«ЖЕНЩИНА НА КОРАБЛЕ – БЫТЬ БЕДЕ»

21 ноября 2016

RudTiranikJessop-SРовно сто лет назад, 21 ноября 1916 года, подорвавшись на немецкой мине, затонул лайнер «Британник» – один из трёх кораблей проекта «Олимпик». участь которых оказалась связанной с одной и той же женщиной. О том, кто она, расскажем чуть позже.

Мы все знаем о трагической судьбе знаменитого океанского лайнера «Титаник», погибшего во время своего первого рейса. А вот о том, что у «Титаника» были два «брата-близнеца», известно немногим, как и о том, что их судьба тоже была не слишком счастливой.

Ещё меньшее число людей знает, что всех трех гигантов связала дама, чья история может служить яркой иллюстрацией к старинному морскому поверью «Женщина на корабле – быть беде».

Вайолетт Констанс Джессоп вполне можно назвать «чёрной вдовой» мирового мореплавания, и одновременно самой везучей женщиной в истории морских путешествий и трагедий.

Судите сами. В начале XX века британская судоходная компания «Уайт Стар Лайн» задумала обзавестись несколькими огромными трансокеанскими лайнерами, которые должны были поражать воображение своей величиной, роскошью и скоростью. Конструкторское бюро верфи «Харленд энд Вулф» в Белфасте приступило к работе над проектом в 1907 году.

Liner Olympic's Last Voyage 1935

RudTitanik1912-S1

RudBritanik1916-S2

Первый из трёх лайнеров, получивший название «Олимпик» (на фото: первый сверху), был спущен на воду и введён в эксплуатацию 14 июня 1911 года. Второй, «Титаник» (на фото: посередине), в апреле 1912 года. Третий и последний, «Британник» (на фото: первый снизу)– в декабре 1915 года.

Вернёмся чуточку назад – к нашей героини. 2 октября 1887 года в аргентинской Байя-Бланке, в семье ирландских эмигрантов Уильяма Джессопа и Кэтрин Келли, родилась девочка, которую назвали Вайолетт. В детстве она заболела туберкулёзом, и врачи с сожалением констатировали, что она почти безнадежна. Однако Вайолетт выжила. И со временем, после смерти отца и переезда её семьи в Великобританию, а также вследствии болезни матери, Вайолетт, будучи старшим ребенком в семье, взяла на себя аботу обо всех домочадцах. Тогда она училась в школе при женском монастыре, но вынуждена было уйти и устроиться стюардессой в судоходную компанию, где обслуживала состоятельных пассажиров кораблей.

23-летняя Вайолетт Джессоп оказалась в числе тех стюардесс, которых в июне 1911 года перевели на работу на только что построенный «Олимпик».

«Олимпик», 1935 год. Девушку это не обрадовало – лайнер был предназначен для плавания через Атлантику, а погодные условия на этой линии Вайолетт категорически не нравились. Но её материальное положение заставляло принимать условия того, кто даёт работу, и Вайолетт смирилась.

20 сентября 1911 года «Олимпик» из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером «Хоук». Корабли получили повреждения, но остались на плаву. При инциденте никто не погиб. Что знаменательно, в тот день командовал «Олимпиком» Эдвард Джон Смит – капитан «Титаника» в его первом и последнем его плавании.

«Олимпик» пережил обоих своих «братьев», прошёл Первую мировую войну, вернулся на трансатлантические линии, совершив в общей сложности 257 рейсов в Нью-Йорк и обратно, а в 1935 году был выведен из эксплуатации и отправлен на металлолом. Возможно, «Олимпику» просто посчастливилось вовремя избавиться от Вайолетт Джессоп.

В апреле 1912 года стюардессу Джессоп перевели на «Титаник», хотя она резко противилась этому. Но её сумели переубедить, сказав, что работа на широко разрекламированном «Титанике» станет отличной рекомендацией в будущем.

Вечером 14 апреля Вайолетт, отработавшая свою смену, отправилась к себе в каюту, и уже почти заснула, когда почувствовала толчок. Это «Титаник» столкнулся с айсбергом. Как и другие стюардессы, она получила приказ выйти на верхнюю палубу. В экипаже «Титаника» было всего 23 женщины, и никакой помощи в данной ситуации оказать они не могли. Стюардесс в 1.20 ночи посадили в шлюпку номер 16. В момент, когда Вайолетт садилась в шлюпку, ей передали на руки ребёнка, которого она благополучно доставила на «Карпатию». Там его забрала какая-то женщина. Девушка позже признавалась, что она так и не узнала, была ли это мать ребёнка – в тот момент ей, замерзшей и напуганной, было не до расспросов.

При катастрофе «Титаника» выжили лишь 710 человек из 2224, находившихся на борту. После этого, казалось бы, Вайолетт Джессоп должна была сойти на берег окончательно.

Однако, судьбе или злому року было угодно свести её и с третьим «братом» – «Британником». Работы по кораблю были завершены в конце 1915 года, когда Первая мировая война была в самом разгаре. Британское Адмиралтейство реквизировало корабль, намереваясь использовать его как госпитальное судно.

В 1916 году Вайолетт поднялась на борт плавучего госпиталя в качестве медсестры Британского Красного креста. Кажется, более дурного знака для корабля быть не могло. И это несмотря на то, что «Британник», с учетом катастрофы «Титаника», был существенно перестроен для повышения непотопляемости.

28 октября 1916 года немецкая подлодка U73 под командой Густава Зисса поставила мины в канале Kea – между островом Kea и материковой Грецией. 21 ноября 1916 года «Британник», шедший со скоростью в 20 узлов, подорвался на немецкой мине.

В первый момент серьёзность положения не оценили. Дело происходило утром, и медсестрам было приказано не прерывать завтрак. Однако вскоре оказалось, что «Британник» тонет. Судно заливало через открытые по правому борту для проветривания иллюминаторы, а вода из затопленных отсеков из-за заклинившей двери в переборке между котельными продолжала проходить дальше.

Была объявлена эвакуация, в ходе которой спаслись 1036 человек, и в их числе Вайолетт Джессоп.

До сих пор неясны причины, почему «Британник» затонул всего за 55 минут, в то время как «Титаник» оставался на плаву три часа. Капитан Чарльз Бартлетт до конца не терял надежды выбросить судно на мель, но это привело лишь к жертвам. Гребной винт корабля продолжал работать во время спуска шлюпок, и две из них затянуло в лопасти. Погиб 21 человек.

Вайолетт Джессоп была как раз в одной из этих шлюпок. Она успела прыгнуть в воду, её занесло под киль и сильно ударило головой о корпус. Травма оказалось серьезной, но девушка поняла это лишь несколько лет спустя, когда врач, принимавший её по поводу головных болей, обнаружил трещину в черепе.

Выжившая и в этой катастрофе, Вайолетт оказалась единственной, пережившей аварии на всех трёх судах проекта «Олимпик».

После окончания Первой мировой войны Вайолетт Джессоп продолжила работать стюардессой, совершив два кругосветных путешествия. Её общий трудовой стаж составил 42 года. После выхода на пенсию Джессоп поселилась в Англии; она стала настоящей находкой для всех исследователей катастроф «Титаника» и «Британника».

Горькой платой за везение при крушениях стала неудачная личная жизнь – на склоне лет Вайолетт оказалась одинокой бездетной старушкой, главным развлечением которой стали беседы о «Титанике». Вайолетт Джессоп умерла 5 мая 1971 года, в возрасте 83 лет от сердечной недостаточности.

По материалам российских и иностранных журналистов, интернета

WRN

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031