«ЕЖИ» – ОТЦА, КИНООПЕРЫ – СЫНА

5 декабря 2016

RudGorikker-S1В Москве (Россия) в Мемориальной синагоге Российского еврейского конгресса (РЕК) на Поклонной горе открылась выставка «Ёж против свастики». РЕК организовал её и проводит в рамках программы мероприятий, проходящих при поддержке правительства столицы России к 75-летию битвы под Москвой.

В центре экспозиции – история создания противотанкового «ежа», защитившего Москву и другие города страны от фашистских танков, и судьба его изобретателя – генерал-майора М.Л. Гориккера.

«Мне очень нравится идея этой выставки, – говорит президент РЕК Юрий Каннер. – Ведь она не только о выдающемся изобретателе Михаиле Львовича Гориккере, которому три года назад была открыта мемориальная доска в Москве. Выставка ещё и о том, что далёкое прошлое, оказалось было будто бы едва ли не вчера. Ещё живы дети участников войны, и они – вместе со своими детьми – тоже пришли на открытие. Спасибо автору выставки Александру Энгельсу, директору музея еврейского наследия и Холокоста. Надеюсь, что этот проект никого не оставит равнодушным».

RudGorikker-S3Генерал М.Л. Гориккер был не только выдающимся изобретателем, но и отважным солдатом. Участвовал в Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войнах, награждён солдатскими Георгиевскими крестами III и IV степеней, а также орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени и Знак Почёта, многими медалями.

Михаил Львович Гориккер родился 13 января 1895 года в простой еврейской семье в городе Берислав Херсонской губернии Российской империи.

В 1908-1915 гг. – ученик слесаря-кузнеца, затем мастер в кузнечном цехе слесарно-механической мастерской в городе Каховка. 1915-1916 гг. – рядовой на фронтах Первой мировой войны. В 1917 году, в связи с тяжёлыми ранениями, проходил лечение в госпиталях. С 1918 года – в Красной Армии. В 1919-м – курсант, затем организатор командных курсов. Был комиссаром полевых госпиталей Юго-Западного фронта, курсов тяжёлой артиллерии, пехотных командных курсов. В 1923 году – слушатель Военно-педагогических курсов РККА, после окончания которых, с 1925 по 1928 гг., – главный инспектор Политуправления РККА по военно-учебным заведениям. В 1929-1933 гг. – слушатель Военной академии механизации и моторизации РККА имени И.В. Сталина, окончил инженерно-командный факультет, специализация – конструктор боевых машин. После окончания – военный инженер мотомехвойск РККА. С 1934 года – начальник Московского танко-технического училища. В 1938 году училище под его командованием переведено в Киев c переименованием в Киевское танко-техническое училище имени С.К. Тимошенко. Одновременно Гориккера назначили начальником гарнизона Киева.

RudGorikker-S4В 1940 году, при введении в Красной армии генеральских званий, получил звание генерал-майора технических войск. В июне-июле 1941 года руководил подготовкой Киева к обороне, а также занимался эвакуацией заводов, фабрик, учебных заведений, в том числе возглавляемого им училища. Затем был откомандирован в Москву для организации специализированного Управления автомобильными войсками РККА. В 1942-1943 гг. – начальник Автотранспортного управления Главного управления автодорожной службы Красной Армии, одновременно начальник оперативной группы Ставки на Сталинградском фронте. В 1943 году – генерал-инспектор Главного автомобильного управления Красной Армии. В 1944-1945 гг. – начальник Автомобильного управления Ленинградского фронта. В 1945 году – начальник инспекции Главного автомобильного управления Красной Армии. В 1946-1950 гг. – начальник Рязанского, а затем и Орджоникидзевского военно-автомобильных училищ. С 1951 года – в отставке.

Михаил Львович Гориккер ушёл из жизни 19 октября 1955 года, похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Скупые строки биографии. Обидно, но долгие десятилеятия имя генерала М.Л. Гориккера оказалось в числе незаслуженно забытых героев труднейшего военного лихолетья.

Лишь сравнительно недавно сын Михаила Львовича Владимир в семейных архивах наткнулся на документы, удостоверяющие тот факт, что именно этот военный инженер в самом начале войны, летом 1941-го придумал конструкцию «противотанковой звёздочки» и провел её успешное испытание. Невзирая на то, что новый вид заграждений получил огромное распространение на рубежах обороны Красной Армии, имя изобретателя почти полвека оставалось фактически никому не известным.

RudGorikker1941-S5

«Мой отец, – вспоминает Владимир Михайлович, – был необыкновенно скромный, не интересовавшийся званиями и наградами. Но всё равно, как и многие военные в те годы, попал под подозрение. Дважды за отцом приезжал «воронок». И дважды спасало чудо. Из партии его исключили – так делали всегда, прежде чем арестовать. Ночами родители вздрагивали от любого шороха. Было понятно, что рано или поздно за папой придут… И вдруг его училище переводят в Киев. Неожиданно, почти по тревоге. На несколько месяцев энкавэдэшники потеряли отца из виду. А в Киеве за него вступился командарм Тимошенко. «Что инкриминируют?» – поинтересовался. – «Фразу». Анекдотичная история едва не стоила отцу жизни. Он ехал с двумя полковниками на подмосковный полигон. Дорога ужасная, трясёт страшно, мужики в машине матерятся. И тут Михаил Львович спрашивает: «А вы «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова читали?» Те дружно: «Не-ет». «Они там описывают, как американцы дороги строят». «Что вы имели в виду? – пытали потом Гориккера. – Вы считаете, что империалисты это умеют, а мы – нет?!» Услышав рассказ, Тимошенко выругался: «Дурак! Надо было сказать, что наши дороги – наследие царизма». И отправил энкавэдэшников восвояси: «Сами разберёмся».

Нависшая было над Гориккером грозовая туча прошла стороной. Ему вернули партбилет. Назначили начальником Киевского гарнизона. Спустя два года присвоили звание генерал-майора…

В Великой Отечественной войне Гориккер принимал участие с самых первых часов. В июне 1941-го, оставаясь начальником Киевского танково-технического училища, он был назначен также командиром Киевского гарнизона и руководителем обороны Киева. На 12-й день войны, 3 июля, Гориккер провёл первые успешные испытания «противотанкового ежа» на полигоне под Киевом.

Справедливости ради стоит сказать, что заграждения на поле боя существовали и до Гориккера, с незапамятных времен. Ещё в Древнем Риме использовались разборные деревянные конструкции, устанавливавшиеся на тех участках, где нельзя было допустить прорыва противника. Со временем эта идея только развивалась, соединялась с другими изобретениями, такими, как колючая проволока и т.д. Однако появление танков, которые изначально создавались в качестве средства прорыва заграждений, потребовало ответных действий для поддержания обороны.

Сперва появились надолбы – гранитные или бетонные глыбы, устанавливаемые на танкоопасных направлениях. Против пехоты делали деревянные «ежи» с колючей проволокой – больше роста человека. Против танков ставили их ещё выше и ближе друг к другу, сковывали цепями. Танк натыкался на стену и… тормозил. Это давало возможность артиллерии поразить остановившуюся технику. Но боевые машины становились мощнее, уже и два ряда им не помеха. Финны придумали двухтонные надолбы из бетона – гусеницы не выдерживали. Однако возвести такие заграждения было нелегко. Ту же оборонительную линию Маннергейма, которую Финляндия выстроила на границе с СССР готовили два года. Делали надолбы на бетонном заводе, везли их на место, устанавливали кранами. Но в условиях Великой Отечественной войны всё это было нереально. Требовалось нечто более простое. А как известно, всё гениальное – просто. Так и в нашем случае.

«Я хорошо помню первые дни после нападения фашистов на Советский Союз, – вспоминает сын прославленного военного инженера. – Работы у отца было много, однако, вернувшись поздно вечером домой, он, вместо того, чтобы хоть немного отдохнуть, «реквизировал» у меня игрушечные модельки танков, которые раньше сам же подарил, и чуть ли не всю ночь напролёт колдовал над ними, переставляя на столе вместе с какими-то конструкциями из спичек, соединённых хлебным мякишем, клеем или пластилином. Мне, пацану, назначение этих штуковин было непонятно. Думал даже, что отец таким образом пытается отвлечься, борется с бессонницей. А 3 июля папа вдруг вернулся раньше обычного, буквально сияющий, и чуть ли не с порога квартиры восторженно закричал: «Мы два танка запороли! Я придумал такую штуку: танк наезжает на неё – и ему конец!». Вот те на! Мы с мамой в недоумении. В семье знали, как внимательно он относится к сохранению техники, как даёт нагоняи даже за мелкие нарушения, которые могут привести к повреждению танков, а тут – не скрывает радости по поводу поломки двух боевых машин. Лишь позже я понял всю значимость события, которое произошло в тот день на полигоне Сырец Киевского танково-технического училища».

RudGorikker-S6Испытания «ежей» проходили в присутствие членов высокопоставленной комиссия. На полигон были доставлены несколько звёздочек, которые сделали из… рельсового утиля. В качестве танков, пытавшихся преодолеть заграждения, использовались Т-26 и БТ-5. Результаты испытательных проездов танков по четырёхрядному заграждению превзошли все ожидания. Так, во время первой же своей попытки проехать через ряды звёздочек танк Т-26 лишился люка масляного насоса и повредил масляную систему. Через несколько минут после этого все масло, имевшееся в танке, вытекло наружу, боевая машина не смогла продолжать свою движение. На ремонт ушло несколько часов. БТ-5 отделался немного легче: разогнавшись, он смог преодолеть звёздочки. Однако это стоило ему погнутого днища и повреждённой трансмиссии. Снова понадобился ремонт. Первые же попытки преодолеть препятствие из звёздочек наглядно показали их эффективность, и испытателям поручили подобрать оптимальный порядок расстановки нового заграждения. В итоге было рекомендовано расставлять звёздочки рядами через каждые четыре метра, а расстояние по фронту должно было равняться полутора метрам для переднего ряда и 2-2,5 м для остальных рядов. В таком случае, разогнавшись и перебравшись через первый ряд, танк уже не мог продолжать двигаться с большой скоростью и попросту застревал между рядами звёздочек, попутно получая повреждения корпуса и, иногда, внутренних агрегатов.

На тех же испытаниях подобрали и оптимальные размеры шестиконечной звёздочки. Высота готового заграждения – в пределах одного метра. Это обусловлено тем, что звёздочка должна быть выше клиренса танка, но при этом её верхняя часть не должна подниматься за верхний срез нижней лобовой плиты. В таком случае танкисты, впервые встретившиеся со звёздочками, видя небольшой размер препятствия и отсутствие какого-либо крепления к земле, могут захотеть просто сдвинуть его в сторону. Механик-водитель начинает движение вперёд, звёздочка попадает под нижний лобовой лист, а оттуда «переползает» под днище танка. Кроме того, в некоторых случаях звёздочка может провернуться под передней частью бронемашины. Так или иначе, въехавший на звёздочку танк попадает в очень неудобное положение: передняя часть оказывается подвешенной над землей. Более того, поднявшиеся в воздух гусеницы не могут обеспечить должного сцепления с поверхностью, и танку уже никак не съехать со звёздочки без помощи со стороны. Бронемашина, призванная подавлять огневые точки противника, сама становится довольно лёгкой мишенью. Испытания доказали, что «правильный ёж» мог выдержать наезд танка весом в 60 тонн.

Так в чём же гениальность «ежа»? В простоте его конструкции. Профиль или рельсы нарезались на примерно равные куски. Затем нарезанные куски прикреплялись друг к другу в виде буквы «Ж». И всё, непреодолимая преграда для немецкой техники готова. Теоретически, в качестве сырья для звёздочек можно было использовать любую подходящую металлическую деталь. Однако из расчётов генерала Гориккера следовало, что оптимальным является двутавровый профиль. Другие виды проката – квадратная балка, тавр или швеллер – не подходили по прочности. В качестве способа соединения балок Гориккер предложил клепку с косынками. В принципе, при соответствующей возможности допускалась и сварка, однако и тут всё упиралось в прочность конструкции: для достаточной жесткости и крепости на сваренной звёздочке должны были применены косынки большего размера, что, в свою очередь, приводило к лишним расходам материалов.

RudGorikker-S9

Простота изготовления звёздочек Гориккера в сочетании с их эффективностью повлияли на дальнейшую судьбу изобретения. В самые кратчайшие сроки руководство по изготовлению заграждений было распространено по всем частям Красной Армии. За характерный внешний вид в войсках это заграждение было прозвано «ежом». Именно под этим именем противотанковая звёздочка Гориккера вошла в историю. Простота производства и дешевизна исходных материалов позволили в кратчайшие сроки сделать десятки тысяч противотанковых «ежей» и установить их на большой части фронта. Кроме того, даже в собранном виде «ёж» можно было транспортировать с места на место, что также улучшило репутацию нового средства заграждения. В общем, «ёж» пришёлся по душе красноармейцам. «Звёздочки Горрикера», как в некоторых документах именовались заграждения, получились настолько «идеальными», что в будущем не потребовали доработки. Данное изобретение стало одним из символов битвы за Москву зимой 1941 года. Только на ближних рубежах обороны столицы СССР было расставлено около 37500 «ежей». В Химках существует памятник противотанковым «ежам», но там до сих пор нет фамилии их создателя. Не мудрено: все эти десятилетия «ёж» считался продуктом «народного, солдатского творчества», как русская народная песня.

RudGorikker-S7Итак, «Звёздочки Гориккера» были приняты на вооружение уже 3 июля 1941 года и сыграли заметную роль в обороне Киева, Москвы, Ленинграда, Одессы, Севастополя, других сражениях Великой Отечественной войны.

За создание противотанкового «ежа» генерал-майору Гориккеру был вручён фотоаппарат марки ФЭД.

«Ёж» очень сильно «раздосадовал» немецких танкистов. Дело в том, что поначалу всё шло именно так, как и предполагал Гориккер: видя незнакомое, но незакреплённое заграждение, танкисты пытались его сдвинуть и проехать дальше, что приводило к потере времени, а тут ещё танк вдруг оказывался буквально в подвешенном состоянии. Малоприятная ситуация, особенно если где-то рядом находилась советская противотанковая пушка. Вряд ли можно представить лучшую цель, чем неподвижный танк, зависший над уровнем земли. Наконец, при совсем неудачном стечении обстоятельств балка «ежа» пропарывала нижнюю лобовую плиту или днище, проходила внутрь танка и наносила повреждения двигателю или трансмиссии. Особенности размещения трансмиссии на немецких танках PzKpfw III и PzKpfw VI только повышали шансы машины получить подобные повреждения.

Правда, немцы быстро догадались, что сперва следует сделать проходы в заграждениях, а потом только идти по ним. Пара-тройка танков при помощи буксирных тросов могла за короткое время проделать брешь для прохода войск. Но на войне порой мгновение решило спор жизни со смертью. Красноармейцы на это ответили закладкой противопехотных мин рядом с «ежами», а также, при возможности, размещением поблизости пулемётов или противотанковых пушек. Таким образом, попытки растащить «ежи» или ещё какие-либо противодействия им сурово наказывались пулемётным, а то и артиллерийским огнём. Вскоре появился ещё один приём для затруднения проделывания проходов: «ежи» стали связывать друг с другом и прикреплять к различным объектам на местности. В итоге немецким танкистам и сапёрам приходилось сначала решать «головоломку» с тросами и цепями и лишь после этого убирать сами «ежи». И делать всё это под огнём противника.

RudGorikkerVlrd-S8Однако у превосходной идеи, как это часто случается, были и неудачные воплощения. Так, нередко из соображений экономии или по другим подобным причинам «ежи» делались не из двутавровых балок, а из других профилей. Естественно, прочность таких заграждений была меньше нужной и порой танк мог просто раздавить «неправильный ёж». Другой проблемой звёздочки Гориккера была требовательность к месту размещения – для эффективного противостояния танкам ей требовалась твёрдая поверхность. Лучше всего подходил асфальт, который был достаточно прочен для того, чтобы выдержать давление танка на «ёж». Что касается более твёрдого бетона, то «ежи» ставить на него нельзя. Дело в том, что трение на такой поверхности было недостаточным и танк мог сдвинуть «ёж», а не напороться на него.

Противотанковые «ежи» генерал-майора М.Л. Гориккера сыграли важную роль в Великой Отечественной войне. Они помогли сравнительно малыми силами улучшить возможности армии в сдерживании врага. Надо заметить, изобретением Михаила Львовича воспользовалась не только Красная Армия. Немцы, отступая, тоже активно использовали простую заградительную конструкцию из трёх рельсов и крепежных элементов. На подходе ко всем важным пунктам немецкой обороны красноармейцам приходилось видеть знакомые угловатые объекты. Да и американские союзники, высадившись в Нормандии, тоже смогли ознакомиться с советским средством заграждения. Военные историки утверждают, что немцы сами не изготавливали «ежи», а только разбирали и складировали советские, которые пригодились к концу войны. Во всяком случае, именно так можно объяснить большое количество «ежей» перед немецкими позициями на том этапе войны, когда Германия испытывала серьёзные трудности с производством вооружений.

RudGorikker-S10Кстати, немецкая разведка работала отменно – имя изобретателя звёздочек, стало известно сразу же. Поговаривали, что Гитлер даже дал слово: если войдёт в Москву, первым делом повесит диктора Левитана, писателя Эренбурга и изобретателя «ежа» Гориккера.

А вот в Советском Союзе долгие годы на документах этого военно-инженерного сооружения чёрной меткой лежал гриф «секретно». Ведь Патентное бюро на войне не работало. Да и кто тогда думал о личном? Михаилу Гориккеру это точно было не нужно. Важно, что изобретение внесло огромный вклад в оборону многих городов страны. «Ежи» встали нерушимой стеной на подступах к ним.

«Отец жил по совести. Меня призвали на фронт десятиклассником. Мама рыдала, думала, не вернусь. А у папы и мысли не было сделать мне бронь. Его вычёркивают из списка на награждение орденом, мама – в обмороке, а он как ни в чём не бывало: «Зоя, тебе что, нужно, чтобы было побольше подушек перед гробом?».

Война окончилась – снова начались аресты. Одного товарища расстреляли, другого. А это – боевые генералы! Отца заставляли без конца писать отчёты. Вечерами они сидели с мамой, она печатала на огромном «ундервуде» нелепые оправдания: что подумал, почему чихнул… Это было невыносимо. Контузия на фронте, москитная лихорадка в Иране, след от которой остался на всю жизнь в виде гипертонии. И за 10 мирных лет – пять инфарктов. В 60 лет отец умер.

RudGorikkerVlrd-S12Спустя десятилетия на антресоли в квартире я случайно обнаружил папку. А на ней надпись: «Звёздочка Гориккера». Оригиналы документов. С подписями, печатями… Звоню в Центральный музей Вооруженных сил России: «Я нашёл документы изобретателя противотанковых ежей. Это мой отец». Замдиректора в звании генерал-полковника едва сдерживается: «Да бросьте! Издеваетесь, что ли? На дворе – 2000-й, изобретение сделано в 1941-м». Потом, конечно, документы заняли почётное место в центральном зале музея. А я ещё больше десяти лет добивался увековечения памяти отца. Но, если б он увидел мемориальную доску на нашем доме, решил бы, что я сошёл с ума».

Изобретение скромного человека спасло многие города, жизни тысяч солдат и офицеров. Самому Михаилу Гориккеру не нужны были ни слава, ни деньги. Когда генерал умер, на его сберкнижке лежал один рубль.

На несколько лет растянулась эпопея с получением разрешения установить мемориальную доску, посвящённую Гориккеру, на доме № 6 на Тишинской площади, в котором изобретатель жил в 1945-1955 годах. В 2010 году телекомпания «АБ-ТВ» сняла документальный фильм «Ёж против свастики» (продюсер, заслуженный работник культуры России Яков Каллер, режиссёр Евгений Глуховцев), подробно рассказывающий о жизни и изобретении Михаила Гориккера. Фильм демонстрировался телеканалами «Россия-1» и «Россия-Планета» и имел большой успех у зрителей.

RudGorikker-S2И вот наконец 28 августа 2013 года состоялось открытие мемориальной доски в честь генерал-майора Михаила Львовича Гориккера на доме, в котором он жил последние десять лет. В торжественной церемонии приняли участие заместитель мэра Москвы Л.М. Печатников, директор Государственного музея обороны Москвы А.С. Лукичева, сын и внук генерала М.Л. Гориккера, генеральный продюсер телекомпании «АБ-ТВ» Я.А. Каллер, автор памятника скульптор И.П. Казанский, народный артист СССР Иосиф Кобзон, председатель союза ветеранов инженерных войск полковник Геннадий Ложкарев, представители посольства Украины, Министерства обороны РФ, префектуры ЦАО, управы Пресненского района и общества «Мемориал».

В тот день немало тёплых слов прозвучало в адрес генерала Гориккера, ветеранов войны. Так И.Д. Кобзон сказал: «Генерал Гориккер был не только создателем «ежей» и великим военным, он ещё стал прообразом для одной из любимейших моих песен – гимна Москвы». И тут Иосиф Давыдович запел проникновенные и строгие слова: «Мы запомним суровую осень, Скрежет танков и отблеск штыков, И в веках будут жить двадцать восемь Самых храбрых твоих сынов…».

После церемонии на вопрос, каким он помнит отца, Владимир Михайлович с грустной улыбкой ответил: «Всего себя он отдавал служению Родине. Он был очень властным и… добрым! Во дворе дома сейчас растут деревья – их посадил отец, когда двор был квадратом, залитым асфальтом. Как-то сидел он на лавочке на площади, рядом грустила старушка. Оказалось – не могла достать лекарств. Отец поехал в кремлёвскую аптеку и добыл дефицитные препараты».

RudGorikkerKobz-S11

А теперь немного о самом В.М. Гориккере – советском/российском режиссёре кино и театра, сценаристе, театральном педагоге. Родился он 2 ноября 1925 года в Москве. В семнадцать лет ушел на фронт. В 1947 году с отличием окончил актёрский факультет Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина при Малом театре. В 1953-м также с отличием окончил режиссёрский факультет ГИТИСа, отделение музыкального театра. В период учёбы на режиссёрском факультете, в 1951-1952 гг. работал преподавателем в училище, из стен которого сам недавно вышел.

RudGorikkerVlrd-S14С 1953 по 1956 гг. – режиссёр театров оперы и балета Одессы и Киева. На сценах этих театров поставил оперы «Риголетто» Д. Верди, «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Д. Россини, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича, «Пан Коцький», «Коза-дереза» и «Зима и весна» Н. Лысенко. В 1956-1959 гг. – слушатель Высших режиссёрских курсов киностудии «Мосфильм» (первый выпуск). Одновременно работал режиссёром на Всесоюзном радио. Автор ряда развлекательных передач, а также постановщик опер современных композиторов «Три толстяка» В. Рубина, «Маскарад» А. Артамонова, «Ермак» А. Касьянова, а также китайской оперы «Песня степей». Короткометражный фильм «Соната Бетховена», поставленный Гориккером в качестве дипломной работы на Высших режиссёрских курсах, был принят в прокат на всесоюзный экран.

В 1960-м на киностудии «Мосфильм» осуществил постановку телевизионного фильма «Музыка Верди» (по мотивам рассказов К. Паустовского «Музыка Верди» и «Доблесть»). С 1961 по 1964 гг. на Рижской киностудии поставил музыкальные игровые фильмы «Моцарт и Сальери», «Иоланта», «Царская невеста».

Иногда Владимир Михайловия вспоминает, что в детстве он учился в музыкальной школе, где занятия курировала одна из знаменитых сестёр Гнесиных. Уроки не прошли даром – позже, получив режиссёрское образование, он объединил знания и создал, по сути, новый для советского экрана жанр – фильм-оперу. В его лентах игра выдающихся актеров сочетается с настоящим оперным вокалом. Так, в образе Моцарта соединились две великих индивидуальности – Иннокентия Смоктуновского и Сергея Лемешева. А образ Лауры в «Каменном госте» на экране воплощала балерина Большого театра Лариса Трембовельская, а за кадром звучало великолепное меццо Тамары Синявской. В младые годы Владимир Гориккер мечтал стать трубочистом, потом дирижёром. В итоге попал в кино. Как он сам говорит, от детских мечтаний ушёл недалеко: вместо дымохода – объектив камеры, а вместо дирижёрской палочки – мегафон режиссёра.

RudGorikkerVlrd-S13Гориккер – создатель нового, оставшимся редким, жанра: кинооперы. Он вспоминает: «Иногда с режиссёрами были такие разговоры: тебе хорошо, говорил он, за тебя все сделал композитор, он уже монтаж решил, что за чем следует. А как мне быть, я делаю монтаж, и не знаю, какой кусок, куда поставить? Я говорю: значит, ты неправильно написал сценарий. Монтировать надо в сценарии, а не в монтажных».

С 1965 по 1990 гг. – В.М. Гориккер в штате Киностудии имени Горького. Одновременно сотрудничал с киностудией «Мосфильм». В этот период осуществил постановку игровых музыкальных фильмов «Каменный гость», «Звезда экрана», «Под крышами Монмартра», «Осенние колокола», «Серебряное ревю».

В 1970 году на киностудии «Азербайджанфильм» снял фильм-оперу «Севиль» по музыкальной драме Дж. Джабарлы на музыку Ф. Амирова.

С 1991 по 1994 гг. – художественный руководитель студии «Кино и музыка» объединения «Совэкспортфильм». В числе работ студии – видеофильмы «Борис Годунов» и «Джульетта и Ромео». Как режиссёр и сценарист Владимир Гориккер, сохранив приверженность музыкальному жанру, осуществил постановку целого ряда киноопер, мюзиклов, видеофильмов, музыкальной сказки. Он в корне изменил отношение к жанру. Не театральный спектакль, перенесённый на экран, но произведение, свободное от сценических штампов, с годами превращавших его в рутинную, замшелую музейную «ценность». Особое внимание режиссёр сосредоточил на высоком профессионализме всех участников фильма. В его картинах снимались выдающиеся драматические актёры И. Смоктуновский, Л. Касаткина, П. Глебов, В. Зельдин, В. Басов, В. Васильева, М. Пуговкин, О. Анофриев, А. Ширвиндт, Г. Милляр, Ю. Катин-Ярцев, И. Алферова, А. Лазарев (старший), С. Крамаров и др. Были открыты для кинематографа новые имена, впоследствии звёзды отечественного экрана – И. Печерникова, В. Смелкова, Г. Мартиросян, В. Асланова, В. Шарыкина, И. Христенко. Как мы уже сказали, каждую роль создавали два актёра: драматический (в кадре) и вокалист (за кадром). Вокальные образы создали прославленные солисты оперы С. Лемешев, Г. Олейниченко, Т. Синявская, П. Лисициан, Е. Кибкало, В. Атлантов, Т. Милашкина, А. Ведерников, А. Эйзен. За пультом лучших оркестров страны стояли Е. Светланов, Б. Хайкин, М. Эрмлер, Ю. Аранович, Ю. Силантьев. Снимали фильмы такие мастера-операторы, как Л. Косматов, В. Масс, Л. Рагозин.

В результате задача, поставленная режиссёром, была выполнена. Немало обычных людей, лишённых возможности приобщиться к такому «элитарному» жанру как опера, стали её поклонниками, о чём свидетельствовали переполненные залы кинотеатров, неоднократные показы фильмов на телеэкране, высокие показатели экспорта, многочисленные призы и премии на фестивалях и конкурсах.

RudGorikkerVlrd-S15Опыт работы над постановками киноопер режиссёр использовал и в воплощении оперетт на киноэкране. Здесь язык кинематографа ложится ещё лучше, – из-за многогранности оперетты как комбинированного музыкально-драматического жанра. Гориккер вносит изменения в текст пьес, положенных в основу сценариев. А в кинофильме «Под крышами Монмартра» дописаны и музыкальные фрагменты. Композитор Георгий Фиртич, использовав музыкальные темы Имре Кальмана, сделал это настолько мастерски, что после выхода фильма на экран, многие театры, в том числе и зарубежные, попросили режиссёра предоставить им «неизвестную» партитуру оперетты.

Небольшая по тексту пушкинская «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» воплощается в полнометражный музыкальный фильм, в котором поэзия сливается с музыкой русских композиторов. Фильм удостоен многочисленных премий самых престижных международных кинофестивалей, а его создатель – Золотой Пушкинской медали.

В.М. Гориккер создал свой стиль и методику работы в жанре музыкального фильма, которые так и не воплотились в «школу» из-за политических и экономических событий, вмешавшихся в жизнь и кино. А жанр фильма-оперы исчез из российского кинематографа, как исчезли и режиссёры, способные его воплотить. Опера вновь стала «элитарной», малодоступной и сложной для большинства людей в стране. Но остались плёнки с замечательными работами советского/российского кинорежиссёра Владимира Михайловича Гориккера.

К многочисленным военным наградам ветерана войны и труда добавились награды за мирный, творческий труд – как общегосударственные, так и профессиональные. В его арсенале – главные призы и премии многих Всесоюзных и Международных кинофестивалей, в том числе в Бергамо и Салерно (Италия), в Хиконе (Испания) и т.д.

В.М. Гориккер – заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР, член Союза кинематографистов, член Гильдии режиссёров, член Гильдии сценаристов, академик (действительный член) Национальной Академии кинематографических искусств и наук Российской Федерации.

И ныне Владимир Михайлович (а ему, слава Богу, уже 91 год), продолжает работать – он уже который год пишет весёлые рассказы «Очевидки режиссёриккера», придумывает идеи к документальным фильмам. Расстраивается, что нет учеников и последователей. И в то же время радуется, что многое успел.

В.М. Гориккер был женат два раза: на оперной певице Галине Олейниченко и на актрисе театра и кино Валентине Смелковой. Во втором браке в 1976 году у него родился сын Владимир, который носит фамилию матери – Смелков. Почему? Оставим этот факт без комментария.

WRN

Метки: , , , , , , , , , , , , ,

Один комментарий

  1. Зиновий Коровин
    13 января 2017 в 22:38

    Спасибо за раскрытие фамилии изобретателя противотанковых «ежей» В.М. Гориккера, содержавшейся под покровом тайны «партией и правительством» вместе с другими фамилиями огромного числа лиц единственной неуважаемой в стране национальности, воевавших на фронте и в партизанских отрядах, а также организовавших выпуск военной техники в немыслимо короткие сроки и в колоссальном объёме. Читал я об этих «ежах» и их изобретателе и в газетах нового времени, но не столь подробно и без рисунков и фотографий, иллюстрирующих непроходимость фашистских танков при наезде на них. Спасибо ещё раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930