«ВРЕМЯ – ВЕЩЬ НЕОБЫЧАЙНО ДЛИННАЯ…»

9 мая 2016

ИЗ СТАРЫХ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК

RudReznichenko-S1Да, именно со временем начинаешь понимать, насколько абсолютно был прав советский поэт-трибун Владимир Маяковский, написавший более 60 лет назад эти немеркнущие и поныне строки:

«Время – вещь необычайно длинная, 
были времена – прошли былинные.
Ни былин, ни эпосов, ни эпопей.
Телеграммой лети, строфа!
Воспаленной губой припади и попей
из реки по имени – «Факт».

Сколько прошло лет, десятилетий, а то и столетий, но фактические события, имевшие место в те близкие или далёкие времена, так и остались неизменными, запечатлённые на почтовых марках и конвертах, на живописных полотнах и открытках, на фотографиях и в периодической печати (в журналах и газетах), отчеканенные на монетах и медалях. Именно по этим сохранившимся образцам можно представить себе, какое тогда было время. Людей, сберегших для нас, ныне живущих, эти раритеты, чаще называют собирательным и уважительным словом «коллекционер», иногда ироничным «барахольщик», а то и просто – «чудак». Но без них, этих увлечённых, словно не от мира сего, людей, скучно и неинтересно было бы жить на белом свете.

Инвалид Великой Отечественной войны Николай Борисович Резниченко – один из таких самоотверженных и самобытных людей. Четвёртый год живет он в Америке, в портовом городе Балтиморе (штат Мэриленд). И всё это время, несмотря на годы и болезни, не даёт себе никакого отдыха, постоянно находится в гуще событий, в гуще общественной жизни и города, и штата, и даже Америки в целом. А иначе просто он и не может: видимо, характер у него такой.

Родился Н.Б. Резниченко в мае 1925 года в Киеве в бедной еврейской семье. Отец, чтобы прокормить семью, работал грузчиком. Николай, крепкий, хорошо сложённый, не по годам рослый мальчишка, уже с 13 лет пошёл работать. У него, как и у большинства его друзей, было два увлечения: футбол (он даже играл в киевской юношеской команде «Динамо») и собирание (пока именно так) марок. И оба эти увлечения так и остались с ним на всю жизнь. Хотя, к сожалению, с активным футболом пришлось навсегда расстаться… Помните, мы пели когда-то грустно-лирическую и патриотическую песню, в которой были такие слова: «Ах, война, что ты, подлая, сделала?».

В 16 с небольшим, прибавив себе, как и многие его сверстники, годков, Николай Резниченко добровольцем уходит на фронт. В знаменитой Панфиловской дивизии сметливый паренёк служил в разведке. Более трёх лет Бог хранил солдата. Но в 1944 году в боях под Ригой Николай был тяжело ранен. Два года провёл он в госпиталях и ещё два года после этого ходил на костылях. В одном из госпиталей он и познакомился с работавшей там молоденькой Лидочкой, Лидией Николаевной, ставшей впоследствии его женой.

Демобилизовавшись под чистую, кавалер орденов Отечественной войны I степени и Славы III степени, а также 15 медалей, Н.Б. Резниченко не стал прятаться за инвалидность, – работал, пока ещё были силы. И, конечно же, коллекционировал марки, монеты, медали, книги по искусству, нумизматике, филателии.

До 1963 года жил он с женой и двумя дочерями в небольших западноукраинских городах, потом переехали во Львов. Получили участок земли под огород, своими руками возделали его. Вскоре Николая Борисовича избирают председателем совета массива «Збиранка» – так называлось садоводческое товарищество инвалидов и участников войны. Эти любители садоводы-огородники не только обеспечивали свои семьи овощами-фруктами и даже завоёвывали золотые и серебряные медали ВДНХ СССР, но и безвозмездно передавали часть урожая в госпитали инвалидов и участников войны, а потом и детям, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Однажды, после очередной экспозиции на ВДНХ, они привезли в госпиталь имени Н.Н. Бурденко для раненых в Афганистане воинов-интернационалистов дары своих садов и огородов – как свежие, так и консервированные овощи и фрукты. Как же они радовались этим подаркам, солдаты и офицеры!

Перестройка на самостийной Украине проходила несколько иначе, чем в России, хотя также, мягко говоря, не совсем цивилизованно. Вспыхивавшие то тут, то там очажки антисемитизма, семью Резниченко особенно не задевали: у них в роду, кроме евреев, были и русские, и украинцы. Но всё-таки… Однако, ехать в Америку, говоря честно и положа руку на сердце, Николай Борисович не хотел. Но, как и большинство советских евреев, ссылаясь на то, что «там детям и внукам будет лучше», он уложил чемоданы, баулы, дорогие сердцу коллекции, которые собирал всю жизнь, и… сменил место жительства.

Сказать, что за эти годы он привык к Америке, адаптировался к здешней жизни, научился говорить на английском языке, значит, – покривить душой. Как бы ни утверждали ныне некоторые уважаемые русскоязычные профессора (и их единомышленники: идеологи-филологи, перебежчики-страдальцы), мол, и взрослые деревья можно пересаживать, – пример Резниченко и многих других его «товарищей по несчастью» подтверждает только обратное. Но это – тема, наверное, уже другой статьи. И всё равно, оказавшись по другую сторону океана, Николай Борисович не пал духом. С первых же дней, может быть, чтобы заглушить тоску по Родине, он стал готовить выставки для своих соотечественников. Летом 1994 года Н.Б. Резниченко в составе делегации фронтовиков-иммигрантов (что примечательно, в основном, евреев) был приглашён в Белый дом на встречу с американскими ветеранами Второй мировой войны (по 13 человек от каждой стороны). Там присутствовали не только бывшие фронтовики и военачальники России и США, но и президенты обеих стран – Борис Ельцин и Билл Клинтон. На память об этой встрече Николай Борисович бережно хранит видеофильм и фотографию, на которой запечатлены улыбающиеся президенты, и их автографы.

«Мне нравится президент Америки Билл Клинтон, – говорит Николай Борисович, – он очень порядочный человек. Но он бессилен что-либо сделать без Конгресса и Сената. А там его не всегда понимают. Я за него жизнь отдал бы, как отдавал жизнь на войне за других людей».

И в этих словах ветерана нет никакой бравады. Видимо, он знает или интуитивно чувствует, что глава государства, в котором он сейчас живет, как бы там ни было, ведёт всё-таки правильную политику, приемлемую и для коренных американцев, и для иммигрантов.

RudReznichenko-S5На следующий год после приезда в Балтимор, то есть, накануне 9 мая 1995 года – 50-летия Победы над гитлеровской Германией – Резниченко подготовил и провёл в посольстве России в США (в Вашингтоне) уникальную выставку «Подвиг на почтовой марке», которая вызвала огромный интерес не только у официальных представителей Белого дома, американцев, но и у бывших советских граждан, живущих в столице США. Ещё бы. Там были такие разделы, что аж дух захватывал: «Разгром немцев под Москвой и Ленинградом», «Курская дуга», «Освобождение Украины», «Девушки в серых шинелях», «Высадка англо-американских войск в Нормандии» и другие.

Посол Российской Федерации в США Юлий Михайлович Воронцов тепло и сердечно отозвался об этой выставке. Он крепко обнял Резниченко за плечи и искренне произнёс: «Огромное вам спасибо, Николай Борисович!». За эту выставку Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при правительстве Российской Федерации наградил Н.Б. Резниченко Почётной грамотой. В ней так и написано: «За активное участие в подготовке мероприятий в США по празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Сделать подобную экспозицию нелегко было бы и в России, где фактического материала несравненно больше. А в иммиграции, тем более одному, серьёзно больному человеку (правда, последнее время Резниченко помогает его земляк из Днепропетровска, тоже RudReznichenko-Sn1инвалид войны Лев Исаакович Патлах), осилить многократно тяжелее. Но Николаю Борисовичу очень хочется, чтобы люди видели и марки, и открытки, и фотографии, скрупулезно собранные им для той или иной выставки, а затем с таким вкусом и любовью размещённые на плотных листах бумаги. Он часами готов рассказывать о своей коллекции, о дальнейших планах, стремится, пока жив (а здоровья уже нет совсем), донести свои буквально энциклопедические знания до всех тех, кто по воле рока уже на закате жизни оказался оторванным от родной стороны.

В конце 1995 года Николай Борисович там же, в российском посольстве провел выставку «300 лет военно-морскому флоту России». Любопытство благодарных зрителей было полностью вознаграждено. Многие из них, я думаю, впервые увидели марки, рассказывающие о кораблестроении, парусном и ледокольном флотах. Да, в коллекции Резниченко собраны уникальные марки, освещающие построение кораблей, начиная с 1668 года, когда на воду был спущен первый русский военный корабль.

RudReznichenko-S4Присутствовавший в посольстве адмирал американского флота господин Ризан подчеркнул, что такие выставки способствуют укреплению взаимопонимания, развитию дружеских отношений и… расширению кругозора, ибо ничего подобного он раньше нигде не видел. Оказавшийся в Нью-Йорке по случаю окончания реставрации ботика Петра I начальник Центрального военно-морского музея (он находится в Санкт-Петербурге) Евгений Николаевич Корчагин приехал в Вашингтон на выставку Резниченко и даже показал там несколько картин, которые на публике (тем более за рубежом) не демонстрировались около ста лет. Он подчеркнул, что экспозиция, которую создал Николай Борисович, сделает честь любому музею не только России, но и других стран мира. За выставку «300 лет военно-морскому флоту России» Н.Б. Резниченко награжден Почётной грамотой Центрального правления Союза филателистов РФ и памятной медалью.

RudReznichVusotsky-Sn4Несколько необычно-познавательных выставок провёл Н.Б. Резниченко в колледжах и университетах Балтимора, в Милбруке – русскоязычной эрии города. Как и многие пожилые люди, приехавшие из России и других стран в США и оказавшиеся по воле «ретивых» сенаторов беззащитными перед угрозой лишения медицинской и социальной поддержки, Николай Борисович принял активное участие в марше иммигрантов на Вашингтон. Как известно, эта акция имела положительные результаты. «Пора бы ему уже угомониться, – сетует жена Резниченко Лидия Николаевна, – сиди себе на диване, смотри «русское» телевидение, слушай радио, так нет, – он на марш пошёл. Дети ему 450 долларов на день рождения подарили, чтобы он купил себе токсидо, так он на выставку всё потратил».

Да, среди выставок, которые подготовил и провёл этот неугомно-неутомимый человек, особняком стоит экспозиция, посвящённая Второй мировой войне и Катастрофе Европейского еврейства – Холокосту. Уникальные по силе эмоциональной насыщенности, по своей неповторимости эти экспонаты никого не могут оставить равнодушным. Такие выставки не забываются.

А Николай Борисович задумал подготовить новую выставку «Красота человека в искусстве». У себя в Балтиморе он собрал внушительную библиотеку книг из серии «Музеи мира». И вот однажды, беседуя по телефону с первым заместителем председателя Центрального правления Союза филателистов России (в недалеком прошлом капитаном первого ранга) Виктором Васильевичем Синегубовым (с ним Резниченко даже через океан постоянно поддерживает деловые и дружеские отношения), он поделился своими планами. На что тот сказал: «Эта тема прекрасная, но ведь 1997 год – год 850-летия Москвы. Сделайте-ка лучше экспозицию на эту тему. Тем более, что в октябре у нас будет проведена первая в России Всемирная филателистическая выставка – «Москва-97».

И спустя 14 месяцев Резниченко вместе со своим товарищем Львом Исааковичем Патлахом сделал это. Для того, чтобы создать эту, прекрасно оформленную экспозицию, размещённую на 15 стендах-листах, ушло 332 марки, 59 конвертов с оригинальной маркой, 80 репродукций картин, монеты и многое другое.

RudReznichenko-Sn3Огромный труд вложен в эту необыкновенную по своей информационной насыщенности композицию. Я уверен, что данная выставка в честь 850-летия Москвы и проведённая 6 сентября 1997 года в холле «русского» ресторана «Европа» американского города Балтимора, первая в серии торжеств в честь столицы России за рубежом.

(на фото: Лев Рудский и Николай Резниченко, сентябрь 1997 года)

О том, какое большое значение проведению этой выставки придаётся в России, говорит тот факт, что в адрес Резниченко пришло приветствие за подписью президента Союза филателистов РФ профессора А.С. Илюшина и члена президиума лётчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В.В. Горбатко, кстати, обладающего одной из лучших в мире коллекцией марок так называемой «Космической серии».

Самые тёплые слова благодарности высказали ветерану за его выставку бывшие фронтовики, а теперь живущие в Америке, Александр Шерман, Давид Стафинский, Иосиф Гальперин, Илья Симановский, Эммануил Рувинский и другие. Одни из них обороняли Москву, другие освобождали Украину, Польшу, брали Берлин, а Рувинскому выпала честь участвовать в трёх (!) парадах Победы в Москве: в двух, которые состоялись в 1945 году, и в 1995 – в честь 50-летия Победы над фашистской Германией.

RudReznichenko-S2На этой выставке неожиданным и приятным было выступление известного в Балтиморе врача Кризолога Гакубы (на фото). Этот чернокожий американец, окончивший ровно сорок лет назад Одесский медицинский институт, на прекрасном русском языке поздравил всех с 850-летним юбилеем Москвы, где он за годы своей учёбы в тогдашнем СССР побывал неоднократно, и посоветовал никогда не болеть.

В небольшом импровизированном концерте приняли участие поэт и композитор Станислав Непомнящий, актер Виктор RudReznichKrochik1-Sn2Персик, музыканты и певцы Петр Слуцкий и Нонна Каллер. Прозвучали проникновенные слова и от журналистов русскоязычной прессы: газеты «Каскад», журнала «Вестник» и других (на фото: заместитель главного редактора журнала Геннадий Крочек).

Побывав на выставке, чувствуешь себя так, словно погулял по улицам всегда необыкновенной Москвы, постоял у знакомых памятников, пообщался с людьми на родном языке, вдохнул аромат цветов, продающихся сейчас в столице на каждом углу.

Это во многом обусловлено самой тематикой выставки, которая весьма разнообразна и профессионально подобрана. Уже названия стендов говорят за себя: «Москва белокаменная», «Архитектура и сокровища Московского Кремля», «Москва театральная», «Москва в войне 1812 года и в Великой Отечественной войне», «Памятники Москвы», «Москва новогодняя», «Цветы Москвы» и другие.

RudReznichenko-S3Мне хочется привести слова ветерана Второй мировой войны, тоже заядлого филателиста Александра Шермана: «Сколько бы лет каждый из нас не прожил в Америке, – наши души и сердца остались в России… Эта выставка – потрясение!».

К этому добавить нечего. Разве лишь то, что выставка привлекла внимание не только русскоязычных иммигрантов, проживающих в Мэриленде и в других штатах, но и американцев, учёных, литераторов, бизнесменов. Но эта выставка не могла бы состояться, если бы не бескорыстная помощь известного адвоката (тоже иммигранта) Давида Агатштейна, владельцев ресторана «Европа» Алика Гребеня, Эрика Юсуфова и Эмиля Юсупова, предоставивших и средства, и помещение, и… угощение. Поистине, мир не без добрых людей!

Как хорошо, что есть на свете такие наши соотечественники, как Николай Борисович Резниченко.

Здоровья ему и долгих лет жизни! Мазл Тов!

И побольше новых выставок, тем более о милой сердцу каждого из нас Родине…

Сентябрь 1997 года

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы