ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА! НЕ ПРАВДА ЛИ, ЛЮДИ?

27 ноября 2016

RudNavkaBurk-S1nОчередной всплеск антироссийской истерии в американо-британо-франко-украинских и прочих средствах массовой информации, в интернете, а также бурные дискуссии (в том числе в подворотнях и в домах престарелых – вот что значит «пропаганда»!), переросшие чуть ли не в «международный скандал», вызвало выступление одной из самых ярких пар популярного телешоу «Ледниковый период» – Татьяны Навки и Андрея Бурковского. Выпуск самой программы состоялся 26 ноября 2016 года на Первом канале телевидения России и был посвящён мировому кино. Номер, представленный Навкой и Бурковским, отражал тему Холокоста, о чём и был знаменитый итальянский лирико-трагический фильм режиссёра Роберто Бениньи (снят ещё в 1997 году) «Жизнь прекрасна» (La Vita è bella; Life is beautiful). Вышли фигуристы на лёд в полосатой робе узников концлагеря времен Второй мировой войны. Принадлежность к евреям – великой нации мучеников – подтверждали жёлтые шестиконечные звёзды на груди Татьяны и Андрея. Танцевальная пара выступала под песню Beautiful that way композитора итальянца Николы Пиовани. Данная композиция как раз и прозвучала в названном фильме, повествующем об истреблении евреев в годы Второй мировой войны. Специально для тех, кто не смотрел фильм «Жизнь прекрасна», перед исполнением номера кратко объяснили его содержание (я посмотрел и фильм, и сам танцевальный номер на льду, наверное, раза три).

Так можно ли ставить и показывать широкой аудитории танец на тему Холокоста? Прежде, чем привести мнения известных людей по поводу этого номера, расскажем о нём самом.

Татьяна и Андрей исполняли роли героев фильма: супругов еврея Гвидо и итальянки Доры, находящихся вместе с сыном Джозуе в концлагере. Посадив мальчика на какую-то возвышенность, они именно для него одного исполняют этот танец. Отец и мать улыбаются, всем своим видом показывая, что это всё игра, не надо ничего бояться. Лишь в какие-то моменты лицо Доры (Татьяны – она была совершенно без макияжа) становится напряжённо-тревожным, слышен злобный лай немецких овчарок. Гвидо (Андрей), широко улыбаясь, комично вышагивает по сцене, подмигивает сыну (делает всё, как это было показано в фильме), раздаётся автоматная очередь и отец уходит в вечность. Замечу ещё раз, что героиня Навки – Дора не была еврейкой. Но чтобы в тяжёлую минуту быть рядом со своими родными, она прикрепила к груди жёлтую звезду.

Таков сюжет танцевального номера актёра Андрея Бурковского и чемпионки Олимпийских игр в танцах на льду (Турин, 2006 г.) Татьяны Навки. Да, к слову, она ещё и жена пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова. И ни этот ли факт поверг в истерическую злобу ярых ненавистников России?! А, впрочем, чёрт с ними…

RudJzizhnPrekrasna-SnА теперь – более полная информация о самом фильме, который мерзким антисемитам, антироссийски настроенным параноикам, в том числе и большинству шелкопёров  американских русскоязычных СМИ смотреть не рекомендуется, – всё равно не поймут. Фильм снят по биографии Рубино Сальмони – итальянского еврея, узника Освенцима, описавшего своё пребывание в лагере смерти в книге «Я победил Гитлера». Неповторимая прелесть этой чудесной картины на жуткую тему Холокоста заключена именно в том, что рассказана она, как страшная сказка о прошлом, которое, так хочется верить, уже никогда не повторится, о великой силе любви, преодолевающей любые трудности на жизненном пути (примечателен слоган её, на английском языке подтверждающий всё то, что сейчас было сказано: «An unforgettable fable that proves love, family and imagination conquer all»). Действие военной драмы «Жизнь прекрасна» начинает разворачиваться в 1939 году в Италии. Молодой еврейский парень (на идиш «шлимазл» – типа «простак») по имени Гвидо (Роберто Бениньи) приезжает из деревни в большой город. И сразу же с ним происходят всяческие происшествия, «соавтором» которых становится обаятельная девушка итальянка Дора (Николетта Браски), работающая учительницей; с ней он знакомится также при комических обстятельствах. Живейший юмор большого выдумщика Гвидо помогает ему отбить Дору у богатого поклонника. Между молодыми людьми ярко вспыхивает любовь, и в скором времени они женятся. До определённого момента всё в жизни пары складывается как нельзя лучше: у них рождается прекрасный сын Джозуе, они открывают собственный книжный магазин. Когда в страну пришли фашисты, Гвидо вместе с сыном, как и остальных евреев, живших в Италии, отправляют в концлагерь. Мать, повторю, итальянка по происхождению, спешит на вокзал и требует у немецкого офицера, чтобы её поместили в тот же вагон, где уже были её муж и сын. Поезд шёл прямиком в Освенцим.

RudNavkaBurk-S2n

Понимая, чем всё это может закончиться, любящий отец, находясь уже в лагерном бараке, чтобы уберечь своего ребёнка от жестокой реальности, говорит ему, что происходящее вокруг – это всего лишь большая игра за приз (настоящий танк), который достанется тому мальчику, который будет придерживаться определённых правил: не попадаться на глаза надзирателям и солдатам, не плакать, не жаловаться, не просить есть. Отец, рискуя жизнью, сделал всё, чтобы сын поверил в это и остался жив, прячась в бараке.

Война подходит к концу. Гитлеровцы начинают методично уничтожать заключённых. Гвидо, посадив сына в железный ящик и строго-настрого наказав ему не выходить из него до тех пор, пока всё не стихнет, стремится хоть напоследок увидеть свою Дору и попадает в облаву. Фашист ведёт его на расстрел мимо ящика, в котором находится его сын. И Гвидо, нарочито бахвалясь, чеканит шаг и подмигивает мальчишке, мол, всё нормально, это просто игра. Когда Гвидо сворачивает за угол здания, раздаётся автоматная очередь.

Гитлеровцы в спешке покидают концлагерь. Становится тихо. Джозуе выходит из своего укрытия, и вдруг – о, чудо! навстречу ему откуда не возьмись – появляется настоящий танк. Мальчишка счастлив, отец его не обманул, он победил в игре и получил главный приз – танк. Джозуе забирается в танк и едет по дороге, по которой бредут спасённые узники. И среди них он видит свою мать. Необыкновенная встреча…

Гениальная, светлая картина, олицетворяющая добро и гуманизм, заставляет и плакать, и смеяться. Разумеется, что этот шедевр уже вошёл в историю кино. Фильм удостоен нескольких премий «Оскар» за лучшую режиссуру (Роберто Бениньи), лучший фильм на иностранном языке, лучшую музыку (Никола Пиовани). Роберто Бениньи также получил «Оскара» как лучший актёр. Это событие уникальное, ведь известно, что иностранцы почти не имеют шансов на победу в данной номинации. На Каннском фестивале 1998 года фильм также завоевал первые места в нескольких номинациях.

Танец, в котором Навка и Бурковский бережно и творчески удачно (что подтвердили оценки жюри – все дали наивысший балл – 6!) отразили коллизии фильма, неожиданно вызвал жестокие споры на тему, насколько возможно столь такое нестандартное художественное высказывание на тему Холокоста. На артистов посыпались обвинения в кощунстве, глумлении над памятью погибших и в других смертных грехах. Чтобы показать, по их мнению, неуместность номера, некоторые блогеры стали публиковать в соцсетях исторические фотографии времен Холокоста. И всё это сопровождалось потоками оскорблений, далеко выходящих за границы темы ужасов войны и памяти о жертвах Холокоста.

Между тем, достаточно было внимательно посмотреть весь этот выпуск «Ледникового периода», чтобы понять, что к чему. Эту мысль и пытались донести до публики фигуристы. Что также отметили и многие интернет-пользователи: «На темы Холокоста снимают фильмы, пишут картины, ставят спектакли. Почему эта тема не может быть осмыслена и в таком виде?»; «Надеюсь, хотя бы теперь люди посмотрят фильм «Жизнь прекрасна» и поймут, о чём этот танец»; «Не слушайте критиков и оскорблений, это та биомасса скрипит своими ржавыми пальцами, которая сейчас убивает на Донбассе и сжигала в Одессе. И примкнувшие к ним либерастыши, извечно ноющие и смердящие «как все плохо тут»; «Тут даже и обсуждать нечего, достаточно внимательно посмотреть, чтобы не писать потом всякий бред».

А вот что говорят те люди, с которыми в разное время мне довелось общаться, и кому я доверяю (кстати, некоторые из них – евреи).

RudShaxnazarv-SnГенеральный директор киноконцерна «Мосфильм», режиссёр, народный артист России Карен Шахназаров, присутствовавший на записи шоу в качестве приглашённого члена жюри: «Этот фильм я хорошо помню и люблю. Фильм выдающийся, он удивителен тем, что никогда в современном кино об ужасах фашистских концлагерей не говорили таким образом, чтобы в картине была и лирика, и юмор, и, самое главное – непоколебимая сила человеческого духа, помогающая преодлевать все эти ужасы. Это – великолепная картина. И ребятам Бурковскому и Навке удалось передать суть и дух этого фильма. Замечательный номер!».

RudAverbuh-Sn2nИлья Авербух – постановщик номера, наставник Навки и Бурковского (Авербух – заслуженный мастер спорта России по фигурному катанию, многократный чемпион мира, Европы, России, серебряный призёр Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити (США, 2002 г.): «Мой дед прошёл всю войну. Служил в танковом корпусе хирургом. Принимал участие в битве на Курской дуге и в освобождении Кеннигсберга (ныне – Калиниград). Тема войны очень тяжёлая, но я часто к ней обращался потому, что надо, чтобы люди не забывали. История, когда родители пытаются защитить своего ребёнка, рисуя ему совершенно другой мир, заставляет нас ещё больше прочувствовать трагедию. И мы об этой боли говорим. Этот номер – моя идея. В предыдущей программе у нас было потрясающее выступление Екатерины Варнавы «Армянская колыбельная», тоже о трагических событиях. Но никто не обратил внимания, видимо, потому что не Татьяна Навка исполняла. И в этом весь ответ. У меня возникает ощущение, что люди не смотрели ни номер, ни фильм. Увидели фото улыбающихся людей в робах и сделали какие-то нелепейшие выводы – от безвкусия, безграмотности, необразованности».

RudTarasova-SnКомментарий председателя жюри шоу «Ледниковый период» Татьяны Тарасовой был краток. Снежная королева фигурного катания России, «Великая Тарасова» встала, чего никогда не бывало на шоу, и сказала: «Спасибо!». Зал взорвался аплодисментами. Имя Т.А. Тарасовой – мастера спорта международного класса, заслуженного тренера СССР и России по фигурному катанию на коньках, заслуженного деятеля искусств РФ, кавалера многих орденов и медалей – навсегда вписано в историю мирового спорта, Дочь известного хоккейного тренера Анатолия Тарасова – «отца русского хоккея», она – выдающийся наставник, подготовившая за свою профессиональную карьеру рекордное количество чемпионов Олимпийских игр, которые выиграли 11 золотых RudTarasova70-Snмедалей. Кроме этого её ученики завоевали 41 золотую, 15 серебряных и 5 бронзовых медалей на соревнованиях самого высокого уровня.

13 февраля 2017 года Татьяна Анатольевна отмечает свой 70-летний юбилей. В честь этой славной даты 17-18 февраля в Москве состоится юбилейный гала-концерт «Татьяна Тарасова 7:0». И вот этот легендарный человек встал, чтобы почтить уважением выступление фигуристов на тему Холокоста. Спасибо вам, Татьяна Анатольевна.

RudGerber-SnАлла Гербер – президент российского фонда «Холокост»: «Знаете, это всё какие-то крайности. Когда православные активисты возмущаются оперой «Иисус Христос – суперзвезда» – это одна крайность. Когда какие-то представители еврейских организаций осуждают постановки о Холокосте, наподобие той, которая была на «Ледниковом периоде», – это другая крайность. Я с полным основанием и с полной ответственностью заявляю, что такие постановки имеют полное право на существование, всё зависит от того, насколько талантливо это сделано.

Когда говорят о Холокосте, то, прежде всего, всегда говорят о жертвах. О страшных жертвах, о чудовищных способах уничтожения людей, о газовых камерах, о массовых расстрелах, ямах, уничтожении детей… Шесть миллионов погибших в Холокосте – страшная цифра. Но, к сожалению, очень мало говорят о сопротивлении. И дело не только в очень важной теме сопротивления физического, сопротивления оружием, как это было в Варшавском гетто, в Собиборе, в других местах. Дело ещё – и это может быть самое главное – в духовном сопротивлении. История Холокоста поразительна своим духовным сопротивлением. Людей загоняли в гетто, и они сопротивлялись до последнего. Они сопротивлялись, читая, думая о любви и любя, стараясь до последней минуты оставаться людьми с высоким чувством собственного достоинства. Об этом сказано и в замечательном письме матери Василия Гроссмана, которое он включил в свой роман «Жизнь и судьба».

Много написано о концлагере Терезин, который был своего рода «образцово-показательным» лагерем, оттуда людей потом отправляли в Аушвиц. И в Терезине люди, понимая, что обречены, почти до конца пели, танцевали, шутили. Там были и опера, и комедия, и цирк, и детский хор. И до последней минуты дети пели и рисовали, а потом, да-да, все они ушли в газовые камеры. И те, кто был рядом, старались поддерживать дух этих детей. То же самое делал и учитель Януш Корчак – он старался, чтобы дети до конца верили, что всё будет хорошо, что жизнь победит, что жизнь всё равно прекрасна. И поэтому о Холокосте можно ставить и оперу, и балет, и рок-оперу – всё, что угодно, если это, повторяю, сделано талантливо».

RudKanner-SnЮрий Каннер – президент Российского еврейского конгресса (РЕК): «Я тоже не нахожу ничего оскорбительного для евреев в превосходном танце Татьяны Навки и Андрея Бурковского. Не было никакого кривляния: понятно, что хотели передать исполнители. И в кино, и в театре, и в литературе часто используются трагические темы. Иногда это искусство, иногда спекуляция и карикатура. Если это искусство, – то это можно. Если карикатура, – нет. Хочу напомнить, что каждый год 12 августа РЕК проводит в Ростове «Марш живых»: евреи надевают повязки со звездой Давида и идут к месту, где было уничтожено самое большое количество евреев на территории современной России. Можно сказать, что мы тоже кого-то где-то оскорбляем. Если кто-то хочет к чему-то придраться, повод всегда найдется. Если захотеть обидеться, то обидишься обязательно. Это – дело каждого».

Как тут не вспомнить о 90-летнем Адолеке Кормане из Израиля. Известно, что в мире уже сложилась традиция говорить о Холокосте в самых разных жанрах, в Израиле это даже иногда становится темой для шуток в некоторых юмористических шоу, хотя, конечно же, большое количество людей считает подобный юмор неприемлемым.

В свое время нашлись те, которые осудили бывшего узника Освенцима, станцевавшего вместе со своими внуками у музейного лагерного комплекса в Дахау. Адолек Корман, выживший в нацистском лагере смерти, вернулся в Освенцим и Дахау, чтобы станцевать вместе со своими внуками под песню Глории Гейнор I Will Survive («Я выживу»). Клип поставила дочь ветерана, и тогда тоже нашлись те, кто требовал удалить «кощунственный» ролик из интернета. А Корман выжил именно для того, чтобы жизнь продолжалась в его улыбающихся внуках, радостно, вопреки всему, танцующих в честь торжества жизни.

Но с такой трактовкой вопроса не согласен министр культуры и спорта Израиля Мири Регев, заявивший: «Мотивы Холокоста не для танцевальных партий или реалити-шоу. Любая попытка таким способом представить Холокост является неуместной».

RudGoldshmidtGlRavMos-SnОсторожничает и главный раввин Москвы, президент Совета раввинов Европы Пинхас Гольдшмидт, сказавший: «Татьяна Навка и Андрей Бурковский могли бы посоветоваться с родственниками узников нацистского концлагеря перед постановкой танца о Холокосте. Многим он понравился, но многих танец и задел. Холокост и всё, что с ним связано, – слишком большая рана. Она заживёт ещё нескоро. Почти нет еврейских семей, в которых никто из предков не пострадал бы от нацизма, не носил бы жёлтых звёзд, как на костюмах фигуристов. Хочется верить, что постановщики танца хотели передать волю к жизни и лучшие надежды узников концлагерей. Наверное, намерения были благими, но у каждого народа своя боль, и нужно стараться не задевать за живое».

У каждого своя правда.

RudNavkaPeskov-SnПресс-секретарь президента Российской Федерации В.В. Путина Дмитрий Песков так прокомментировал танец своей жены Татьяны Навки в шоу «Ледниковый период»: «Я не думаю, что это вопрос, который как-то касается Кремля. В силу своей работы я существенно ограничен в возможности как-то это комментировать. Я горжусь своей женой – всё, что могу сказать».

Весьма экспрессивным оказалось и выступление в Facebook известного дипломата, чрезвычайного и полномочного посланника II ранга, директора Департамента информации и печати Министерства иностранных дел России Марии Захаровой. RudZaxarova-Sn1nВысказаться резже, как того, видимо, хотелось, ранг не позволил: «Haaretz, Daily Mail, Huffington Post и десятки других – все написали про танцевальный номер на тему Холокоста в исполнении Татьяны Навки и Андрея Бурковского. Номер им не понравился! Образ узников Освенцима, видите ли, не так воплощён на льду, как надо. Защитники толерантности? Ничего подобного! Лицемеры и лгуны. Причём, трусливые лицемеры и лгуны, отрабатывающие политический заказ (далее и до конца цитаты текст, видимо, для наиболее тупых, чтоб дошёл до их скудных мозгов, набран прописными буквамиWRN). Где вы все прячетесь, когда в Европе сносят памятники тем, кто боролся с фашизмом? 30 лет в Прибалтике унижали ветеранов Второй мировой войны (среди которых было немало евреев – WRN), отказывая в гражданстве – вы…, где были? Это были вы, кто издевался над парадом Победы в Москве в 2015 году, называя его «проявлением милитаризма». А когда на Украине бритые парни со свастикой и факелами маршируют, – вы в какую сторону отворачиваетесь? И куда разбегаетесь, когда легионеры Ваффен-СС (die Waffen-SS) устраиват парады? А когда в Польше официальные лица заявили, что Освенцим освобождали украинцы, а не советские войска, тем самым осквернив память солдат многих национальностей, вы почему не указали им на недопустимость политизации бессмертного подвига? Тогда вы все молчали. Вы только коньки обсуждать можете» (конец цитаты – WRN).

Негативная реакция на их номер вызвала недоумение (мягко говоря) у Татьяны Навки и Андрея Бурковского. Татьяна написала в своем Instagram: «Вы не видели фильм, наш номер? Посмотрите обязательно! Это один из моих любимых номеров по мотивам одного из моих любимых фильмов «Жизнь прекрасна». Обязательно покажите этот фильм своим детям! Дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого надеюсь, даст Бог, они никогда не узнают! Это не просто шоу. Это театр. А поднимать такие темы нужно обязательно. Вменяемые, чувствующие люди, обладающие здравым смыслом, не могут осуждать номер о Холокосте, представленный в шоу «Ледниковый период», они пишут нам слова благодарности за нашу работу.

Если не показывать всё это, не снимать фильмы, не ставить спектакли, как новое поколение узнает о том страшном времени? Как можно прочувствовать, осознать это сердцем, если не так? И многие пишут мне, что после нашего номера пересмотрели этот оскароносный фильм, и многие дети узнали, что такое Холокост. Значит, мы достигли их сердец. В моём прежнем статусе вряд ли кто-то обратил бы внимание на наш номер с подобного ракурса. Когда-то я уже выступала в этом шоу под музыку из фильма «Список Шиндлера», также в робе заключённой. И тогда это никому не было интересно. А сегодня? (видимо, Татьяна намекает на то, что теперь она – жена пресс-секретаря президента России, а даже просто название страны вызывает жгучую ненависть «у наших партнёров»WRN).

Как бы там ни было, а ролик с нашим выступлением посмотрели миллионы зрителей, которым мы напомнили, что пришлось пережить людям в те страшные времена. Значит мы всё правильно сделали! Я советую: пересмотрите этот фильм, послушайте эту песню. В ней говорится: «Улыбайтесь, несмотря на трудности вашей жизни, улыбайтесь безо всякой причины, как если бы вы были детьми, так жизнь прекраснее!».

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Комментариев: 3

  1. Константин Петров
    14 декабря 2016 в 12:15

    Эта картина «Жизнь прекрасна» — чудный фильм-сказка: о войне, о силе любви, помогающей преодолеть тяжелейшие испытания. Его нельзя смотреть безучастно.
    И танцевальная композиция в шоу «Ледниковый период» в исполнении
    Татьяны Навки и Георгия Бурковского» — настоящее произведение искусства, посредством музыки и мастерства фигуристов приближенное к событиям фильма.
    Спасибо постановщикам и исполнителям.

  2. Михаил Жинжеров
    24 декабря 2016 в 15:00

    Мне посчастливилось посмотреть и фильм «Жизнь прекрасна», и выступление на льду Навки и Бурковского. Тема войны и Холокоста близка мне. Моих бабушку и других членов моей семьи расстреляли фашисты. Все мужчины соответствующего возраста были на фронте. Одни из них погибли, другие, как мой отец, вернулись инвалидами. Фильм произвёл на меня огромное впечатление, а во время танца меня просто знобило. Татьяна Навка не только выдающаяся фигуристка, но и потрясающая драматическая актриса. Вообще-то проект «Ледниковый период» — моя любимая телевизионная передача. У меня даже есть стихотворение на эту тему, опубликованное в некоторых изданиях России:
    Ледовый дворец сияет.
    Алмазный сверкает лёд.
    Оркестр так чудно играет,
    Что сердце в груди поёт
    Уносятся чувства в туманную даль.
    Ласкают наш слух музыкальные волны.
    Уходят из сердца тоска и печаль,
    И радость свободную душу наполнит.
    А фигуристы стройные,
    Ловкие и умелые,
    Страстные и спокойные,
    Быстрые и смелые.
    И пары на льду не танцуют, живут,
    Страдают и любят, о чём-то мечтают,
    Как рыбки по синему морю плывут,
    Как птицы по чистому небу летают.
    К жюри обращаются взоры.
    Судить — не простая работа.
    Не все попадут в призёры
    И на пьедестал почёта.
    Но танец закончив, на зал посмотри:
    Не все вы призёры, не все победители.
    Но разве оценки вам ставит жюри?
    Оценки вам ставят влюблённые зрители.
    А музыка с танцем сливаются
    В какой-то невиданной страсти,
    И мир вокруг улыбается,
    И жаждешь любви и счастья.

  3. Зиновий Коровин
    26 декабря 2016 в 19:51

    Я, к стыду своему, не видел ни фильма, ни танца. Принял на веру то, что прочёл. Однако, теплее на сердце стало не столько оттого, что выпущен ещё один замечательный фильм на тему Холокоста (в конце концов, все эти фильмы, поставленные на Западе стали делом привычным), а оттого, что танец поставлен в России и, тем более, несомненно с ведома её нынешнего правителя. Это не могло бы произойти ни при Сталине, ни при Хрущёве, ни даже при не столь озабоченном еврейским вопросом «дорогом Леониде Ильиче». Тема-то уж больно «скользкая», как бы чего не вышло. Каким бы плохим для многих, в том числе, наследственного мусульманина Обамы, ни был Путин, но вирусным заболеванием юдофобии он, повидимому, не страдает. И это вселяет надежду.

Добавить комментарий для Михаил Жинжеров Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы