном комплексе сообщили, что, так как данные российские дроны являются объектом секретной программы военного ведомства, то показывать их будут только в закрытой части «МАКСа». Не для всех.

Американская компания Boeing не представила натурных экспонатов, но её специалисты подробно рассказывали о перспективах сотрудничества с РФ в производстве титана и аэронавигации (как и принято сейчас в США, – улыбки во всю ширь лиц и – «слова, слова, одни слова»). Насчёт «нескольких соглашений с российскими партнёрами» – у меня, главного редактора интернет-журнала Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости, сведений нет.

RudMaksBuran-SЗато в России, о казывается, построили летающий автомобиль-амфибию – БОРТС «Тритон». Эта разработка НПО «Авиационно-космические технологии» представляет собой двухместный внедорожник, который способен передвигаться по земле, воде и воздуху. По суше «Тритон» перемещается как электромобиль, в воздухе – как самолёт с мягким крылом, а по воде – как аэроглиссер – в задней части машины установлен десятилопастной малошумный винт. Длина модели составляет 2,95 метра, высота – 2,24 метра, ширина – 1,9 метра. «Тритон» развивает максимальную скорость до 100 километров в час и обладает запасом хода по земле на электротяге – 100 километров, по воде и воздуху – 400 км. «Тритон» способен подняться на высоту 4200 метров.

По словам генерального директора и авиаконструктора НПО «Авиационно-космические технологии» Александра Бегака, в будущем предстоит провести тестовую экспедицию от Эльбруса до Москвы и опробовать БОРТС «Тритон» в естественных для него условиях.

RudMaksTriton-SЕщё одна новая российская разработка – бронеавтомобиль «Буран» (Buran). Его авторы – специалисты «Нижегородского авиационного общества», создавшие первый образец за рекордные четыре месяца. Автостроители считают своего «Бурана» явным конкурентом газовского «Тигра».

Модели схожи по габаритам – длина достигает шести метров, при этом броневики оснащаются одинаковыми моторами – это четырёхцилиндровые турбодизели ЯМЗ-534. Правда, на «Буране» двигатель выдаёт 135 лошадиных сил, а на «Тигре» – 215 л.с.

Из-за того, что создатели «Бурана» использовали газовское шасси, дорожный просвет составляет 340 мм против тигровских 400 мм, а мосты подвешены на рессорах, тогда как «Тигр» имеет полностью независимую подвеску спереди и сзади, отчего славится очень мягким ходом на любых типах покрытия.

Любопытно, что «Буран» имеет по отдельной (!) двери для каждого из четырёх (не считая водителя и командира) бойцов, которые сидят парами спиной друг к другу. Кроме того, ещё четверых машина может принять, если вместо бортовой платформы установить пассажирский модуль.

Что касается защиты экипажа, то новинка имеет класс защиты 6А (от патронов винтовки СВД), поэтому масса составляет 8,8 тонны, – «Тигр» весит на тонну меньше, однако защищает пассажиров по пятому классу. Впрочем, у газовской машины есть коробка-автомат, которую создателям «Бурана» только предстоит приладить.

Много интересного происходило в небе – своё мастерство показали восемь пилотажных групп. В этом году знаменитые «Русские витязи» выступали на новеньких Су-30СМ. В связи с этим лётная программа пилотажной группы поменялась – самолёт-то сверхманевренный. Они показали восхитительную совместную программу со «Стрижами». Завершили выступления «Соколы России». Всего в лётной программе были задействованы 84 воздушных судна.

RudMaks17Su-30CM-Sn

RudMaks17Strizi-Sn

Понравился и пилотаж пары ПАК ФА (Т-50). Это надо видеть своими глазами, на что способна эта машина. Пара ПАК ФА устроила круговерть воздушного боя. Истребители неслышно подкрадывались к лётному полю, чтобы потом с диким грохотом свечкой уйти в небо и там зависнуть. Развороты практически на месте, резкое изменение скорости и направления, погоня друг за другом…

RudMaksПАК ФА(Т-50)-S

Всё-таки пилотаж американского F-22 Raptor реально отстает. Ну, не хватает флагману ВВС США лёгкости в небе. Не умеет ковбой танцевать.

RudMaks17F-22Raptor-Sn

«Ростех» продемонстрировал на «МАКСе» более 200 продуктов военного и гражданского назначения, в том числе модернизированный беспилотник-конвертоплан RHV-30 и высокоточные бомбы.

RudMaks17-Raketu-Sn

Впервые на «МАКСе» отдельной экспозицией «Сделано в Москве» была представлена столица России. «По предварительным подсчётам, – говорит руководительRudMaks17SdelMosLetMoto-Sn Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Алексей Фурсин, – в «МАКСе-2017» принимали участие около 430 российских представителей авиационного рынка. Из них порядка 200 – московские компании, то есть 46%. Таким образом, Москва в очередной раз подтвердила статус авиационной столицы России. Но авиакосмическая отрасль – это не только самолёты и космические корабли. В создании летательных аппаратов участвуют компании из десятков смежных направлений. В этом году на нашем стенде демострируются системы контроля, лазерное, световое и измерительное оборудование, электроника, системы связи, различные агрегаты для летательных аппаратов, аддитивные технологии и многое другое. Свои высокотехнологичные решения предложил малый и средний бизнес. Среди экспонатов столичных компаний был показан уникальный летающий мотоцикл».

А ещё на стенде «Сделано в Москве» работал детский технопарк «Кванториум». Юные конструкторы продемонстрировали собственные разработки в таких областях, как конструирование спутников, робототехника, аддитивные технологии и изготовление композитов.

Московский раздел выставки посетило более 50 официальных делегаций. Первые три дня, отведенные для работы специалистов, собрали свыше 70 тысяч посетителей. В Конгресс-центре и на стенде «Сделано в Москве» состоялось более 1500 переговоров, в которых приняли участие свыше тысячи компаний. Проведенное анкетирование участников переговоров позволило оценить масштаб сделок, заключение которых состоялось или обсуждалось на авиасалоне «МАКС-2017».

В рамках авиасалона была проведена рабочая встреча представителей холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») с руководством компаний-дистрибьюторов космических снимков и разработчиков геоинформационных систем («Совзонд», «Сканэкс», «Главкосмос», «Прайм Групп» и «Ракурс»). В ходе встречи РКС провел для участников рынка презентацию нового геоинформационного портала.

RudMaksRosKosmSist-S

Основными темами обсуждения стали направления коммерциализации и продвижения на международные рынки российских данных ДЗЗ, а также пути увеличения эффективности их использования в геоиформационных сервисах различной тематики.

Заместитель генерального директора РКС по стратегическому развитию и инновациям Евгений Нестеров сказал: «Россия является одной из немногих стран в мире, располагающей всем циклом производства космических данных: от создания спутников до их вывода на орбиту и управления. Это исторически сложившееся преимущество нашей страны сегодня используется не в полной мере. Создаваемые на основе космической деятельности уникальные информационные продукты не доходят до потребителя, а российские производители геоинформационных систем часто вынуждены закупать данные с иностранных космических аппаратов. Мы хотим изменить эту ситуацию и повысить долю российских данных ДЗЗ на российском рынке геоинформационных сервисов. Мы представили наши планы партнёрам и встретили с их стороны очень полезную конструктивную критику, а, главное, стремление работать вместе».

Генеральный директор АО «Ракурс» Виктор Адров отметил: «Наша компания является лидером по созданию цифровых фотограмметрических систем по обработке данных дистанционного зондирования Земли, без которых не было бы современных цифровых карт. От качества и доступности данных ДЗЗ, получаемых спутниками, во многом зависит качество услуги, которую получают потребители».

Совместно с представителями компаний-дистрибьюторов проведена оценка функциональности и удобства использования представленного сервиса заказа российских данных и определены направления его дальнейшего развития и совершенствования.

Генеральный директор компании «Совзонд» Владимир Михайлов подчеркнул: «Мы активно работаем с данными российских аппаратов ДЗЗ. В то же время пока тематические продукты на базе информации, получаемой с аппаратов «Ресурс-П», «Метеор-М» и «Канопус-В» лишь успешно дополняют данные иностранных спутников. Для смещения баланса в сторону отечественных аппаратов необходимо наращивать группировку и совершенствовать систему работы с данными».

На встрече также обсуждались вопросы, связанные с перспективами распространения и использования данных, получаемых с космического аппарата дистанционного зондирования Земли «Канопус-В-ИК», успешно запущенного 14 июля 2017 года с космодрома Байконур.

Генеральный директор компании «Сканэкс» Валерий Баринберг сказал: «Мы позитивно оцениваем развитие российской группировки ДЗЗ и готовы способствовать коммерциализации получаемых с ее помощью данных. У нас уже действует дистрибуторское соглашение с «Роскосмосом» на распространение снимков российских спутников в России и за рубежом. Для наших клиентов мы также прорабатываем возможность реализации прямого приема данных с российских аппаратов на имеющиеся у них станции УниСканТМ».

В завершение встречи были подведены итоги работ по коммерциализации российских данных ДЗЗ и обозначены перспективные направления сотрудничества.

RudMaks17Luna24-Sn

АО «Российские космические системы» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») на протяжении 70 лет разрабатывает, производит, испытывает, поставляет и эксплуатирует бортовую и наземную аппаратуру и информационные системы космического назначения. Основные направления деятельности – создание, развитие и целевое использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС; наземный комплекс управления космическими аппаратами; космические системы поиска и спасания, гидрометеорологического обеспечения, радиотехнического обеспечения научных исследований космического пространства; наземные пункты приема и обработки информации дистанционного зондирования Земли. Интегрированная структура «Российских космических систем» объединяет ведущие предприятия космического приборостроения России: Научно-исследовательский институт точных приборов (АО «НИИ ТП»), Научно-производственное объединение измерительной техники (АО «НПО ИТ»), Научно-исследовательский институт физических измерений (АО «НИИФИ»), Особое конструкторское бюро МЭИ (АО «ОКБ МЭИ») и Научно-производственная организация «Орион» (АО «НПО «Орион»).

RudMaks17Roskosms-Sn

Деловая программа авиасалона включала ряд новаций. Были проведены деловые брифинги, в ходе которых ведущие авиапроизводители – «Объединённая авиастроительная корпорация» и холдинг «Вертолёты России» – представили потенциальным партнёрам и поставщикам комплектующих свои ключевые гражданские программы. Мероприятия заложили фундамент для дальнейшего сотрудничества.

Количество конференций, круглых столов, брифингов, семинаров и презентаций превысило 150. В работе второго Евразийского аэрокосмического конгресса приняли участие около 680 делегатов. На нём обсуждались магистральные направления развития аэрокосмического сектора, технические и технологические новации, вызовы, стоящие перед индустрией. Эксперты в области самолётостроения и беспилотных летательных аппаратов представили свое видение перспектив развития рынка. Центральными темами для дискуссий стали перспективы цифровизации промышленности и перехода к «Производству 4.0», вопросы развития кадрового потенциала.

RudMaksVityazi4

«Отечественная авиационная промышленность динамично трансформируется, воплощая на практике идеи цифровизации. Новации, которые мы представили на авиасалоне как «Индустрия 4.0.ru», вскоре заработают на предприятиях, – подчеркнул заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров. – Эффективность, гибкость и оперативность разработки и производства позволят нам расширить присутствие на международном рынке гражданской авиатехники за счёт нового поколения продуктов, таких, как самолёт МС-21».

Росту активности переговоров способствовало проведение деловых брифингов и встреч, осуществляемых по системе MatchMaking с участием преимущественно малых и средних компаний. Их программу в проактивном режиме формировали специалисты контактного центра. Также очень важно, что «МАКС» превращается в деловую площадку, участие в которой становится не только вопросом престижа, но и эффективным инструментом для установления партнёрских отношений.

21 июля на «МАКСе» прошёл «День студента», организованный компанией «Авиасалон». Возможностью ознакомиться с экспозицией, понаблюдать за полётами и получить информацию о предприятиях отрасли воспользовались 8300 юношей и девушек. В этот день в рамках экспозиции раздела «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодёжи» состоялась ярмарка вакансий ведущих предприятий авиационно-промышленного и ракетно-космического комплексов.

По оценкам специалистов, деловой потенциал ависалона оценивается более чем в 600 миллиардов рублей, включая подписанные твёрдые контракты и соглашения о намерениях на поставку авиатехники почти на 400 миллиардов рублей, соглашения о сотрудничестве на 170 миллиардов рублей, а также переговоры о поставках продукции на сумму около 36 миллиардов рублей. Таким образом «МАКС-2017» дал авиапроизводителям большой задел для работы

RudMaksStuardsAeroflt-SКрупнейшими сделками салона стали твёрдый контракт на поставку 20 самолётов Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии» и контракт на поставку в операционный лизинг 16 самолётов МС-21 авиакомпании Red Wings, включая четыре лайнера с отечественными двигателями ПД-14. Лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко.», помимо контракта с Red Wings, заключила соглашения о намерениях с авиакомпаниями «ВИМ-Авиа», «Алроса» и «Саратовские авиалинии», перевозчики рассчитывают приобрести в операционный лизинг 27 самолётов МС-21. Кроме того, три МС-21 планирует эксплуатировать авиакомпания «Ангара». Соглашение, предполагающее приобретение до 50 самолётов Ил-114-300 заключила с «Объединённой двигателестроительной корпорацией» Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Также ГТЛК подписала соглашения о приобретении 12 вертолётов Ми-8АМТ, шести Ми-171 и 12 «Ансат». Два «Ансата» в 2018 году получит компания «Русские вертолётные системы». Авиакомпания «Азимут» выразила намерение приобрести четыре Sukhoi Superjet 100. Заказчики из Китайской Народной республики договорились о приобретении 13 вертолётов российского производства, включая четыре Ми-171, два Ка-32А11ВС и семь «Ансат».

За шесть дней работы «МАКС-2017» посетило 452,8 тысяч человек, что подтверждает его лидирующие позиции среди крупнейших мировых авиационно-космических салонов.

На этот раз на охрану общественного порядка и безопасности было привлечено свыше 2500 сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих Росгвардии.

RudMaksTolboev-S1Своё мнение о прошедшем ависалоне «МАКС-2017» высказал почётный президент «МАКСа» Магомед Омарович Толбоев – военный лётчик и лётчик-испытатель, генерал-майор, Герой России, кавалер нескольких орденов и медалей. Он освоил десятки типов самолётов, в том числе ¬МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27. Кандидат технических и доктор исторических наук.

Родился Магомед 20 января 1951 года в селении Согратль Гунибского района (Дагестан). По национальности аварец. Потомственный военный. Его прапрадед Толбо был наибом-военачальником при имаме Шамиле в те времена, когда в 1859 году после 25-летней Кавказской войны в Гунибе была поставлена точка.

RudMaksTolboev-SВ армии с 1969 года. Окончил Ейское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС. В 1974-м катапультировался с самолёта Су-7Б. С 1980-го – в запасе. В 1981-м окончил Школу лётчиков-испытателей при Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова (ЛИИ), в 1984-м – Московский авиационный институт.

С сентября 1981-го по июль 1996-го – на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Среди испытаний, которые он провёл, – испытания опытных силовых установок на самолётах Су-24 и МиГ-25, отработка траекторий посадок без двигателей на самолётах МиГ-25РБК с больших высот полёта, испытания спортивного самолета МАИ-89 на прочность и т.д.

В 1983-1993 гг. – космонавт-испытатель Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ). В 1987-м завершил общую космическую подготовку в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) в Звёздном. По программе «Буран» прошёл подготовку в ОКПКИ, проводил отработку систем ручного и автоматической посадок на Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ. Во RudMaksTolboevKosm-Sвремя возвращения «Бурана» из орбитального полёта 15 ноября 1988 года пилотировал самолёт оптико-телевизионного наблюдения МиГ-25ПУ, передававший информацию о внешнем состоянии «Бурана» во время посадки.

1993-1995 гг. – депутат Госдумы РФ. В 1996-1998 гг. – секретарь Совета безопасности Республики Дагестан. Является членом Политического консультационного совета при президенте России, уделяя много времени проблемам урегулирования кризиса и формированию новой политической культуры на Северном Кавказе. Однако, как сам считает, основные интересы по-прежнему касаются авиации.

С 1998 года – почётный президент Московского аэрокосмического авиасалона. Название авиасалона «МАКС» считает своей интеллектуальной собственностью, утвержденной Комиссией по авторским правам.

Живет в городе Жуковский Московской области.

Делясь впечатлениями от завершившегося накануне «МАКС-2017», Магомед Толбоев сказал: «У нас в Жуковском подлинно народная выставка, здесь витает русский, православный дух. Русская авиаконструкторская школа является старейшей в мире после Франции. Пусть сам народ оценит, что мы творим, не хочу себя хвалить. Все, что сделано, сделано нашими отцами. Например, новые двигатели от пермских конструкторов ПД-14 – это проект 1986 года. Постановлением ЦК КПСС он был назначен преемником более старых моделей. Аналогов в мире нет. К сожалению, мы на много лет просто о нём забыли. У нас так сложилось, что если Владимир Владимирович Путин показывает пальцем на что-то – это делается. А иначе – нет.

Мне, русскому офицеру, стыдно говорить, что мы так отстали (от конкурентов), но я должен говорить правду – мы отстали. Не секрет, что деньги, выделяемые на поддержку авиапрома, уходят на внуков и правнуков министров, на их обеспечение, выводятся из России. Каждый иностранный самолёт до сих пор покупается и ввозится в страну, согласно указу Ельцина, без пошлины. И… через огромный откат (говорят, до 10 процентов от стоимости борта). Вы хоть раз видели автомобиль, беспошлинно ввезённый на территорию России? Нет! А тут самолёты! Кому идут откаты за эти беспошлинные сделки – неплохо бы разобраться соответствующим органам. Пора на уровне правительства прекратить этот беспошлинный ввоз!

У нас практически «убита» малая авиация. В такой огромной стране, как России всего 500 аэродромов местного назначения и 5000 самолётов на руках у граждан, тогда как в маленькой Чехии – 10000! Если заниматься насыщением только авиапарка России и Китая, можно всю отечественную авиапромышленность загрузить заказами.

RudMaks17MC21-Sn

А теперь непосредственно о самих самолётах. Я сопровождал МС-21 от первого чертежа до воплощения в металле. Самолёт великолепный! Свой, родной, новый. Между прочим, это первый наш собственный среднемагистральный самолёт со времён Ту-154, который вышел на гражданские авиалинии в 1968 году. Полвека назад! Поэтому надежда на МС-21 очень большая. Это замена одновременно и Ту-134, и Ту-154. А Ил-114, предназначенный для местных авиалиний, – это замена Ан-24 и Як-40. Спустя 16 лет после его создания вроде бы принято решение о его производстве. Эта машина очень востребована: местные авиалинии буквально стонут от нехватки бортов. Раньше как было: сел в аэропорту Минеральные воды и полетел – хочешь в Ростов, хочешь в Махачкалу. А сегодня? Чтобы попасть из Минвод в Ростов или Нальчик, надо через Москву лететь! На автобусе и то быстрее.

RudMaksLRTalboev-SА что делать с пилотами, если за рубежом им платят больше? То, что лётчиков куда-то переманивают более высокими заработками, – это нормальная история. Рынок есть рынок. Беда в другом, – что нам физически некем их заменить! Система подготовки (а на обучение пилота уходит 8 лет) в лётных училищах во многом утеряна, на восстановление уйдут годы. Но, поскольку природа не терпит пустоты, им на замену, как пылесосом, всасываются не самые хорошие, зато дешёвые пилоты из стран СНГ.

(На фото: Магомед Толбоев и Лев Рудский, главный редактор интернет-журнала Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости)

Когда я был доверенным лицом В.В. Путина, то говорил ему, что такая ситуация – подрыв национальной безопасности. Ведь обученные пилоты гражданской авиации – это, помимо прочего, мобилизационный резерв на случай войны. К чему приводит быстрая подготовка пилотов, мы со времён Великой Отечественной знаем: 9 из 10 погибают в первых же боях. В гражданской авиации надо вводить контракты как в футболе. Заключается на пять лет. Хочешь уйти, – скатертью дорога, но заплати штраф в тройном размере от суммы контракта. Или пусть компания, куда уходишь, за тебя платит, если ты такой бесценный. По-моему, это честно. А то учили-учили человека, а он в Китай улетел деньги зарабатывать».

Может быть, Магомед Омарович Толбоев немного и «сгустил краски», однако… «МАКС» – это не только самолёты,  вертолёты и другая техника, но и люди, специалисты, которых надо готовить, готовить сейчас, ответственно, со знанием дела…

WRN

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы