«ГРОЗА» НА СЦЕНЕ ВАХТАНГОВСКОГО И… ЯБЛОКИ

25 марта 2016

RudGroza-S1В Москве (Россия) на Новой сцене театра имени Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля «Гроза». Это, вероятно, самая знаменитая драма русского писателя Александра Николаевича Островского. Многие по сей день считают её одним из наиболее загадочных произведений мировой драматургии. После выхода её в свет в 1859 году, после первых премьер в Москве и Санкт-Петербурге «Гроза» сразу породила множество споров и противоположных суждений. Кто-то называл её несерьёзной балаганной поделкой, а кто-то – совершенным поэтическим творением. Кому-то казалось, что Островский выразил радикальный протест против устаревшего уклада жизни, а кто-то, наоборот, увидел в его драме апологию консервативного русского быта. Но все люди театра ясно ощутили в «Грозе» настроение глобальной катастрофы, которая призвана то ли разрушить мир, то ли его обновить.

Столь огромным оказалось влияние вроде бы простой, на современный взгляд, истории, происшедшей в некоем провинциальном городке Калинове на реке Волге. Главная героиня «Грозы» Катерина – молодая замужняя женщина – впервые испытывает сильную любовь к мужчине, который не является её мужем. Это чувство превращается в роковое испытание для неё, ибо ни её воспитание, ни общий уклад жизни не позволяют ей покинуть семью ради возлюбленного, который к тому же явно не готов принять её.

С первых же постановок «Грозы» стало ясно, что роль Катерины относится к вершинам женского трагического репертуара. Первыми её исполнительницами в 1859 году были Л. Никулина-Косицкая (Малый театр) и Ф. Снеткова (Александринский театр). Затем её играли Г. Федотова, П. Стрепетова (её выше всех ставил А.Н. Островский в конце жизни), М. Ермолова, М. Савина, В. Пашенная – ярчайшие звёзды ушедшей эпохи. В XX веке – Е. Рощина-Инсарова в спектакле В. Мейерхольда 1916 года в Александринском театре; А. Коонен в постановке А. Таирова 1924 года в Камерном театре; Л. Щербинина в спектакле Б. Бабочкина 1974 года в Малом театре; и другие знаменитые актрисы, составившие славу русского театра.

RudGroza-S2

RudGroza-S3В театре имени Вахтангова работа над спектаклем «Гроза» началась весной 2015 года. Инициаторами выступили актриса Евгения Крегжде и режиссёр Уланбек Баялиев. Почти год репетиций, и вот перед нами первые результаты этих трудов, которые явно прошли не напрасно. Надо сказать, что достигнутое поражают и восхищают одновременно. Восхищают мастерством, режиссёрским профессионализмом. Восхищают скрупулезной, подробной работой над каждым образом, над каждым движением. Спектакль невероятно пластичен. RudGrozaBayaliev-S10Перед нами работа ещё очень молодого режиссёра, но уже крепкого профессионала. Как органически влился он в эстетику Вахтанговского театра! Как органична его режиссура, а главное, не только не чужда Вахтанговскому театру, а напротив идеальна ему подходит!

Но, конечно же, стоит доброе слово сказать об актёрах. Спектакль, как и сама пьеса, сильны женскими образами, они здесь главные. Кабаниха в исполнении Ольги Тумайкиной, кажется, на сегодня её актерская вершина. За плечами актрисы большой жизненный опыт, женская судьба, без которой Кабаниху сыграть было бы невозможно. Тумайкина, как говорится, демонстрирует высший пилотаж. Хороша Катерина в исполнении Евгении Крегжде. Каждая работа этой молодой актрисы оставляет приятные впечатления; в данном случае же проделана огромная работа над ролью, ролью центральной. Крегжде, можно сказать, ведёт спектакль, является его главным движетелем. Спектакль построен через неё и её героиню, и Евгения в этом смысле не только справляется с нагрузкой, но и в каждой сцене убедительно доказывает свое право называться одной из лучших актрис столичной сцены.

RudGroza-S9В спектакле много прекрасных и мужских работ. Нельзя не отметить, в этом случае Евгения Косырева в роли странницы Феклуши. Он – хорош, весел, по-хорошему театрален и игрив. Как отмечает сам режиссёр Уланбек Баялиев, отдав роль Феклуши Косыреву, он добавил в спектакль игривости, жизни и юмора. Феклуша, в исполнении Косырева, – это женщина, которая, кажется знает всё и про всех. Она является советчицей в доме Кабановой.

Однако, все действующие лица страшно одиноки и глубоко несчастны. Городок Калинов, в RudGroza-S5котором разворачиваются события, – горький и печальный. Не спасает даже матушка Волга. Раздольная и величавая в погожие дни, она мрачна и сурова в ненастье. Ощущением воды как опасности дышат декорации Сергея Австриевских, создающие простор на небольшой Новой сцене театра. Сломанная мачта и хмурые складки перевернутого паруса вызывают невольные ассоциации – давние, с потной подёнщиной бурлаков, и нынешние: еще несколько лет назад из Кинешмы в Заволжск тарахтел старенький паром. Он, кажется, помнил самого Островского…

RudGroza-S4Грозному томлению стихии тихо вторит призрачная и минорная музыка Фаустаса Латенаса. Атмосфера такая, что словам одного из героев: «Ну, попал я в городок», – веришь сразу и безоговорочно. Здесь у каждого своя боль и беда, к ним привыкли, под них подстроились. «Жить да мучиться» не может только Катерина. Эту образцовую роль женского трагического репертуара Евгения Крегжде играет легко, переменчиво, просветлённо. Её хрестоматийным фразам приданы необыкновенные театральные формы. «Отчего люди не летают так, как птицы?» – актриса произносит, опустив голову в бочку с водой, около которой RudGroza-S6по-девчоночьи дурачится вместе с Варварой. Сцена расставания с любимым Борисом (Леонид Бичевин) решена как позирование перед воображаемым фотоаппаратом на треноге (этот предмет появляется в первых сценах): друг друга не касаются и смотрят вперед, в зрительный зал.

«Гроза» режиссёра Уланбека Баялиева – живая, тонкая и щемяще современная. Советское литературоведение немало навредило пьесе Островского: «Луч света» и «темное царство», жертвы и самодуры накрыли её панцирем непробиваемых штампов. В вахтанговской постановке нет ни «луча», ни «царства». Как нет опьянения от заповедной православной РусиRudGroza-S8 с её патриархальным бытом (предметный мир сведен к минимуму). Да и в спор о том, что «закодировано» драматургом: нежность к исконному и консервативному домостроевскому укладу или приветствие новой эпохе с её либеральными реформами, режиссёр не включается. Катастрофа миропорядка –«Эта гроза даром не пройдет» – переведена в щемящий рассказ о людях.

Жизнь Катерины уже оборвалась. Хотя умрёт она чуть позже и мгновенно: запрыгнет на руки к Коту (этот огромный питомец в исполнении Виталийса Семеновса — надёжный друг героини), и её хрупкое тело вдруг обмякнет. Она сама обрушила мир вокруг себя. Не потому, RudGroza-S7что оказалась не нужна возлюбленному, скорее потому, что изменила мужу. Для неё, которая «светится» во время молитвы (и «на лице улыбка ангельская»), соблазн оказался сильнее Божьих заветов. Но не страх нарушения заповеди диктует исход, а невозможность жить с сознанием своей греховности.

RudGroza-S11В незаурядном характере Катерины её свекровь Кабаниха узнает свою порывистую молодость. Она – смирилась, Катерина – не смогла. В Марфе Игнатьевне нет классического самодурства, лишь печаль утекающих дней. В блистательном исполнении Ольги Тумайкиной роль выстраивается как цепь личных размышлений. Женщина в расцвете сил давно вдовствует, и к Дикому (Александр Горбатов) её влечет отнюдь не дружба, не кумовство. Но женские страсти она в себе подавляет, заменив их безмерной любовью к сыну. В RudGroza-S12нём – оправдание не сложившейся бабьей доли. Ей больно видеть, как слаб и безволен Тихон (Павел Попов). Напрасно надеялась, что непутевый образумится да остепенится после женитьбы. Нападками на невестку она оберегает свое дитя.

Умная свекровь измену невестки предвидит с самого начала, самоубийство предчувствует, но в одном просчитывается – смерть Катерины переворачивает, сдвигает её жизнь. Ещё и дочь Варвара (Екатерина Нестерова), обозлённая и сметливая, сбежала с Кудряшом (Евгений Пилюгин), а от его разбойничьей натуры всего ждать можно. Оба – болезненно несчастливы, как и одинокий самоучка Кулигин (Юрий Красков), пытающийся собрать рассыпавшееся время. Девка Глаша (Любовь Корнеева) с невыразимой и робкой печалью слушает о землях, где люди «с песьими головами». Их сказывает странница Феклуша, и только в ней нет пронзительной тоски. Режиссёр решил улыбнуться апокрифическому театру и позабавиться с амплуа «комической старухи». Дебелую Феклушу, любящую сладко поесть и смачно порассуждать о времени, что «за наши грехи всё короче и короче делается», обаятельно и озорно играет Евгений Косырев.

RudGroza-S13

Не только старому театру режиссёр признается в любви. Кошмарной вспышкой блеснёт гроза с роковым признанием Катерины: «Не могу я RudGroza-S14больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами!» – и осветившаяся на миг сцена покроется ковром блестящих зеленых яблок.

Москва дождалась спектакля, после которого испытываешь то человеческое волнение, о каком мы уже начали забывать в потоке попсы и самовыражений.

Сегодня классика на экране и сцене как никогда востребована. Правда, перелицовывает её каждый на свой лад, но, как правило, шедевры трудно испортить – звучат они современно и актуально. Потому зритель с интересом ждёт новых постановок «Ревизора», «Мёртвых душ», пьес Шекспира, Уайльда, Островского.

WRN

Метки: , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы