ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: «Я – ПРОРАБ, УКРАШАЮЩИЙ ЗЕМЛЮ»

4 января 2016

Zurab1c

Зураб Константинович Церетели знаменитый советский/российский художник, наложив очередной мазок на холст, не торопясь, начал спускаться по раздвижной переносной лестнице. Он уже был на последней её ступеньке, как она вдруг неожиданно «сложилась» в противоположную сторону. Я едва успел подхватить коварную стремянку.

Мастер удержался на ногах, но палитра выпала из его рук. Находившиеся рядом помощник Сергей Шагулашвили и юные художники, присутствовавшие на очередном мастер-классе, наперегонки кинулись поднимать её с пола. А Церетели, мягко улыбнувшись, сказал: «Спасибо. Когда падает кисть, – это, говорят, к счастью. А если падает палитра, – тоже, наверное, к счастью. Однажды у Тициана упала кисть, так король, стоявший рядом с мольбертом, быстро нагнулся, поднял её и с благоговением передал художнику».

Так совершенно неожиданно около двух десятков лет назад началась моя одна из первых встреч с великим мастером современности.

RudZerteliYoungИз биографии З.К. Церетели. Родился он 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузинская ССР, СССР). В 1958-м окончил факультет живописи Тбилисской академии художеств. С конца 60-х годов начал активно работать в области монументального искусства. Ныне разнообразные композиции Зураба Константиновича Церетели, словно фигуры на шахматном поле, расставлены по всему земному шару – в восемнадцати странах мира: России, Грузии, на Украине, в США, Великобритании, Франции, Японии, Турции, Уругвае и др.

ZeretliPalitra1nВ 1973 году Зураб Церетели, воссоздав технику перегородчатой эмали, усовершенствовал её технологические и колористические возможности, а затем, используя свои новые разработки, создал около тысячи станковых композиций и монументальных панно.

В 1997 году З.К. Церетели избрали президентом Российской академии художеств (РАХ), а в 2007-м переизбрали на этот пост на десять лет, до 2017 года. В 1999-м З.К. Церетели организовал первый в России Московский музей современного искусства и передал ему собственную коллекцию, содержащую несколько тысяч произведений. В 2001 году З.К. Церетели открыл в Москве музей «Галерея искусств», назначение которого заключается в том, чтобы сохранить классические традиции мировой и российской художественной культуры.

Среди наиболее известных работ Зураба Константиновича, расположенных в столице России, являются монументы «Дружба навеки» (на Тишинской площади), посвящённый 200-летию Георгиевского трактата, и Петру Великому, воздвигнутого в честь 300-летнего юбилея российского флота. В мемориале Великой Отечественной войны на Поклонной горе он создал центральный монумент «Победа», скульптурную композицию «Трагедия народов». З.К. Церетели – автор двух величественных конных статуй для здания Военного музея, олицетворяющих богинь Славы и Победы, и дизайна его залов; дизайна внешнего и внутреннего убранства храма Георгия Победоносца.

TserStarKlounFontnЛетом 2002 года на Цветном бульваре в Москве был открыт оригинальный фонтан в виде клоуна с зонтиком, рядом с которым находятся ещё несколько скульптур его коллег-клоунов. Данный ансамбль, не имеющий аналогов в мире, как сказал на открытии этой скульптурной группы мэр Москвы Ю.М. Лужков, мастер резца и кисти Зураб Церетели посвятил мастеру театра, кино и цирка Юрию Никулину, который долгие годы проработал в цирке на Цветном бульваре. Оформление фонтана «Старый цирк» обыгрывает тему циркового представления. Фонтан представляет собой стилизованную цирковую арену, на которой выступает клоун-эквилибрист с огромным зонтом в руках. Чаша фонтана, изготовленная из гранитных плит разной степени шлифовки, обрамляет бронзовую решетку, сквозь которую пробивается 120 водяных гейзеров. Они не замирают на одной высоте, а периодически пульсируют, сходя порой на нет. Это движение воды, кажется, передает ритм музыки циркового оркестра.

З.К. Церетели – президент Российской академии художеств (РАХ), народный художник СССР, России и Грузии, Герой социалистического труда, чрезвычайный и полномочный посол, посол Доброй воли ЮНЕСКО, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, России и Грузии,ZeretliKreslo1n лауреат премии Пикассо, член-корреспондент Академии художеств СССР, действительный член Российской академии художеств, член-корреспондент Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо в Мадриде (Испания), профессор Брокпортского университета изящных искусств (штат Нью-Йорк, США), член-корреспондент Академии художеств Франции – «Академии бессмертных» и т.д.

З.К. Церетели награждён орденами Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» III, II и I степеней, Петра Великого и «Слава России», Императорским орденом Святой Анны, медалью «Вермей» и Орденом искусств и литературы (Франция), Золотой медалью почёта Национального общества искусств США, орденами Габриэлы Мистраль (Чили) и «За Гражданские заслуги» (Испания). Он – кавалер Почётного креста «Комбатан волонтер» Ассоциации ветеранов французского Сопротивления и кавалер ордена Почётного легиона Франции и других наград.

Первого мая 2003 года Комитет по наименованию малых планет Международного астрономического союза присвоил имя Зураба Церетели малой, четырёхкилометровой в диаметре, планете под номером 18284, которая находится между Юпитером и Марсом в 530 миллионах километров от Земли.

А за монумент «Слеза скорби» (памятник жертвам терракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке) Международный объединённый конвент деятелей культуры (находится в США) присудил З.К. Церетели премию мира «За выдающийся вклад в утверждение культуры как средства борьбы за мир».

Всё, что достигнуто художником в этой жизни, далось ему с огромным трудом. Путь его на вершины славы, если и был усыпан розами, то всегда с острыми, безжалостными шипами. Вот обо всём этом и пойдёт речь в интервью с метром З.К. Церетели.

– Зураб Константинович, как же начинался ваш творческий путь скульптора и художника?

– Мой отец – инженер, родом из княжеской семьи, владевшей до революции акциями шахт по добыче марганца в Чиатуре (Грузия). В советское время ему пришлось начать с должности рабочего на марганцевых шахтах. Как и все мужчины, искренне любящие свою родину, он воевал на фронтах Великой Отечественной войны, получил звание полковника. До своего столетнего юбилея не дожил всего полгода. Мать, как и подобает всем грузинским женщинам, занималась воспитанием детей. В детстве мне здорово доставалось за то, что я любил рисовать на стенах. Видимо, сказывалось влияние моего дяди художника Георгия Нижарадзе. У него часто собирались друзья, крупнейшие деятели культуры, видные художники, вели долгие и горячие разговоры об искусстве. Я слушал и жадно впитывал всё то, о чем они говорили. Это, в принципе, и сформировало мое творческое сознание.

RudZereteli1

В 1958 году после окончания факультета живописи Тбилисской академии художеств работал художником-архитектором в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. В сапогах и спецовке вместе с другими членами экспедиций обошёл пешком и объездил всю Грузию, принимал участие в изучении древней народной культуры, быта, искусства, не отделимого от труда земледельца, животновода, охотника. Разыскивал древние орнаменты, фрески, храмы. Уже тогда я был поражён мудростью наших предков: они умели органично сочетать архитектуру с природой. Горцы не задумывались о художественном эффекте, но в то же время творили свой мир и по законам красоты. Этому я и старался у них учиться.

Я всегда знал, что стану художником. Но не предполагал, что мне придется работать более чем в полутора десятках государств мира, жить в Москве – столице огромного государства, каким был СССР, а затем получить гражданство России. Наверное, не случайно мой любимый образ – Святой Георгий – покровитель не только москвичей, но и англичан и бельгийцев. Все мы – люди одной планеты. И должны жить в мире и согласии. Человеческие отношения, замешанные на вражде, не имеют будущего.

– В середине 60-х годов вас пригласили в курортный город Пицунда на должность главного художника. Там впервые в Советском Союзе создавались уникальные мозаичные стелы и скульптурно-пространственные композиции. И вы, живописец и график, решили взяться за эту работу. Почему?

– Пицунда – мой первый опыт синтеза монументального и декоративного искусства. Я взялся за эту работу потому, что уже был готов к ней. Перед этим в 1964 году впервые выезжал в загранкомандировку (она официально называлась «командировка для прохождения курса по развитию художественной фантазии») во Францию. В Париже я видел, как Марк Шагал «колдовал» над своими витражами. Оказавшись в его мастерской, я побежал взглянуть на палитру художника. Он меня пожурил за это. Нельзя: ведь палитра – это словно обнаженное сердце художника. Только за три месяца до смерти он позвал меня к себе, где у него были холсты и палитра… Но и при этом игриво брал меня за ухо и поворачивал в другую сторону, чтобы я не слишком рассматривал его «кухню». На самом деле палитра – это и мышление, и душа художника, – в ней все видно. И главный тон, и главный цвет… Тогда я спросил Шагала, а как вообще должен работать настоящий мастер. Он развёл руками и сказал: «Ну, встаю я утром, одеваюсь, умываюсь, завтракаю, и берусь за кисть. Почему кладу эту краску в это место холста, не могу объяснить…». Видимо, это и есть великая тайна творчества.

ZeretliLubimvRyazanvDemntv1n

– Да, но вы-то и сами в свою мастерскую не каждого пригласите. Тем более что и она – своеобразный музей: столько картин, скульптур! А во дворе – такое количество ваших скульптур, что диву даешься…

– Искренним друзьям я всегда рад. Так вот, продолжим. В нашем музее висит картина кисти Марка Шагала – портрет той первой девушки, которую он искренне и крепко полюбил. Шагал нарисовал её и при расставании подарил своей любимой. Случилось это во время малоизвестного исторического факта – депортации евреев в Среднюю Азию. Девушка с семьёй покидала Витебск. Позже, видимо, сильно нуждаясь в средствах, она продала свой портрет некоему Коневскому – уполномоченному по искусству. Сменив ещё нескольких хозяев, картина попала в Тбилиси. Я купил её и решил преподнести Шагалу. Это была наша последняя встреча, – через три месяца он скончался. Никогда не забуду лицо Марка Шагала. Он сразу узнал картину, сел, опустил руки и молча, с неизбывной грустью стал смотреть на портрет своей первой возлюбленной. Вошла его жена Вава (она была лет на 20 моложе мужа). Увидев эту немую сцену, она разозлилась, резко повернулась и вышла. Для любви и ревности, видимо, возраст не имеет никакого значения. Мне пришлось забрать подарок назад. И теперь портрет находится у нас, в музее.

Однажды в Париже дядя моей жены Андроников (он был генералом у русского царя Николая II и в ходе революции эмигрировал во Францию), ставший советником президента Франции Шарля де Голля, познакомил меня с Пабло Пикассо. Меня поразило, что он занимается не только живописью, но и скульптурой, мозаикой, керамикой, гобеленами. Я счастлив, что учился у него всему этому. Встречался я и с Сальвадором Дали. После этого почувствовал в себе силы, понял, что, если ты настоящий художник, то должен уметь выразить себя в любом материале.

В 70-е годы в Советском Союзе побывал знаменитый художник Давид Сикейрос. После того, как он ознакомился с творчеством своего молодого коллеги, воскликнул: «От своего имени и от имени художников-монументалистов Мексики поздравляю Зураба Церетели с художественными достоинствами выставленных им работ. С большой пластической силой и творческой фантазией он постигает технику настенной росписи. Я утверждаю, что он нашёл необъятные просторы искусства будущего, искусства, сочетающего скульптуру и живопись. Творчество Зураба Церетели вышло из национальных рамок и приобретает международное значение».

Какие пророческие слова!

Среди последующих были работы в Ульяновске (мозаичный бассейн «Морское дно» в архитектурном ансамбле гостиницы «Венец»), Тбилиси, Адлере, Ялте и, наконец, в Москве.

Я встретился с Церетели через несколько лет после того, как он стал седьмым президентом Российской академии художеств (РАХ). А ведь много лет назад четвёртый президент РАХ, инспектируя Тбилисскую академию художеств, не допустил к защите только одну дипломную работу, признав её формалистической, не соответствующей «советскому искусству», работу студента Зураба Церетели. В те годы такое заключение могло равняться получению «волчьего билета». Но педагоги, которых он всегда вспоминает с благодарностью, посоветовали сжать волю в кулак и сделать другую работу. Неделю свободолюбивый студент сидел «на рыбе в томате и чёрном хлебе», но довёл работу до нужной кондиции и благополучно защитил диплом.

RudZereteli2– Зураб Константинович, как вам работается в кресле вашего «идеологического противника»? Как вам удаётся решать накопившиеся проблемы российской школы изобразительного искусства?

– О своих предшественниках – президентах академии мне некогда особо размышлять. А проблем действительно много. Самое первое, с чего я начал, – это строить и перестраивать академию в прямом смысле этого слова. Отремонтировано 45 тысяч квадратных метров фасада, перекрыто 20 тысяч квадратных метров кровли, поставлен на здание ранее утраченный крест и т.д., и т.п. После этого у нас стали работать реставрационная, монументальная и мозаичная мастерские. А филиалыZeretliSkulpt1n академии открыты по всей стране: в Казани, Калининграде, Ярославле, Саратове. Мы перестраиваем обучение, пытаемся дать студентам более широкое образование; восстановили предметное искусство, традиции которого практически исчезли во всем мире.

– Зураб Константинович, вы живёте в Москве уже несколько десятков лет…

– Да, за эти годы столица России стала мне такой же родной и близкой, как и мой родной город Тбилиси. В Москве я создавал не только монументальные сооружения, но и работал как дизайнер. Я сделал горельефный фриз из меди для фасадов киноконцертного зала гостиничного комплекса «Измайлово», мозаичные композиции и эмалевые панно для торгпредства Венгрии в России, осуществил общее художественное решение интерьеров офтальмологического центра имени Святослава Федорова, с которым я дружил, создал там же композиции в технике витража и эмали. Скульптурная композиция, венчающая главный вход на детскую игровую территорию Московского зоопарка, мозаичное панно и садово-парковая скульптура, а также общее дизайнерское решение Манежной площади и интерьеров торгово-рекреационного комплекса «Охотный ряд» – тоже мои творения. Много пришлось мне поработать и над восстановлением храма Христа Спасителя.

RudZertli3.11-S1– Не только ваши недоброжелатели, но и поклонники порой говорят, что вы – везучий человек, всегда выигрываете конкурсы, в результате которых ваши работы появляются во многих странах мира…

– Везение – это, прежде всего, результат напряжённого труда. Только на первый взгляд кажется, что всё даётся легко. А идёшь к результату, который удовлетворит не только тебя, но и критически настроенных зрителей, может быть, всю жизнь. Да, конкурсы выигрываю. Например, в конкурсе на монумент «Рождение Нового Света», посвящённом Христофору Колумбу, участвовали американцы, итальянцы, португальцы. А президент США Джордж Буш-старший сам выбрал мой проект. Кстати, у него в техасском доме висит моя картина. Когда Буш приезжал в Москву, он вместе с Михаилом Горбачёвым побывал в моей мастерской. Я сказал американскому президенту, что он может выбрать в подарок любую, понравившуюся ему картину. Джордж Буш быстро сориентировался и выбрал ту, над которой я начал работать утром. Мне пришлось при нем её заканчивать. Это незабываемо: президент Америки стоял рядом со мной, иностранным (для него) художником и смотрел, как я работаю.

Вырастая из водной глади океана, фигура Колумба (она заняла отведённое ей место в Пуэрто-Рико) возвышается над водой на 126 метров ввысь и, таким образом, стала самой высокой скульптурой на американском континенте. На огромной площади его постамента разместился музей, магазины, кафе, рестораны. Хочу подчеркнуть, что творческую и исполнительскую часть этого сооружения я сделал за свои средства.

RusZertliBashmetKisindgerZeretliKlintnElzin1nКстати, в Москве, в мастерской Зураба Церетели побывали не только многие российские политики, живописцы, скульпторы, артисты, поэты, музыканты, но и представители политических и деловых кругов зарубежных стран. Тот же Джордж Буш, президент США Билл Клинтон и его жена Хилари, государственный секретарь США Генри Кисинджер и великолепная Барбра Стрейзанд и многие другие.

– Известно, что вас и ваше творчество, уже более тридцати пяти лет связывают с Соединёнными Штатами Америки…

– Да, в 1979 году в университетском городке Брокпорте (штат Нью-Йорк) была установлена моя монументальная композиция «Счастье детям мира» в честь специальных детских Олимпийских игр для детей-инвалидов. Другой памятник «Наука, образование – миру» или «Прометей» был поставлен там же перед Университетом изящных искусств. Чуть позже я сделал композицию «Добро побеждает зло», которая ныне находится перед зданием ООН в Нью-Йорке.

ZeretliAktisa1n

Тогда все думали, что Церетели возьмёт за свои работы невиданный доселе гонорар в сумме 1,2 миллионов долларов и навсегда останется в Америке. Ан-нет, мастер все эти деньги пожертвовал на нужды американских детей-инвалидов.

ZeretliMinelli1n

– Зураб Константинович, а какие работы вы создали в начале XXI века?

О, их как всегда много. Например, в декабре 2002 года по заказу итальянцев была выполнена и установлена в Риме на площади Искусств скульптура русского писателя Николая Гоголя. Он очень любил Италию и говорил, что из этой страны Россия видна так хорошо, как ниоткуда. В Италии же установлены две мемориальные доски Карла Брюллова: одна на доме, в котором он создавал «Последний день Помпеи», а вторая – на доме, где он жил. В итальянском городе Бари поставлен памятник, где хранятся мощи Николая Угодника.

– Как гражданин России и как художник вы, конечно же, не могли пройти мимо такого события, как 300-летие Санкт-Петербурга?

– Безусловно. В 2003 году Императорской академии художеств (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина), учреждённой указом Сената от 6 (17 по новому стилю) ноября 1757 года, исполнилось 246 лет. Инициатор её создания – основатель Петербургской академии естественных наук и Московского университета Иван Иванович Шувалов, которому мы открыли памятник.

К этой дате (хотя и не «круглой») было отремонтировано здание академии, на куполе её домового храма – церкви Святой Екатерины – восстановлен позолоченный семиметровый крест, а над главным портиком – скульптурная группа Минервы (богини мудрости) в окружении трех гениев художеств (живописи, скульптуры и архитектуры) из бронзы взамен деревянной екатерининской эпохи.

Кстати, памятник И.И. Шувалову был выполнен по проекту и на средства З.К. Церетели. Также безвозмездно он передал городскому парку сделанные им оригинальные 120 фонарей.

И именно Зураб Церетели после жестоких террористических актов, совершённых экстремистами в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года, немедленно, по зову своей творческой натуры, по зову сердца откликнулся на эту страшную беду и предложил создать памятник на месте трагедии. Он не мог, не хотел ждать чьих-то решений, просто предложил в порыве искреннего чувства сострадания: «Я художник. И могу выразить свои чувства только пластически».

И правительство США, отвергнув десятки других проектов, приняло проект Церетели, доверило чужестранцу воплотить свой замысел уже в натуре.

19 сентября 2005 года в городе Бэйонн (штат Нью-Джерси), напротив того места, где возвышались башни-близнецы Всемирного торгового центра, состоялась торжественная церемония закладки камня на месте возведения монумента, в которой принял участие президент России В.В. Путин. По словам мэра города Гленна Д. Каннингэма, их цель была найти, отобрать среди множества проектов такой, который был бы посвящён не только тем, кого так варварски убили в тот страшный день, но и стал бы национальной святыней, перед которой все хотели бы остановиться и отдать дань погибшим. Кстати, статуя Свободы тоже была даром от французского народа и является самым дорогим символом для каждого американца.

RudZerPutSleza

ZeretliSleza1nА 11 сентября 2006 года в городе Бэйонн, в пятую годовщину террористических атак состоялось открытие монумента «Слеза скорби» работы Зураба Церетели – дара России американскому народу в знак памяти жертв терактов 11 сентября 2001 года. Это стало значительным событием международной жизни. Расколотая 30-метровая бронзовая плита (весом 176 тонн) – это две слившиеся башни с трещиной посередине, в которой висит огромная 11-метровая оптическая слеза. Воды Гудзона заливаются в эту слезу и ниспадают обратно. Всё это символизирует разрушенные «башни-близнецы» и скорбь по жертвам трагедии. В этот день тысячи людей, приходящих к подножию монумента, чтобы вспомнить погибших и возложить цветы, выражают благодарность народу России и автору этого грандиозного памятника за то, что он разделил с ними боль утраты.

RudZereteliBalzakAgdaFrance04Несмотря на то, у Зураба Церетели было немало и других дел (это уже отлитый на питерском заводе «Монумент-скульптура» большой де-Голль, Бальзак для Франции и 35-метровый акрополь на грузинской горе Кеени), он лично участвовал в установке памятника. И в то же время он заявил: «Но живопись не брошу, я каждый божий день с 7 утра у мольберта. Это оставить не в моих силах».

Ещё через пять лет, в 2011 году, весь мир отмечал 10-летие террористического акта 11 сентября в Нью-Йорке, в результате которого были разрушены небоскребы Всемирного торгового центра и погибло более 3,5 тысяч человек. По свидетельству газеты «Уолл Стрит Джорнал» многочисленные туристы, посещающие места, связанные с памятью жертв трагедии, «очень хотят видеть поразительный мемориал «Слеза скорби», возвышающийся на оконечности полуострова в городе Бэйонн, который был создан российским скульптором Зурабом Церетели».

З.К. Церетели убеждён: «Созидание противостоит разрушению. Бороться с терроризмом нужно через искусство. Искусство спасает, оберегает наши души, вселяет надежду».

  Однажды я побывал в Галереи искусств на персональной выставке произведений (общее количество – 1000) Зураба Церетели. Когда, улучив минутку, я прорвался сквозь толпу официальных лиц и поклонников и спросил у великого мастера:

– Неужели на нынешней выставке собрана целая тысяча ваших работ?

Зураб Константинович, загадочно улыбаясь, ответил: «Тысяча, но не единственная!».

RudZereteli4jews

Да, в пятнадцати залах Галереи искусств на общей экспозиционной площади в 10 тысяч квадратных метров, выставлено именно тысяча произведений мэтра, многие из которых – впервые. Здесь представлены станковая скульптура и портрет, натюрморт и графика, эмалевые панно и миниатюры, мозаика и дизайнерские работы. Всё, что сделано, – за горизонтом человеческого понимания. О неиссякаемой работоспособности Церетели ходят легенды: спит он максимум четыре-пять часов, рисует даже на заседаниях президиума РАХ. А из десятидневной поездки по русскому Северу привёз более тридцати графических листов, созданных им в промежутках между встречами, переговорами, беседами и… застольями.

И вот теперь – новая персональная выставка. Без лишней патетики скажу, что, когда проходишь по залам, то кажется, будто попадаешь в глубинный мир эмоций и страстей, сострадания и раздумий великого человека и, кажется, что сам становишься невольным участником окружающих тебя событий, отражённых мастером в великолепных работах. На выставке впервые показаны произведения из французской серии. Это живописные работы, созданные мастером в его парижской мастерской в 2002 году: «Сон», «Жизнь прошла как ржавый медный пятак». Их отличает усложнённая композиция, звучный колорит.

RudZertliK&Sk-S

OLYMPUS DIGITAL CAMERAА вот цветы и подсолнухи Церетели пишет постоянно. В живописном творчестве художника им отведена особая роль. В них воплощается жажда цвета и солнца, необычайная радость жизни, стремление запечатлеть ускользающую красоту мгновения. В экспозиции цветы играют роль своеобразного камертона, которые как символ жизни и красоты нередко сочетаются с женскими образами, усиливая эмоциональное звучание произведения в целом.

RudZertliPosnx-SВ них – жажда цвета и солнца, необычайная радость жизни, стремление запечатлеть ускользающую красоту мгновения. Флоксы и пионы, ромашки и розы привносят в портрет («Катя и цветы», «Женена») определённое настроение. Они существуют и как часть интерьера, и как самостоятельные произведения. А вот в распоряжение любимых подсолнухов, со всем их богатством оттенков жёлтого цвета, предоставлен даже отдельный зал.

Осуществляя свои грандиозные творческие замыслы, Церетели обращается к собственному, порой своеобразному осмыслению исторических событий и незаурядных людей как России, так и многих других стран, принявших в них участие, разнообразных явлений современного мира. На этой выставке, конечно же, были представлены модели монументов, уже установленных в России и далеко за её пределами.

RudZertliMoses-SМногообразное творчество Церетели удивительно цельно и динамично. Произведения нисколько не диссонируют, а органично дополняют, украшают эту необыкновенную, пожалуй, единственную в мире коллекцию. Смысловую доминанту экспозиции составляют работы мастера на сюжеты Ветхого и Нового Завета. В них художник размышляет над вечной темой человеческого бытия. К этой сокровенной теме он обращается на протяжении всей своей творческой жизни. Сколько скорби и силы в портрете «Моисей». Ярким, живым повествованием, наполненным глубокой символикой, представляются нам графические листы,RudZertliEmal-S посвящённые библейской тематике. Цветные и монохромные, выполненные в сложной авторской технике, они входят в интереснейшую часть графического раздела экспозиции.

Создавая композиции в технике эмали, Церетели виртуозно использует выразительные свойства не только цвета, но и объёма. Ему удалось так усовершенствовать технологию их изготовления, что в некоторых работах взаимопроникновение красочных пигментов передаёт трепетность живописного мазка. В них часто повторяются сюжеты его многочисленных картин и шелкографий. Однако только в барельефах и горельефах, выполненных в технике эмали, достигаются сложные переливы цвета и света, игра форм и объёмов, позволяющие добиться впечатления особенной глубины и насыщенности пространства, погрузить зрителя в праздничный, фантастический мир.

RudZertliWM-SИ на этой выставке также широко демонстрировались эмали. Это – серия «Старый Тбилиси», работы на сюжеты античной вазописи. Сочетание живописности, монументализма, своеобразной пластики, свойственные творчеству Церетели и составляющие особую его область, весьма привлекательны. Этим он начал заниматься еще в 60-е годы, когда были созданы первые миниатюры на евангельские темы. Различные произведения декоративно-прикладного искусства, текстильные панно дополняют экспозицию.

А когда у меня родились внуки – двойняшки: мальчик и девочка, я, набравшись смелости, прямо на президиуме Российской академии художеств поделился этой новостRudZeretliAAT2006-S1nxью с Зурабом Константиновичем. Он улыбнулся и тут же взял огромную наливную ручку, которую он всегда носит с собой, альбом с бумагой, что у него тоже всегда под рукой, и быстро-быстро набросал два профиля, мужской и женский, обращённых друг к другу, а наверху над их головами, их имена: Алина и Алан. И, разумеется, подпись «З. Церетели», такая, какую художник обычно ставит под своими произведениями.

Чуть позже, в День Москвы 7 сентября 2013 года по известному всем адресу: Гоголевский бульвар, дом 10 (в усадьбе XVIII века) состоялось торжественное открытие обновлённого Государственного музея современного искусства Российской академии художеств.

ZeretliDvoe1nВпервые за всю историю отечественного искусства в одном месте собрались живописцы, скульпторы, архитекторы сразу нескольких поколений: члены РАХ, народные художники России, выпускники Московского академического художественного лицея – МАХЛ РАХ (МСХШ) – 2012-2013 учебного года, золотые медалисты РАХ. Они не просто пришли на открытие музея, они пришли на свои выставки. И в этом была потрясающая новизна, которая завораживала, вызывала чувства возвышенного, необычного, очарования творениями и знаменитых, и начинающих.

Устроители выставки – правительство столицы, Департамент культуры города Москвы, РАХ и Московский музей современного искусства, – сделали всё, чтобы никого из них не обидеть, чтобы каждый художник чувствовал себя в своей среде.

Более 200 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры демонстрировали разнообразие стилистики современного изобразительного искусства. Академия предстала как содружество ярких творческих личностей со своим индивидуальным почерком. Работы, выполненные в традициях классической школы, произведения современных направлений воплощают множество самых животрепещущих тем, волнующих человека. Столь разные произведения художников нескольких поколений объединяет, прежде всего, то, что они воздействуют на зрителя силой и напряжением художественной формы, говорят языком изобразительного искусства ХХI века, не теряя при этом связи с традициями предыдущих десятилетий и даже столетий.

RudKobzMuzZer1

Выступавшие на церемонии открытия музея министр культуры России Владимир Мединский, народный артист Советского Союза Иосиф Кобзон и другие, отметили, что музей на Гоголевском бульваре – пятый по счёту в Москве. Уже открыты музеи современного искусства на улице Петровка, на Тверском бульваре, на Большой Грузинской улице и в Ермолаевском переулке у Патриарших прудов. Новое экспозиционное пространство музея, тематически удачно условно разделено на

RudZereteliSk3«Музей искусства и религии» и «Музей женщин». Масштабная программа «Музея искусства и религии» предполагает осуществление серии научно-образовательных, музейно-выставочных, культурно-просветительских проектов. Одна из целей этой программы – консолидация художников, учёных, представителей Русской православной церкви в обсуждении актуальных проблем развития современной культуры, путей преодоления дегуманизации социального пространства, поиска новых художественных форм осмысления духовного наследия России. Основная задача этого музея состоит в раскрытии на примере произведений искусства XXI века своеобразия процессов взаимопроникновения культур, исторической связи и преемственности, философского осмысления наследия многовековой христианской традиции в текущем столетии в контексте возрождения духовной, нравственной культуры всей многонациональной и многоконфессиональной России.

RudZertliChasovnMuz-SОдин из центральных экспонатов музея – «Хрустальная часовня» – уникальное архитектурное сооружение, являющееся примером современного культового зодчества. Она воссоздает облик утраченной часовни святого Александра Невского, построенной в Охотном ряду по проекту российского архитектора Д.Н. Чичагова в 1882 году и посвящённой памяти героев Балканской войны. Новаторское решение Зураба Церетели состояло в использовании новейших технологий и необычного материала – литого хрусталя на стальном каркасе. В экспозиции – как монументальная, так и станковая скульптура. Важная составляющая архитектурно-художественного решения внутреннего двора музея – галерея скульптурных образов православных святых, среди которых – святой Великомученик Георгий Победоносец, преподобный Сергий Радонежский, святой равноапостольный князь Владимир, святые благоверные князья Дмитрий Донской и Александр Невский и другие, а также образы представителей Русской православной церкви – патриархов Алексия II и Кирилла. Здесь же, в «Музее искусства и религии» демонстрируются произведения архитектуры, монументального искусства, иконописи, живописи, скульптуры, видеоарта, инсталляции, созданные современными российскими художниками, в том числе и их юными коллегами.

«Музей женщин» – выставочное пространство, которое объединяет временные и постоянныеRudZereteliShar экспозиции и программы интерактивного музея. В центре «Музея женщин» – скульптурная группа работы Зураба Церетели, представляющая собой гигантский металлический «Букет» (который художник дарит всем женщинам на земле) с витражными стёклами в уникальной технике объёмной перегородчатой эмали, над усовершенствованием которой Церетели работает уже чуть ли не полвека. Опорой этой впечатляющей композиции служит восьмигранная металлическая конструкция; внутри неё установлена скульптурная группа «Адам и Ева», символизирующая избранный человечеством путь, жизнь мужчины и женщины, которые вместе преодолевают все трудности и невзгоды во имя продолжения жизни на земле. Вокруг «Букета», куда можно войти, как и в знаменитое «Яблоко», RudZereteliAppleустановлены статуи женщин работы скульптора, а на бронзовых досках отлиты высказывания самых известных из них: Коко Шанель, принцессы Дианы, Марии Калласс, Бриджит Бордо, Маргарет Тэтчер, Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Их дополняют, также отлитые в бронзе, крылатые слова мужчин, начиная от Гомера и Овидия, и заканчивая классиками мировой и русской литературы. Думаю, стоит привести пару «бронзовых» изречений. Философ Гомер в RudZereteliAdamEvaдалёкие времена сказал: «Нет ничего пагубнее женщины», а законодательница мод Коко Шанель как бы возражает древнему мудрецу и в то же время делает вид, что соглашается с ним: «Мужчина может надеть что хочет, – он все равно останется аксессуаром женщины. Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины, а глупость, – чтобы мы любили мужчин». Добавить нечего…

По внешнему кругу расположены одиннадцать женских фигур и фигура ребёнка, олицетворяющая главное предназначение женщины. Скульптурные образы – это аллегорические изображения таких замечательных качеств русской женщины, как преданность и верность, достоинство и благочестие, духовность и трудолюбие, любовь и красота, материнство и нежность. Объёмно-пространственная монументальная композиция «Семья», являющаяся своеобразным смысловым стержнем «Музея женщин», посвящена новому всероссийскому празднику – Дню семьи, любви и верности (Дню памяти святых Петра и Февронии).

В экспозиции «Музея женщин» также находится многофигурная скульптурная композиция «Жены декабристов. Врата судьбы», посвящённая трагическим судьбам этих удивительных женщин, их беспримерному духовному и нравственному подвигу. Это особенно важно в настоящее время, когда остро ощущается необходимость возрождения нравственных и духовных ориентиров в обществе.

RudZertliWomen-S

Как вы уже заметили, большое место в музее отведено творчеству Зураба Церетели. Здесь и образ великого русского поэта А.С. Пушкина, воплощённого мастером в разных видах изобразительного искусства, в том числе, и в монументальной пластике. В 2005 году бюст А.С. Пушкина был установлен в Ульяновске. Совсем недавно экспозиции Галереи искусств на Пречистенке и Музея современного искусства РАХ на Гоголевском бульваре пополнились новыми работами, посвящёнными А.С. Пушкину. Добрые чувства вызывают скульптурные композиции, запечатлевшие образы близких Зурабу Церетели по духу художников из серии «Великие мастера». RudZereteliChaplinСреди них выполненные в бронзе Пикассо, Пиросмани, Модильяни, а также Чарли Чаплин в характерной для него позе. 24 июня  2011 года Галерею искусств Зураба Церетели посетила дочь Чарли Чаплина Джеральдина (Geraldine Chaplin). Она  вошла состав жюри 33-го Московского международного кинофестиваля, который проходил с 23 июня по 2 июля.  Ознакомление с экспозицией зала, посвящённого её отцу, – один из главных моментов  программы визита Джеральдины в Академию художеств.

Скульптурные композиции из великолепного крупномасштабного художественного проекта RudzERTLIShalpin-S«Наши современники» посвящены творцам отечественной и мировой культуры ХХ века. В этих произведениях Церетели предстает перед нами не только как художник и скульптор, но и как знаток истории искусств и философ, размышляющий о сложных и противоречивых явлениях жизни общества. Среди горельефов – Федор Шаляпин, Сергей Есенин, Александр Блок, Владимир Маяковский, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Иван Бунин, Всеволод Мейерхольд, Андрей Воскресенский, Иосиф Бродский, Булат Окуджава, Василий Шукшин, Андрей Миронов, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Иосиф Кобзон, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Жорес Алферов, Рудольф Нуреев и другие.

Все работы решены по одному и тому же принципу, в едином художественном ключе. Каждая скульптура выполнена в бронзе, фигура поэта или артиста дана с характерными для его творчества атрибутами, а вся изобразительная доска помешена наRudZereteliDementv1 черном фоне и обрамлена коричневой деревянной рамой. Получились своеобразные скульптурно-декоративные картины, что само по себе уже новаторство. Такого жанра раньше не было, это – открытие З.К. Церетели. Лица всех писателей и поэтов, музыкантов и композиторов хорошо известны широким кругам почитателей, RudZertliBrodskySузнаваемы и, как правило, обращены к нам, зрителям. Художник вводит в портреты поэтов слово, что также является редким приёмом.

Стихи присутствуют почти во всех работах, посвящённых поэтам, – Анне Ахматовой, Борису Пастернаку, Андрею Вознесенскому, Белле Ахмадулиной, Евгению Евтушенко, Иосифу Бродскому. Как точно сказал лауреат Нобелевской премии: «Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну! Ты – вечности заложник, У времени в плену».

Знаменитые барды Булат Окуджава и Владимир Высоцкий представлены, конечно же, поющими свои песни и с гитарами в руках. Удивительно ёмко решен образ Иосифа Бродского. Эта скульптура поэта – первая в российском искусстве. Левая сторона фигуры Бродского одета в стеганый ватник и грубые сапоги, правая – в мантию Нобелевского лауреата, шапочку которого он держит в руках. А рядом с горельефом великого альтиста мира Юрия Башмета выгравированы его слова: «Альт нельзя мучить, это – живое существо».

Не забыл Зураб Константинович и себя, любимого: создал собственную персону обнаженным, с крепком торсом и целеустремленным лицом. Став рядом, он пошутил:

RudZereteliShtanga– Если рядом живет классик, ему надо вовремя аплодировать.

А ещё мастер в редкие минуты отдыха для улучшения самочувствия и укрепления тела и духа занимается поднятием тяжестей. Говорит, что помогает!

Мила и непосредственна скульптурная композиция «Горожане», символизирующая уличную сценку из жизни старого Тбилиси, а также скульптурная группа «Мимино», авторский вариант которой несколько лет назад украсил одну из площадей столицы Грузии. Поражает забота Зураба Константиновича о своих коллегах, особенно, о художниках и скульпторах – ветеранах Великой Отечественной войны. Он предоставляет в их распоряжение залы, устраивает торжественные встречи, вручает подарки.

RudZereteli2010vetrn

RudZertliSvuz-SПродолжим библейскую тему. В рамках программы первого официального визита патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Грецию состоялось знаменательное событие, способствующее ещё большему упрочению государственных, духовных и культурных традиций, связывающих на протяжении многих веков Россию и Грецию, которая сыграла важную роль в христианизации Руси.

В городе Верия, находящемся недалеко от Салоник, была открыта скульптурная композиция «Святой апостол Павел». Город Верия – один из старейших городов Европы связан с именем апостола Павла, который проповедовал там когда-то и обосновал христианскую RudZertliSvAnna-Sобщину. Автором скульптурной композиции был, конечно же, Зураб Константинович Церетели. Высота памятника, выполненного из бронзы, составляла 2,25 метра, его основание – мраморный постамент высотой 30 сантиметров.

Как известно, З.К. Церетели с начала 60-х годов ХХ века активно работает над библейской тематикой, создаёт впечатляющие монументальные панно и скульптурные композиции на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, выполненные в различных техниках и материалах. За последнее десятилетие скульптором создан и установлен в России целый ряд памятников, посвящённых государственным деятелям, представителям русской православной церкви, святым и подвижникам, а таже монументов, отражающих принятие христианства на Руси. Среди них – памятники Святой Равноапостольной княгине Ольге (Псков), Александру Пересвету и Святому Иринарху Затворнику (посёлок Борисоглебский Ярославской области), Святому Николаю Чудотворцу (Выборгский район Ленинградской области), а также патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, католикосу, патриарху Грузии Илие II, патриарху Никону (экспозиция в Галерее искусств Зураба Церетели, в Москве).

RudZertliKnOlga-SБолее подробно об одном из монументов. 24 июля – День памяти Святой равноапостольной княгини Ольги (около 920 г. – 11 июля 969 г.), правившей Киевской Русью с 945-го до 962 года после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Старого. Ольгу, безусловно, можно назвать крупным государ­ственным деятелем, ибо она провела ряд важных реформ, самой значительной из которых была административно-на­логовая. Ольга первой из русских князей официально приня­ла христианство и была канонизирована Русской православ­ной церковью ещё в домонгольский период. А 23 июля 2003 года, в дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи в городе появилось сразу два памятника великой княгине Ольге. Но они совсем не близнецы: если у Зураба Церетели Ольга из раннего периода, суровая воительница, опирающаяся правой рукой меч, левой – на щит; то у Вячеслава Клыкова – Ольга поздняя, умудрённая правительница, устроительница земли Русской, первая христианка и бабушка крестителя Руси – святого князя Владимира. Скульптор З.К. Церетели сделал подарок городу. Памятник Великой княгине Ольге поставлен в сквере напротив гостиницы «Рижская» на Завеличье. На бетонном основании установлен гранитный постамент и сам памятник княгине Ольге. Постамент высотой три метра изготовлен RudZertliPavel-Sиз цельного куска красного гранита Капустинского месторождения (Украина). Бронзовый памятник княгине Ольге работы Церетели изготовили в мастерской «Литейный двор» в Санкт-Петербурге. Высота памятника с постаментом составляет 6,7 метров.

Среди зарубежных скульптурных композиций, получивших большой общественный резонанс, следует назвать памятники Святителю Николаю Чудотворцу в городе Бари (Италия), Папе римскому Иоанну Павлу II в Плоэрмеле (Франция) и др.

– Зураб Константинович, откуда вы черпаете вдохновение?

– Вдохновение я беру от природы, а трудоспособность заложена в моих генах. Обилие замыслов черпаю из собственного образования, из жизненных наблюдений. Я стал тем, кем стал, в первую очередь, благодаря трудолюбию. Никто, ни один человек на планете не может сказать, что я ленив. Я живу, как пианист, – ни дня без упражнений. С детских лет я видел, как трудился мой дядя, рисуя картины, как много и тяжко работали родители. Такие примеры очень важны для воспитания. Наша учительница RudZerXramXrSps-S2истории, изумительная женщина, рассказывала нам об истории государства Российского, истории Грузии, предков. Мудрые были педагоги! Учили тому, что действительно нужно, познавательно, интересно. Поэтому я и сделал серию исторических фигур прошлого: князья, цари, Петр Великий, Екатерина Вторая… Во всем должно быть единение гармонии и художественной целостности среды. Я постоянно учусь. Изучение этнографии и археологии помогло мне при работах, связанных с воссозданием художественного убранства храма Христа Спасителя в ZeretliPetr1nМоскве. Напомню, что храм Христа Спасителя – кафедральный храм Русской православной церкви расположен недалеко от Кремля на левом берегу Москва-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Он был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. Строительство (проект архитектора Константина Тона) продолжалось почти 44 года; храм был освящён – 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Ныне существующий Верхний храм освящён 19 августа 2000 года.

И всё равно мне не подходит слово «успех». Ещё так много надо сделать! Ведь я же – ищущий художник!

– Вы выросли в Тбилиси – романтическом городе, где сиреневый воздух напоен сладостным ароматом персиковых садов, где узкие улочки поднимаются прямо в небо и даже имена женщин звучат как музыка. Вы создали сотни женских портретов. Над чьим портретом работать было труднее всего?

– Женщины и цветы – для меня одно и то же. Женщина похожа на цветок: также хрупка, нежна, окружена ароматом и трепетным очарованием. Каждая женщина неповторима. Ведь нельзя сказать, что лучше – растущий в лесной тени ландыш или роскошная тепличная роза. Труднее всего – писать женщину, которую любишь. Когда влюблён, мысли уходят, все представляется совершенно по-иному… Ты иначе видишь эту даму. А женщина, когда она влюблена, когда она рядом с любимым, обретает неземную красоту. Я никогда не забуду лицо Марины Влади, какое было у неё во время медового месяца, который она вместе с Владимиром Высоцким проводили в моем доме в Тбилиси. Ни в одном фильме, ни на одном, самом удачном снимке она не была так обворожительно, так неотразимо, победно красива! Я видел Марину, когда она утром выходила из спальни, и её, словно сияние, окружала любовь.

RudZertliMW-SВ декабре 1970 года Владимир Высоцкий и Марина Влади стали мужем и женой. Роскошную свадьбу для них устроил в Тбилиси художник и скульптор Зураб Церетели.

Накануне 45-й годовщины своей свадьбы Марина Влади продала на аукционе в Париже личные вещи. Как после написали поклонники Высоцкого, актриса устроила «прошлой жизни аукцион». Среди вещей-воспоминаний были свадебные подарки, которые делали молодоженам в гостеприимном Тбилиси: портрет девушки – чеканка по меди. Чугунный бюст Ленина. Среди подарков были коровьи рога, из которых молодожены пили вино на свадьбе. В них вмещалось четверть литра. Вино надо было выпить сразу до дна. Сейчас эти рога – экспонаты фонда галереи «Высоцкий» в Киеве.

Я попросил Зураба Константиновича рассказать, как проходила эта русско-еврейская-франко-грузинская свадьба.

– Да, я близко дружил с Володей Высоцким, – с какой-то лёгкой грустью начал он вспоминать. – Мы часто встречались с ним в Доме кино в Москве, где собиралась творческая богема. Обычно сидели наверху в ресторане. Я оформлял Дом кино и очень любил это место. Но свадьбу, не помню уж почему, отмечать там не стали. Когда Володя и Марина расписались, мы собрались дома у режиссёра Александра Митты. Его супруга Лиля приготовила пирожки. Пришёл Андрей Вознесенский. Скинулись. Купили две бутылки шампанского. Володя в это время лежал на диване и играл на гитаре. Было видно, что настроение у него не очень. Вроде и не свадьба совсем… А у меня есть противная черта: если вижу, что праздник не получается, чувствую себя виноватым. Что делать? Предложил: «Давайте полетим в Тбилиси. Там можно хорошо посидеть и нормально отпраздновать». Высоцкий закричал: «Ура!». И вскоре мы все уехали в Грузию.

RudZertliVusotskyВ мою тбилисскую квартиру пришло человек 25 близких друзей. Супруга поставила на стол бокалы из старинного хрусталя, фамильную андрониковскую посуду (моя жена – грузинская княжна Инесса Александровна Андроникашвили) и сыграли грандиозную свадьбу у меня дома. Гости играли на гитаре, пели песни. Марина была счастлива! Когда для застолья раздвигал стол, я его, наверное, плохо закрепил. От избытка чувств кто-то из гостей хлопнул кулаком по столу. Бах-бах – фамильная посуда летит на пол. А это очень плохая примета, когда на свадьбе бьётся посуда. Значит, семейная жизнь не сложится.

Однако гулянье продолжилось. На следующий день – снова песни, застолье, тосты… Высоцкий взял гитару и вдруг… у него лопнула струна. Я этот образ с гитарой и разорванной струной запечатлел позже в своей скульптуре. А тогда одна мысль в голове: ужас, какой ужас! Когда лопается струна у музыканта – это тоже плохая примета. Мы с супругой переглянулись, но вида не показали.

Через несколько дней Марина и Володя переехали ко мне в мастерскую, что на холме в Тбилиси. До сих пор перед глазами такая картина. Стоит Марина, волосы и её платье развеваются на ветру. Перед ней, стоя на колене, Володя с гитарой. Рядом с ними – моя чёрная собака. Ветер разносит Володин голос. Внизу люди не могут понять, откуда несется звук. Как будто бы с небес. Уже много лет эта картина стоит у меня перед глазами, но я ещё не готов перенести её на холст. Когда-нибудь я её всё-таки напишу.

Вот так мы гуляли в Тбилиси две недели. Конечно, их повсюду гостеприимно встречали, много подарили подарков. Я до сих пор очень люблю Марину и Володю. Есть в моей копилке памяти очень личные воспоминания о них. Но рассказывать об этом преждевременно.

RudZertliW-S3– Наверное, вы влюблены во всех женщин, портреты которых пишите?

– Ну, разве что немножко. Помните, в Средние века рыцари Круглого стола говорили: «Служи всем женщинам, но люби одну. Восхищайся всеми, но обожай одну». Так и я. Но для меня красивая женщина – это та, у которой доброе лицо. Да, меня привлекают изящные пропорции, красивые формы. Знаете, у мужчин есть недостаток: замечать, прежде всего, внешность. Я тоже не исключение. Но как художник я ищу красоту сердца. Наверное, такую, какой была красива Мать Тереза. Не всё, разумеется, так однозначно. Меня может привлечь цветовая гамма, типаж, необычность лица. Я писал портрет американской актрисы Лайзы Минелли. Все знают её необыкновенную улыбку. А я как-то увидел её без улыбки. Она показалась мне другой, более интересной, более загадочной. И я написал её такой, без улыбки.

RudZertliWpods-SЯ писал многих не просто красивых, но великих женщин, таких, как Маргарет Тэтчер, королева Швеции. Почти в каждом лице, даже в самом светлом, есть затаённая печаль. Женщинам вообще трудно в этом мире, а красивым особенно. Мне нравятся женщины, похожие на образы Боттичелли, с их нежными, чуть печальными лицами, утонченной пластикой, изысканными жестами.

– Какие из ваших женских портретов вам нравятся более других, и вы считаете их наиболее удачными?

– Портреты моей жены Инессы. Она была красивой женщиной и удивительным человеком. Она была для меня всем. И я стремился передать это на полотне.

Inessa1«Портрет Инессы» открывал первую в Москве персональную выставку Зураба Церетели, до которой жена художника, к сожалению, не дожила. Если не знать, кто изображён на полотне, то можно было бы решить, что это – обобщённый образ, объяснение в любви всем женщинам Грузии – прекрасным, сильным, гордым и застенчиво-нежным. В картине – та же бессмертная «двойная» красота, о которой говорит мастер.

– Вы создали более пяти тысяч живописных полотен, не считая монументов и других работ. Когда же вы отдыхаете и каким образом?

– Моя работа – это моя жизнь. То есть и хобби, и отдых. Много времени уделяю Академии. Но когда выдаются свободные часы, рисую. Люблю, чтобы при этом играла тихая музыка: и грузинская 40-50-х годов, и классика. Люблю, чтобы в это время мне что-нибудь читали. Моя настольная книга «Витязь в тигровой шкуре». Она для меня – как Библия. Когда становится тоскливо, открываю её и нахожу отдохновение.

RudZereteliK1-3

Во дворе, где живёт мэтр Церетели, много в натуральную величину скульптур разных животных: носорога, бегемота, обезьяны, крокодила и др. RudZertliBegemt-SВидно, что художник не просто любит животных – ему интересен их характер. А ещё он очень любит собак. Некоторое время только в Москве у него было 14 собак. Просто он не может отдавать щенков, которые тут рождаются, кому попало, – только очень близким знакомым. Здесь жили кавказские и немецкие овчарки, английские мастифы и ротвейлер, которого ему подарил Билл Клинтон, чёрный терьер. Одного мастифа, по клике Дарлинг, подарил мэр Москвы Юрий Лужков. А потом появился ещё один пёс – кавказская овчарка редкого, тигрового окраса, с белым крестом на груди. Судя по породе, эти крупные собаки должны быть злыми, но в руках Церетели они почему-то все добрые. Зураб Константинович по этому поводу однажды сказал:

– Да, собака должна быть большой, чтобы ощущать её. Ведь и сам при такой собаке чувствуешь себя солиднее, крупнее, сильнее. С нею можно серьёзно поговорить.

В 2014 году, в год своего 80-летия З.К. Церетели подготовил и провёл уникальную персональную выставку «Москва – Нью-Йорк – Париж. 2011-2014». Это была редкая возможность увидеть вместе живописные работы художника, написанные в трёх мировых столицах.

RudZeretliDeti1– В каждой стране, – говорит мастер, – своя особая среда, которая влияет на мою работу, и это можно заметить в моем искусстве. Например, в Грузии на меня воздействуют тёплый климат и солнце, что сразу можно заметить по цветовому настроению картины. Часто я бываю в Париже как посол доброй воли ЮНЕСКО и этим пользуюсь – работаю в другой для меня среде. И так везде, где я бываю, местное настроение вносит свою лепту в мое творчество».

RudZertliParice17.9.07-SКак уже отмечалось, в Москве З.К. Церетели начал работать с конца 1960-х годов. Наделённый большими административными обязанностями, художник вынужден был трудиться урывками, однако работа в творческой мастерской является для него приоритетной. Этой наукой Церетели щедро делится и во время своих, ставших уже легендарными, мастер-классов в Академии художеств. Наглядно показывает, как, вопреки натиску извне, рождается картина, порожденная внутренней энергетикой художника. И тогда работа за мольбертом превращается в нескончаемый перформанс, спонтанный и непредсказуемый, как само искусство.

О Нью-Йорке, с которым жизнь связала художника с 1970-х годов, Церетели отзывается однозначно и кратко: «Мощность, масштаб!». Образ Нью-Йорка – город будущего, и именно в таком контексте он является темой для постоянного вдохновения художника. Церетели умеет заряжаться беспокойной энергией города – в его работах становится больше структурности, графичности, чаще среди живописных полотен нью-йоркской мастерской появляются абстрактные работы, почти лишенные фигуративных образов. Живописные работы, которые Зураб Церетели создаёт в своей мастерской на Манхэттене, похожи на джаз, – полная импровизация ради удовольствия.

Образ Нью-Йорка у Церетели – это город будущего. «Именно в таком контексте он является темой для постоянного вдохновения художника. Церетели умеет заряжаться беспокойной энергией города – в его работах становится больше структурности, графичности, чаще среди живописных полотен нью-йоркской мастерской появляются абстрактные работы, почти лишённые фигуративных образов», – так отмечают коллеги творения мэтра.

Работы, созданные в Париже, городе, с которым роман мастера длится уже более полувека, отличает присутствие в них особой лёгкости. Именно в Париже, где в молодости Зураб Церетели бывал в мастерских Шагала и Пикассо и видел, как работают мэтры, произошёл переворот в его мировоззрении: «Я понял, что художник свободен. Я поверил, художник может всё».

Среди работ, представленных на выставке, такие, как «Тигра», «Актёры балаганчика», «Джигиты приглашают на танец», «Она не пришла», «Памяти Микеланджело», «Пигмалион», «Чемодан», «Памяти Леже», «Одинокая», «Вся жизнь – музыка», «Ангел-хранитель», «Арлекин», «В разное время», «В гостях у Багиры», «Говори, говори – ты говори, говори», «Любит – не любит», «Сыночек», «Был сон», «Моим внукам» и др.

RudZereteliPen

Несмотря на огромную занятость, множество административных обязанностей, Церетели находит время и  для работы за мольбертом. Все знают, что Зураб Константинович буквально не выпускает из рук альбом, в котором постоянно делает зарисовки. Рисует, как я уже говорил, наливной ручкой, которую всегда заправляет сам. А посмотрите-кRudZereteliRuka1aа на его руки руки настоящего труженика кисти, художника, мастера, которому не подвластно время. Он, не взирая на возраст, работает, творит так, что молодым за ним не угнаться.

Четвёртого января 2014 года с 80-летним юбилеем непревзойденного мастера поздравили президент и премьер-министр России. В поздравительной телеграмме президента РФ Владимира Путина говорится: «Щедрый, самобытный талант, творческая смелость и мастерство настоящего художника – позволили вам в полной мере реализовать свой мощный ZeretliRuka1nсозидательный потенциал, добиться большого, заслуженного признания, воплотить в жизнь яркие, интересные проекты. Отрадно, что и сегодня вы заняты любимым делом, много и плодотворно трудитесь на общественной ниве, уделяете неустанное внимание наставнической, преподавательской работе». 

А в поздравительной телеграмме премьер-министра РФ Дмитрия Медведева сказано: «Разносторонне одарённый человек, вы воплотили свои идеи в монументальных и художественных произведениях, известных во всём мире, и заняли достойное место в плеяде выдающихся скульпторов современности. Важнейшей частью вашей творческой биографии стало участие в воссоздании храма Христа Спасителя, который сегодня является одним из символов новой России».

И сегодня, когда З.К. Церетели отмечает 82-й год рождения, никто не скажет, что он собрался отойти от дел.RudZertliStepa-S2

Так, недавно, 6 ноября 2015 года вдова поэта, создателя двух гимнов – СССР и России, Сергея Михалкова – Юлия Субботина, скульптор Зураб Церетели и кинорежиссёр Никита Михалков открыли бронзовый памятник высотой около шести метров Дяде Стёпе в центре Самары, в пешеходной зоне на улице Ленинградской, около школы имени Сергея Михалкова. Скульптура создана мастером на средства, собранные сотрудниками и ветеранами органов внутренних дел, а также другими жителями города. Церетели от гонорара отказался. Событие приурочили к 80-летию «Дяди Стёпы», отмечаемому в 2015 году, и ежегодному Дню полиции, который празднуется 10 ноября.

Самарцы сравнили «Дядю Стёпу» с местным прототипом – старшиной Олегом Малининым, которого знали и любили многие. В городе популярна легенда о том, как строгий постовой оштрафовал заместителя начальника милиции, переходившего дорогу в неположенном месте. Патрулировал территорию Малинин как раз в том месте, где установили скульптуру.

RudZereteliPytnFridlyandА вот с другим памятником произошла некоторая неувязочка. Более десяти лет назад Зураб Церетели создал памятник Владимиру Путину «В здоровом теле – здоровый дух», где глава государства представлен в образе дзюдоиста. Скульптор планировал поставить его на самой высокой точке Санкт-Петербурга – на Додуровой горе, высота которой 175 метров. Однако из-за возражений экологов, которые утверждают, что масштаб памятника может повредить охраняемой природной зоне, ведь даже для небольшой статуи придется заасфальтировать полпарка, осуществить задуманное не удалось. Как отреагировал В.В. Путин на эту затею установить ему памятник в Северной столице не известно.

ZeretliPutinDeti1nЗато идея поставить в Москве памятник великой актрисе Людмиле Гурченко (1935-2011 гг.) работы З.К. Церетели уже одобрена. Председатель комиссии по монументальному искусству при столичном парламенте Лев Лавренов сказал: «Людмила Марковна – любимая всеми актриса. Она – отражение нашей эпохи».

Помощник художника Сергей Шагулашвили подтвердил: «Зураб Константинович уже рисует, делает эскизный вариант скульптуры, какой он её видит. Он хочет сделать фигуру актрисы в движении. Он любил и уважал Гурченко, у них были очень хорошие отношения. Проект уже готов к вынесению на согласование. Место установки памятника определит комиссия».

Некоторое время назад Церетели представил также проект дизайнерского решения детского образовательно-просветительского «Парка чудес» (типа огромного российского Диснейленда, куда там американскому!) в Нижних Мневниках. Его оформление отражает темы истории мировой и отечественной культуры.

– Зураб Константинович, вы всегда окружены людьми: и в академии, и в галерее, и в офисе, и дома… Не устаете от такого переизбытка общения? Не хочется ли вам побыть в одиночестве?

– Устроить себе одиночество несложно. Когда моя жена Инесса ушла из жизни (в 1998 году), я стал чувствовать себя одиноким. Но всё же я без людей не могу жить. Я заряжаюсь от их настроения, тепла, доброты. (На фото: (справа налево) художник и скульптор Зураб Церетели, главный редактор интернет-журнала Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости Лев Рудский, мэтр моды Вячеслав Зайцев).

RudZeretliZaitsv-S3n

Мне жизненно необходимо встречаться с близкими и друзьями, бывать в музее, в Академии художеств. Через искусство возникает общение, и лучшие результаты в дипломатии тоже достигаются посредством искусства. Когда я работаю, то, естественно, весь погружён в процесс и никого вокруг не вижу. И этого творческого одиночества мне вполне достаточно…

ZeretliOkudzava1nКстати, одиночество художника в бушующем мире, трагизм его бытия нашли отражение в работах, посвящённых великому комику Чарли Чаплину, а также в других произведениях, например, «Музыкант», «Шарманщик», в которых словно воплощено состояние души автора, вдохновлённого и размышляющего, грустного и ликующего.

– Кем вы более себя считаете: художником, администратором, педагогом? В чем ваше предназначение?

– Я – прораб. Художник – трагический человек, он преодолевает себя, доходя до сути. А для этого нужно приложить много сил, энергии и труда. В труде, в движении вперед моё предназначение. Я чувствую себя прорабом, который украшает Землю.

– Какому девизу вы следуете в жизни?

– Любить Бога и ближнего.

О постоянной готовности З.К. Церетели протянуть руку помощи страждущим, стать рядом в трудную минуту, откликнуться на любую просьбу давно слагают легенды. Он долго и много помогал материально Владимир Высоцкому, другим непризнанным талантам. На попечении художника находится 300 детей-инвалидов, брошенных родителями. Один мальчишка (Церетели привез ему из Франции инвалидную коляску), внешне похожий на поэта Бориса Пастернака, показал художнику свои стихи о маме, которую он никогда не видел. Потрясённый художник передал их Андрею Вознесенскому. Тот тоже был в восторге от этих чудных миниатюр. И они решили издать сборник стихотворений этого юного поэта.

TserBoznesnskyBoguslavskaya

RudZertliBichukvNazarnko05

Одной из последних работ великого мастера стала бронзовая скульптура, преподнесённая в качестве подарка к 70-летию (оно отмечается 25 апреля) лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому. Зураб Церетели изготовил фигуру политика высотой более трёх метров, которую установили во дворе Института мировых цивилизаций (в 1-м Басманном переулке), учредителем которого является В.В. Жириновский.

Bronze sculpture of Vladimir Zhirinovsky opening ceremony

Сам лидер либерал-демократов остался доволен изваянием. «Я никогда в жизни не думал даже, что будет скульптура в мою честь… Но это не обязательно связано со мной, я ведь не учёный и не путешественник какой-нибудь известный. Вся эта работа связана с политической партией, с этим вузом, связана с нашими избирателями, со страной», – сказал руководитель ЛДПР на церемонии открытия.

Церетели, в свою очередь, отметил: «Это образ человека, который любит Россию и шагает правильным путём».

После того, как Церетели и Жириновский сняли белую материю, которой был накрыт памятник, во дворе института зазвучал гимн «Боже, царя храни!».

Сколько раз Церетели посылал свои работы на благотворительные аукционы, которые проводила принцесса леди Диана, а вырученные от их продажи деньги по его просьбе переводились на счета Красного Креста. Вместе с дочерью Еленой (дома её называют Ликой) он на свои средства открыл в Тбилиси Дом монахинь – сестёр Матери Терезы.

Но обо всём этом он никогда не рассказывает публично и не рекламирует свои добрые поступки, идущие от души. Для него это органично и естественно. А когда другим даёшь, тогда и тебе Всевышний воздает сторицей…

ZertliDozElenaVnuzkaVictoriaVas1n

Кстати, кроме своей родной дочери Елены (Лики), Зураб Константинович и его жена вырастили и дали образование двум девочкам-сиротам из Воронежа Тане и Люде, которые сейчас живут в США и воспитывают внуков Церетели. А их у скульптора трое – Василий, Зураб и Виктория, есть и правнуки: Александр, Николай, Филипп и Мария Изабелла.RudZertliVasili-S

Старший внук Василий Церетели, получивший высшее художественное образование в Вашингтоне (США), работает исполнительным директором Московского музея современного искусства.

Некоторое время назад мне ещё раз посчастливилось побывать в мастерской художника, когда он работал над одним из портретов серии «Христианин. Иудей. Мусульманин». На вопрос, о чём эта серия, мэтр ответил: «О мире. Я хочу, чтобы они долго смотрели друг на друга и помирились».

Боже мой, как же это провидчески актуально!

Tser3Religii

Да, кипучей энергии З.К. Церетели можно только позавидовать. Он – поистине гражданин мира. Хотя главное в творчестве мастера – искреннее желание воспевать радость бытия, великое счастье жить под мирным небом любимой Родины.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы