Как сообщает информационно-аналитический портал ИноСМИ.ру со ссылкой на испанскую общенациональную ежедневную газету АВС, «загадочный российский спецназ», состоящий из «стальных солдат Путина», не уступает американским «Морским котикам». Само понятие «спецназ» относится как к антитеррористическим подразделениям типа американской «Дельты», так и к штурмовым и десантным отрядам, которые имеются в армиях всех крупных держав.
А, впрочем, несколько примеров из подготовки бойцов спецназа России. Так, солдат, вытянув в стороны руки, может нести стол, удерживая его в зубах, словно это зубочистка. Двое военных держат на весу третьего, над которым – четвёртый, с голым торсом, собирается бить кувалдой, как по наковальне, по раскалённому бетонному блоку. На следующей фотографии солдат, облачённый в камуфляж, подпрыгнув и пробежав по спинам троих согнувшихся сослуживцев, слёту наносит обеими ногами удар по куску цементной плиты, которую держат два других парня. Подобные сцены ежедневно повторяются во время тренировок российского спецназа, считающегося элитным подразделением.
В 1950-е годы, в разгар холодной войны советским спецназом начали называть подразделения, которые специализировались на выполнении секретных миссий, саботаже и забросках в тыл врага. Но в этом смысле нужно различать два вида подразделений с этим названием. Оба из них отличаются высочайшей подготовкой в зависимости от структуры, в рамках которой они действуют. Во-первых, это спецназ ГРУ, подчиняющийся Главному разведывательному управлению Вооруженных сил России. Во-вторых, это спецназ ФСБ, который занимается контртеррористическими операциями.
Спецназ ГРУ был создан 24 октября 1950 года. Именно он первым получил статус специального подразделения, которое подчинялось ГРУ Генштаба, то есть напрямую Министерству обороны. Его служащие активно участвовали в конфликтах в Афганистане, Чечне, и, предположительно, в Сирии. Их основной миссией в военное время считается проникновение в тыл врага, совершение диверсионных действий, направленных на разрушение вражеской инфраструктуры, а также подавление волнений и спецподдержка регулярных войсковых частей. С этой целью спецназовцы обучаются хирургически тонким методам ликвидации врага, подрывной технике, шпионажу и разведывательным приёмам.
Помимо армии и воздушно-десантных войск, спецназ ГРУ есть и в морской пехоте, где он является неким подобием американских «Морских котиков». Ко всем четырём главным российским флотам прикреплены по одной бригаде спецназа численностью примерно тысяча бойцов. Эти подразделения ответственны за силовую поддержку морских пехотинцев РФ, а также за осуществление диверсий, направленных против кораблей или портов врага.
Что касается спецназа ФСБ, который подчиняется Министерству внутренних дел, то здесь необходимо различать группы «Альфа» и «Вымпел». Первая – так называемое Управление А. Она была создана в 1974 году по инициативе тогдашнего главы КГБ Юрия Андропова. Предлогом послужила формальная борьба с терроризмом. Удачный штурм дворца афганского лидера Хафиззулы Амина, которого охраняли несколько сотен телохранителей, стало боевым крещением для «Альфы». Об этом рассказывает Марк Галеотти (Mark Galeotti) в своей книге «Спецназ: российские силы специального назначения» («Spetsnaz: Russia’s Special Forces»). Во время этого же вооруженного конфликта спецназовцы группы «Альфа» приняли участие в многочисленных антитеррористических спецоперациях.
Одним из жутких пятен на репутации «Альфы» стало участие этой группы в освобождении заложников в Беслане. Операция по освобождению была запланирована на 3 сентября 2004 года, когда прошло уже два дня после захвата школы в Северной Осетии (Российская Федерация) вооружёнными мусульманскими террористами. В результате спланированная заранее операция по освобождению заложников превратилась в хаотичный штурм, который возглавляло антитеррористическое подразделение «Альфа». К «Альфе» присоединились регулярная армия и служащие МВД. В результате этого бездарного штурма погибло 370 человек.
Что касается группы «Вымпел», или Управления В, то в её задачу входит только диверсионная антитеррористическая деятельность. Её целью является дестабилизация правительств других стран путем захвата ключевых объектов инфраструктуры, вроде АЭС или аэропортов. Группа была создана сравнительно недавно и все её аспекты приложения сил пока не вполне определены.
Несмотря на изобилие видеороликов, курсирующих в Сети и рассказывающих о российском спецназе, подробности системы их подготовки по-прежнему являются засекреченными и заметно разнятся, в зависимости от функции того или иного подразделения. Судя по той скудной информации, которая доступна сейчас в Интернете, спецназовцев ГРУ особенно пристрастно тренируют для участия в рукопашных боях. Излюбленной техникой ведения боя у них является самбо (самооборона без оружия) – боевое искусство, придуманное ещё в Советском Союзе. Кроме того, бойцов спецназа тренируют по системе, которая зародилась в Х веке и была основана на умении использовать силу противника против него самого.
Известно также, что спецназовцы отводят большое внимание военным учениям с использованием взрывчатки и реального огня. Такие методы обучения приводят к самой высокой смертности среди них в процессе отбора. Российской пропагандой используются все эти эффектные учения с тем, чтобы укрепить славу «стальных солдат».
Структура штурмовых групп похожа на ту, которая принята в иностранных подразделениях спецназа. В каждом отряде имеется по восемь-десять бойцов под командованием одного офицера. Каждый боец обучен всему: обращению с взрывчаткой, снайперской стрельбе, умелой передачей разведданных и ведению разведки. Они способны также действовать малыми мобильными группами по два человека, а то и в одиночку. Немудрено, что «стальной спецназ Путина» в своё время стал настоящим наказанием для американских «Морских котиков».
WRN