ВЛАДИМИР ЗЕЛЬДИН: «НАДО в ЖИЗНИ ОБЯЗАТЕЛЬНО БЫТЬ в СОСТОЯНИИ ВЛЮБЛЁННОСТИ!»

10 февраля 2016

RudZeldin-S1Когда советский/российский актёр Владимир Михайлович Зельдин отмечал в Москве (Россия), в Центральном академическом театре Российской армии – ЦАТРА (бывший Театр Советской армии) свой 88-й день рождения, на котором мне посчастливилось присутствовать, кто-то из друзей попросил его сделать знаменитое па из фильма «Учитель танцев». И артист, как и много десятилетий назад, (а Зельдин по-прежнему подтянут, элегантен, строен и красив), на миг превратившись в неисправимого Альдемаро, продемонстрировал, что «есть ещё порох в пороховницах». Конечно, это был уже не тот черноволосый красавец Альдемаро, по которому «сохли» все женщины Советского Союза, но и назвать его стариком язык никак не повернётся. Его милая, очаровательная жена Иветта Евгеньевна Капралова (когда я назвал её по имени-отчеству, она, улыбаясь, сказала: «Просто – Иветта») произнесла тогда крылатую, я бы сказал – знаменательную, бессмертную фразу: «88 лет – это две восьмерки и плюс бесконечность!».

После той встречи на своеобразном юбилее мэтра я ещё очень долго (до бесконечности) «гонялся» за Владимиром Михайловичем, чтобы в спокойной обстановке поговорить с ним, задать интересующие меня и моих читателей вопросы. Однако… То он был занят в спектаклях в своём родном театре и на других площадках, то репетировал, то консультировал своих юных коллег, которые трепетали только, увидев его, – легенду театра, то выступал на чьём-то бенефисе, то уехал на гастроли в другой город. В-общем, неуловимый Альдемаро, да и только. А ведь он был уже в довольно-таки, извините, почтенном возрасте.

ZeldPaBig

И вот, наконец-то, я в святая святых артиста – в его легендарной гримуборной, которая закреплена за ним аж с 1945 года. На первый взгляд, ничего примечательного. Слева от входа – умывальник, обыкновенные кресла покрыты казёнными белыми бязевыми чехлами. На журнальном столике навалом лежат книги, журналы, рукописи. На вешалке – мантия академика Международной академии театра. На стенах – дипломы, афиши, большой плакат с изображением любимой теннисистки Анны Курниковой, а на стене, прямо перед зеркалом, – фотографии второй, ныне покойной жены Зельдина, замечательной драматической актрисы Генриетты Островской, которая в фильме «Учитель танцев» играла служанку.

RudZeldnGrimerka-S

На вопрос, почему у него висит плакат с изображением Анны Курниковой, актёр, загадочно улыбнувшись, ответил: «Во-первых, она красивая женщина, а во-вторых, я люблю спорт, являюсь его поклонником. В молодые годы я занимался верховой ездой, получил даже диплом Ворошиловского всадника, да и в большой теннис как любитель играл. А когда был мальчишкой, гонял в футбол, катался на лыжах, на коньках. Всё это мне в жизни потом очень помогло».

ZeldnYakimvOsetr2!

LRZeld2003

RudZeldnChehnkvChursnaLR2003-S

Владимир Зельдин (третий слева), Людмила Чурсина (крайняя справа),
Федор Чехонков (слева) и Лев Рудский (второй слева)

RudZeldnOlimOgn2013-S1Замечу, что Владимир Михайлович через 10 лет, в свои 98 в октябре 2013 года на одном из этапов эстафеты, проходившей в Москве, нёс факел с огнём Зимних Олимпийских игр, состоявшихся в Сочи. Зельдин оказался самым возрастным факелоносцем за всю историю Олимпийских игр.

А в тот раз я не удержался и спросил:

– Говорят, что к вам сюда, в гримуборную, заходила великая русская поэтесса Анна Ахматова.

– Да, – ответил В.М. Зельдин. – Она пришла тогда сюда вместе с режиссёром Ниной Антоновной Ольшевской – мамой Алёши Баталова. Дело в том, что Ольшевская работала у нас в театре, дружила с Анной Андреевной. И поэтесса по её приглашению решила посмотреть «Учителя танцев». После спектакля Ахматова пожелала поговорить со мною, и Нина Антоновна привела её ко мне. Ахматова зашла, сказала мне несколько тёплых слов, а я поцеловал ей руку. Какая величественная, красивая женщина! Я всю жизнь горжусь тем, что видел её и разговаривал с нею. Тем более что в то время на Ахматову власти как раз обрушили потоки клеветы, преследовали её в печати, на радио.

RudZeldn1971-S– О фильме «Учитель танцев» уже столько говорено-переговорено… А вы и до сих пор танцуете? Уж, извините, а как же все началось?

– Да, я могу станцевать и танцую сегодня. Что и делаю в спектакле «Приглашение в замок». В «Учителе танцев» на сцене я в последний раз сыграл в 1975 году, в день своего 60-летия. Я никогда специальную, какую-либо особую балетную подготовку не проходил. В 12-летнем возрасте поступал в хореографическое училище. Но там были очень высокие физические нагрузки, и меня предупредили, чтобы я из-за своего не очень-то крепкого здоровья на какие-либо успехи не рассчитывал. А так как мой отец очень не хотел, чтобы я учился в хореографическом, то он больше всех оказался доволен тем, что меня не приняли. А для меня же это была первая в жизни настоящая драма. Неделю не мог прийти в себя. Что самое интересное, я тогда и не думал становиться артистом. Просто всегда любил танец, движение, спорт.

Родился-то я 10 февраля 1915 года в маленьком провинциальном городе Козлове (его в начале тридцатых годов переименовали в Мичуринск), потом мы жили в Твери. Мой отец Михаил Евгеньевич Зельдин был военным музыкантом, дирижёром, мама Анна Николаевна Попова – учительницей. Кроме меня в семье росли ещё три сестры, которые учились музыке, мы все были очень дружными. Отец сперва окончил Московскую консерваторию по классу тромбона, а потом и режиссёрское отделение. И всех своих четверых детей обучал музыке. Я, к примеру, играл на трёх инструментах: скрипке, рояле и трубе. Дома устраивались представления, дети пели, читали стихи. Моя мама была русской, отец – крещёный еврей, ибо в Московскую консерваторию некрещёных евреев не принимали. И я был крещён, так что не знаю, какой я еврей – плохой или хороший. Я старался быть просто человеком. Никогда не был пионером, комсомольцем, коммунистом. Только актёром…

– Вы как-то сказали, что помните себя с раннего возраста, лет с четырёх, и упомянули о жутких событиях того времени – о еврейских погромах…  

– Помню смутно – столько лет прошло. Это было ещё в Козлове, который в то революционное время переходил из рук в руки: то орудовали банды Мамонтова, то Антонова, то ещё кто-то. Ужасно. Интеллигентные, понимающие люди, видя такой беспредел, конечно же, помогали евреям, прятали, спасали, кого могли. Как-то мы с отцом вышли из дома рано утром, а тут в город ворвалась банда Мамонтова. Папа был в военной форме. Я очень хорошо помню, как мы стояли на улице перед домом, где жили и наблюдали, как мимо нас проскакивали всадники. И вот мы видим бежит молодая еврейка с растрёпанными волосами и, обращаясь к отцу, просит, чтобы он её спрятал. Он взял её за руку и повёл, но не в дом, а в заросший сад за домом, а в нём была беседка. И мы её там спрятали. Буквально через несколько минут два всадника остановились около нас и спрашивают у отца про эту женщину. Он сказал, что никого не видел. Нам это женщина была совершенно незнакомая. И я хорошо помню её – молодую, растрёпанную, в чёрном платье. Страшно ли мне было тогда? Да, нет, я ведь был маленький. Хорошо, что отец надел офицерский мундир военного дирижёра!   

– Ладно, хватит о грустном. А когда вы впервые познакомились с театром?

В семь лет. Моим первым спектаклем стал «Ревизор», где отец дирижировал оркестром. Потом я смотрел «Проделки Скапена», другие постановки. Но тот первый «Ревизор», где впервые увидел артистов в гриме, в костюмах, навсегда запал в душу.

RudZeldinFleita-S19nВ 1924 году, когда семья переехала в Москву, Владимир попал в специальную военизированную школу, вроде современного суворовского училища. В 1930-м вместе с одноклассниками участвовал в военном параде на Красной площади. Как и все мальчишки, он хотел после школы поступать в военно-морское училище. Это ж такая романтика – морская форма, кортик, море, корабли. Однако опять-таки из-за неважного состояния здоровья его туда не приняли. А многие одноклассники Зельдина поступили в училище и стали офицерами, на долю которых чуть позже выпали суровые испытания в годы Великой Отечественной войны.

Но и семью Зельдиных судьба не баловала. Дети рано остались без матери, а когда Владимиру исполнилось 14 лет, умер отец. Его старый друг – дирижёр Николаевский – устроил юношу на работу к себе в оркестр Высшей пограничной школы. Это было первое место службы В.М. Зельдина. После окончания средней школы Владимир пошёл на завод учеником слесаря. Занятие это совсем не устраивало молодого человека. А что было делать?

Говорит В.М. Зельдин: «Как-то гулял я по Москве и неожиданно для себя «споткнулся» на объявление о приёме в театрально-производственное училище при театре МОСПС (он тогда находился в Каретном ряду) – ныне театр Моссовета. И хотя я сам считал, что шансов у меня маловато, всё равно пошёл, надеясь на удачу. Стихи и прозу читал громко, с выражением, правда, не совсем понимая того, что же я там читаю. Но двигался по сцене уверенно, пластично (видимо, от природы), и голос у меня был подходящий. Так что поступил. Сейчас, через столько лет, могу честно признаться, что танцы, фехтование так и остались моими самыми любимыми дисциплинами. Педагогом по танцу у нас была знаменитая, правда, к тому времени уже бывшая балерина Большого театра Вера Мосолова, которая ко мне относилась с явной симпатией, даже любила. Но урок всегда заканчивала тем, что предлагала всем мужчинам сделать упражнение «ползунок». Это – украинская присядка с поочередным выбрасыванием ноги вперед. Удержать равновесие при этом весьма трудно. Так вот, она никого не отпускала до тех пор, пока каждый не сделает определенное количество «ползунков». А я сразу быстренько выполнял все эти «ползунки» и был свободен. Моим же товарищам приходилось туго: они хватались за станок, чтобы удержать равновесие, а Мосолова колотила их по рукам».

RudZeldinSemyaOppengeim1938-SnОдин из первых театральных педагогов В.М. Зельдина Евсей Осипович Любимов-Ланской разгадал в нём редкий дар актёра, причём, именно романтического героя – лирического любовника, ставшим затем основным амплуа творчества Владимира Михайловича. В 1935 году, окончив театральное училище, Зельдин навсегда связал свою судьбу со сценой.

Первая роль в кино у Зельдина была эпизодическая. В 1939 году он снялся у режиссёра Г. Рошаля в фильме «Семья Оппенгейма». Тогда кино не произвело на актёра сильного впечатления. И он продолжал с успехом работать в театре.

– Как складывалась ваша дальнейшая актёрская судьба?

RudZeldinRol-S7n– Я три года проработал в театре МОСПС. Но меня не удовлетворяло то, что я играл небольшие роли, в эпизодах. Хотелось исполнять главные роли, и я ушёл из этого театра в только что организованный Центральный транспортный театр под руководством режиссёра, народного артиста России Николая Васильевича Петрова. Среди моих первых работ в Театре транспорта (ныне – театр имени Н.В. Гоголя) были роли артиллериста Николая («Вторые пути» А. Афиногенова) и пограничника Гоглидзе в «Генеральном консуле» братьев Тур и Шейнина. В этом спектакле и заприметили меня члены съёмочной группы кинофильма «Свинарка и пастух». На роль дагестанского пастуха Мусаиба претендовали несколько артистов. Режиссёр Иван Александрович Пырьев долго не мог сделать окончательный выбор. Пробы проводились с участием актёров грузинской и осетинской национальности. И никто режиссёра не устраивал. В то время, как я уже сказал, работал в Театре транспорта и в спектакле «Стрекоза» играл грузина. Мне кажется, что весьма недурно. Потому что посмотреть этот спектакль приходили тогда все грузины Центрального рынка. Ассистентка Пырьева то ли случайно, то ли преднамеренно пришла на этот спектакль и увидела меня. Она тут же доложила Пырьеву, и они пригласили меня на пробы. Пырьев снял сразу три сцены. Затем собрал в просмотровом зале женскую половину группы и показал эпизоды с разными кандидатами на роль Мусаиба. После того, как посмотрели сцену, где я приезжаю к Глаше, чтобы объясниться ей в любви, все женщины единодушно остановили выбор на моей кандидатуре. Для меня, тогдашнего 26-летнего, это был прекрасный знак. Пырьев снимал не бытовую комедию, а лирическую сказку. И на роль главного героя искал именно такого, более подходящего данной роли актёра редкого амплуа – лирического любовника. И Пырьеву как раз и нужен был такой герой, не приземлённый, а герой романтического плана, ведь роль была связана с горами, с природой.

Фильм начали снимать в апреле 1941 года на Домбае, в Кабардино-Балкарии. Сообщение о начале войны повергло съёмочную группу в шок. Кое-как, на перекладных, добрались до Москвы, почти все мужчины были призваны в армию. Зельдина взяли в танковую школу.

Вспоминает В.М. Зельдин: «Недели через две-три нас собрали и сообщили, что согласно указанию Сталина, всем нам дали «бронь» и приказали продолжать снимать картину. Сцены на выставке снимали под немецкими бомбёжками, в две смены. Хотя, согласитесь, они получились высокого качества! Так что работа над этим фильмом меня спасла: многие мои сверстники и товарищи по танковой школе погибли на фронте. А мне на передовую выезжать доводилось только с концертами в составе артистических бригад, около двух с половиной тысяч раз.

Мне очень не нравится, что сегодня многие считают «хорошим тоном» ругать наш старый кинематограф, в том числе и фильмы И.А. Пырьева. Да они просто не понимают, что задумал автор. Жанр фильма «Свинарка и пастух» – простая сказка. А сказка – это не обман, а способ очистить душу. Всем людям на земле в какие-то определённые моменты жизни нужна сказка. Они тоскуют по ней, как тоскуют по красоте, любви, добру».

RudZeldnSvinPastx-S1

– В музыкальном кинофильме «Свинарка и пастух» вы превосходно танцевали и гарцевали на лошади. И всё это делали без дублёра…

– В те годы я о дублёре вообще не думал. Ведь к тому времени я уже несколько лет серьёзно занимался верховой ездой на конном Манеже имени С.М. Буденного, который в 30-е годы находился на Поварской улице (тогда это была улица Воровского), на том самом месте, где сейчас Театр киноактёра. Вот там я вместе с Василием Сталиным (с сыном вождя всех народов И.В. Сталина) и сыновьями А.И. Микояна осваивал вольтижировку. Тогда они были ещё хорошими, скромными ребятами. Так что театральное училище я окончил, имея на руках диплом Ворошиловского всадника. Приобретённые навыки очень помогли мне на съёмках «Свинарки и пастуха». В знаменитой сцене погони, когда конь летит по отвесной горной дороге, я снимался сам. А позже в картине «В квадрате 45», где мне пришлось играть роль диверсанта Шмелёва, я даже прыгнул с парашютом, хотя до этого ни разу не пробовал. Потом я занимался в аэроклубе, увлекался теннисом, лыжами, коньками, пристрастился к водным лыжам. 

Говорят между актёрами, играющих роли главных героев, киношный роман превращается в жизненный. А как складывались ваши отношения с Мариной Ладыниной, которая играла Глашу Новикову?

– Да, она была красивой женщиной. И я её, конечно же, обожал. Когда по ходу съёмок нам приходилось смотреть друг другу в глаза, меня, как мальчишку, охватывал трепет. Но надо было сдерживаться, ведь она являлась женой Пырьева. Так что никакого романа между нами не было, да и быть не могло. В те годы всё-таки соблюдали приличия, даже в артистической среде.

Сразу же после выхода на экраны фильма «Свинарка и пастух» вся страна полюбила блистательный дуэт Зельдин-Ладынина. Безудержно, темпераментный молодой горец надолго запомнился своей страстностью, готовностью на всё ради любимой женщины. И это был звёздный час Зельдина. Но не единственный. Вторая звёздная роль ждала его всю войну. Изящный, пластичный учитель танцев Альдемаро в одноимённой пьесе Лопе де Вега покорил зрителей в 1946 году.

RudZeldnYztTanzv1970-S1

И после этого в роли учителя танцев актёр выходил на сцену более 1000 (тысячи!) раз! Этот рекорд в мировой театральной практике пока никто ещё не превзошёл. На своем 70-летнем юбилее Зельдин вновь преподал «урок танцев», покорив, нет, – ошеломив RudZeldnYzitTanz-S1зал своим неподвластным времени поэтическим настроем души. Роль Альдемаро Владимир Михайлович считает своей лучшей ролью.

– И все-таки, насколько мне известно, вы всегда любили и любите балет, и среди ваших друзей немало выходцев из среды танцовщиков, в том числе, разумеется, и из Большого театра.

– В этом нет никакого секрета. В Большой театр я начал ходить ещё в годы войны. Тогда-то я и познакомился с прекрасным талантливым танцовщиком Сергеем Коренем, приехавшим в Москву из Ленинграда и дебютировавшего в Большом. Однажды я попал на его творческий вечер, где он исполнял испанские танцы с кастаньетами. Так что мой учитель танцев Альдемаро многому научился у Кореня. Мне кажется, что я навсегда полюбил балет с 12 лет, с той поры, как меня не приняли в хореографическое училище. Для меня является большим событием поход в Большой театр. Не хвастаясь, могу сказать, что видел все постановки Лавровского, Григоровича, Якобсона. Мы с моей женой Иветтой дружили с Ольгой Лепешинской, Галиной Улановой, Мариной Тимофеевой, Майей Плисецкой. А с Катей Максимовой и Володей Васильевым познакомились и подружились ещё тогда, когда они оканчивали училище. Они буквально на наших глазах стали большими артистами, гордостью отечественного балета.

– Вы такой известный, в свое время обласканный партией и правительством актёр, но так и не вступили в ряды Коммунистической партии Советского Союза. Как вам удалось избежать этого?

– Настоящему артисту всё это совершенно не нужно, он должен быть свободен. К RudZeldn1956-Sвашему сведению, я не был ни пионером, ни комсомольцем. В те времена для того, чтобы сделать карьеру, многие вступали в партию. А я никогда не стремился к этому, просто играл роли. Хотя меня вызывали в партком, райком партии и спрашивали: «Как это так, вы ведущий мастер, и не член партии?». Я на это твёрдо, как на духу, отвечал, что должен совершить какой-нибудь серьёзный поступок, чтобы быть достойным высокого звания коммуниста. Но однажды мне на эти слова возразили: «Разве вы не совершили поступок, сыграв столько замечательных ролей?» Не помню, как мне в тот раз удалось отвертеться. И хотя я весьма далёк от политики, но мне небезразлично то, что происходит сегодня в России, в мире. А самая большая и, я считаю, ответственная общественная должность, которую я занимал в своей жизни, – это председатель жилищной комиссии нашего театра.

– Извините, но, несмотря на годы, вы всё также почти каждый день репетируете, играете спектакли, участвуете в бенефисах. Каким образом вам удаётся поддерживать такую прекрасную творческую, да и, я сказал бы, спортивную форму?

– Как я уже сказал, я по натуре очень эмоциональный человек. Так что мне абсолютно не нужны никакие искусственные стимуляторы. Да, во время спектакля нам, артистам, приходится, что называется, выкладываться, тратить всю свою энергию, все силы. Иначе зритель не поверит тебе. После того, как закрывается занавес, возникает закономерное желание как-то расслабиться, снять напряжение, стресс. Кто-то выпивает рюмку коньяку, RudZeldn1961-Sи ему хорошо. А мне после спектакля всегда хочется не расслабиться, а подумать, погулять на свежем воздухе. Я сам себя настраиваю, что надо побольше двигаться и поменьше кушать. Да, я никогда не курил и не пил алкогольные напитки, застолья дома устраивать не люблю, – чтобы не объедаться. Конечно, могу себе позволить выпить рюмку водки, бокал красного вина или шампанского. Люблю зелёные щи, куриный бульон, котлеты с картофельным пюре, рыбу, компот. Никакую диету не соблюдаю, но ем всего по чуть-чуть. Хотя двигаюсь много: люблю гулять с собакой. Это обыкновенный «дворянин» по имени Борис RudZeldinIvettaDog-S22nНиколаевич. Так я его назвал, как вы догадались, в честь нашего бывшего президента. Подобрал его зимой на улице, в сугробе. Иду после спектакля – вижу: щенок замерзает. Теперь он стал членом нашей семьи.

Иногда, правда, вспоминаю премьеру «Учителя танцев» в 1946 году, так вот тогда после фильма для всех участников были организованы бутерброды с настоящей колбасой. Пришлось мобилизовать всё свое актёрское мастерство, чтобы в те голодные годы есть лениво, не торопясь. С той поры каждый свой спектакль в Театре Российской армии играю на пустой желудок. Может быть, ещё и потому, что артисты балета никогда не наедаются перед спектаклем.

ZeldinIvetta2– Владимир Михайлович, суеверны ли вы, верите ли в судьбу?

– Да. От предначертанного никуда не уйдёшь. У меня судьба не то что счастливая, но, во всяком случае, благополучная, удачливая. Кстати, фамилия Зельдин – очень старая, она происходит от верхненемецкого «зельде» – «удача», «счастье». Если б не «Свинарка и пастух» и не та «бронь», – меня не было бы в живых. Мои сверстники не вернулись с войны. В 80 лет у меня случился инфаркт. Вызвали карету «Скорой помощи» и повезли меня в клинику имени Н.Н. Бурденко. Врач посмотрел и сказал, что это признаки грудной жабы, никакого инфаркта нет. Но меня всё равно отвезли в реанимацию под капельницу. На следующий день пришла ко мне RudZeldinIvettaBook-S24nжена… И вот при ней у меня случился приступ – обширный инфаркт. Боль – страшная. Я валидол глушу, зову врача. Пришли два молодых, повезли меня в кабинет. Я не врач, но теперь знаю, что при инфаркте прежде всего нужно снять боль. И хотя я человек очень терпеливый, но вынести ту боль было выше моих сил. А что сделали эти два молодых дурака? Причём, оба подшофе – у меня ж актёрский глаз. Они подключили меня к аппарату, который показывает, как проходит инфаркт, вместо того чтобы снять боль! И наблюдали за мной! Я умолял их помочь. А они: «Сейчас-сейчас…». Наконец, отключили меня от аппарата, начали делать укол в вену – не смогли попасть! Привезли в палату, так и оставили. Наверное, подумали: ну, 80 лет, умрет – скажем, возраст. Мне сунули какую-то таблетку от боли. И – чудо: к утру боль стала отходить. И я выкарабкался. Поэтому я верю в судьбу.

Здоровье – это первостепенное дело для актёра. Я не знаю, почему так долго живу, и продолжаю работать, хотя в моём возрасте так работать, как я, нельзя…

– А как вы относитесь к конкуренции среди актёров?RudZeldinAvtograf-S10n

– Она, разумеется, есть. Но я не обращаю на этого никакого внимания. Когда выдается свободное время, стараюсь побывать в других театрах, на концертах, встречах коллег. Всё это дает возможность пообщаться с теми друзьями-актёрами, которых иногда не видишь годами. Однако больше всего в жизни я люблю выходить на сцену и видеть переполненный зал.

– Вы с 1945 года служите в Центральном академическом театре Российской армии – бывшем Театре Советской армии. Всё-таки и сам театр, и репертуар – специфические. Почему вы не ушли в другой театр?

– За эти десятилетия служения Театру армии я никогда не изменял ему. Да, меня приглашали Михаил Царёв в Малый театр и Рубен Симонов в театр Вахтангова. Вы же понимаете, что актёр – вообще-то зависимая профессия. Актёр зависит от режиссёра, от зрителя, к которому привыкает. Предположим, ушёл бы я в другой театр, а вдруг тот, другой зритель, не примет?! Переводчик пьесы «Учитель танцев» Щепкина-Куперник подарила мне книгу своих переводов с надписью: «Дорогому Володечке! В надежде, что Альдемаро превратится в Ромео». Да, я поначалу мечтал сыграть Ромео, Сирано, Хлестакова. Однако не получилось.

RudTeatrRosArmii-S1Шестого февраля 2015 года исполнилась 85-я годовщина со дня создания нашего Театра армии. В тот знаменательный зимний вечер 1930 года состоялась первая премьера – спектакль «КВЖД» – в постановке первого главного режиссёра Василия Фёдорова, ученика Всеволода Мейерхольда. А в 1935-м главным режиссёром стал Алексей Дмитриевич Попов, прослуживший на этом посту почти четверть века. Именно при нём и было построено здание театра в виде пятиконечной звезды, которое вы видите и поныне. Так вот он не просто создал театр, – он создал ту удивительную, неповторимую атмосферу, которая царила в нашем театре и отличала его от остальных. Что удивительно, у нас в театре никогда не было интриг, «подсиживания». А какие шли прекрасные спектакли: «Укрощение строптивой» с Любовью Добржанской, «Сон в летнюю ночь», тот же «Ревизор», «Давным-давно», музыку к которому написал Тихон Николаевич Хренников, заведовавший тогда музыкальной частью театра. Как хороша была Лариса Голубкина в роли Шурочки Азаровой. Алексей Дмитриевич Попов, а затем и его сын Андрей Алексеевич умели делать великолепные спектакли!

Я ещё раз честно признаюсь вам, что люблю свой театр, горжусь им. Здание театра по площади – самое большое театральное здание России. На его сцену спокойно может въехать танк. И однажды он-таки въезжал в одном спектакле. А в «Александре Пархоменко» участвовала настоящая конница. В спектакле «Суворов» была RudZeldinDavnumDavno-S13nграндиозная массовая сцена – переход полководца с его армией через Альпы. Так вот: на сцене были и Альпы, и пропасть, на краю которой приютилась деревянная избушка. По ходу действия солдаты на глазах у зрителей раскатывали эту избушку по брёвнышку и строили мост, по которому проходили русские воины. Всегда, когда играли эту сцену, зрители вставали и аплодировали стоя. Вот она – сила искусства.

– О том, что вы многим актёрам помогли получить хорошие квартиры, до сих пор говорят в театре. А что же вы о себе не позаботились? И в связи с этим вопрос: не было ли у вас желания уехать куда-нибудь за границу, где актёры, а тем более звёзды такой величины, как вы, устроены намного лучше, чем вы сейчас?

– Несмотря на то, что у меня маленькая квартирка: 28 метров на троих с женой и собакой я очень люблю свой дом. Я мог бы, конечно, попросить у министра обороны (вы представляете, сколько я пережил министров обороны!) что-нибудь попрестижней… Не сомневаюсь, что мне дали бы. Но в этой квартире у меня бывали такие великие люди, как RudZeldinDavnumDavno-S14nМахмуд Эсамбаев, Катя Максимова, Владимир Васильев, Андрюша Миронов, Лариса Голубкина… Там аура. Поэтому она для меня очень дорога. Только дома я могу по-настоящему расслабиться, отдохнуть.

И ещё – я абсолютно лишен чувства зависти. Всегда испытываю радость от успеха коллег. Посещаю спектакли, концерты, вечера, езжу на фестивали. Смотрю новые картины, оцениваю состояние кино, исполнительского мастерства, режиссуры. Наш поэт, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский как-то сказал: «Надо помнить, что есть люди лучше тебя, – это облегчает жизнь». Может, поэтому я так долго и живу? Если ты владеешь своей профессией, – ты не будешь завидовать. Я в свои годы могу делать то, что в моем возрасте ни один актёр не может. И горжусь этим.

Безусловно, мне помогает моя жена Вета (Иветта Евгеньевна Капралова). Она окончила филологический факультет МГУ, работала в бюро пропаганды Союза кинематографистов, организовывала концерты на стадионах, во Дворцах спорта, встречи киноартистов со зрителями и т.д. Она – мой большой друг, помощник… Она гораздо умнее, образованнее меня… Как я говорю в одном спектакле, жена – мыслительный центр, рулевое колесо. Предвосхищая ваш вопрос, скажу, что она у меня третья жена. Первый раз я женился на Людмиле Мартыновой, когда работал ещё в Театре транспорта. У нас был сын (у меня он единственный), но он умер, будучи ещё совсем маленьким. Вторая жена, Генриетта (Гитя) Островская, была моей партнёршей в спектакле «Учитель танцев». К сожалению, она очень рано ушла из жизни. С Иветтой Капраловой мы вместе с 1964 года. Если говорить о поклонницах, то я к этому относился вполне спокойно, хотя сам – человек эмоциональный. Мне приятно, когда кому-то так понравилось, как я играю, что он решил подождать меня у служебного входа в театр и поблагодарить. И мне понятно, когда влюблённость в героя переносится на актёра. Это и есть настоящее искусство, заставляющее сопереживать происходящему на экране или на сцене.

– Популярность советских актёров порождала всякие легенды об их благосостоянии. Скажите, а много ли вам дала ваша популярность?

RudZeldinYoung-S32n– Нам платили небогато. Всю жизнь занимался благотворительностью. Во время войны, как вы знаете, я участвовал более чем в двух с половиной тысячах концертов, да и сейчас иногда продолжаю выступать бесплатно, если просят. Ту зарплату, которую получаю, тоже считаю благотворительностью, потому что получать должен во много раз больше. Только, ради Бога, не поймите меня, как не скромного. Нет! За рубежом актёр моего плана имеет виллу, машину, и не одну. А то, что есть у меня, вы знаете. Но я должен вам сказать, что ни на кого не обижаюсь.

– А как же ваши звания, награды?

– А что звания? Раньше за орден давали 45 рублей. Знаете, Фаина Раневская, великая актриса, удивительный и остроумный человек, переезжая на новую квартиру, сказала рабочим: «Не забудьте там коробочку!». Они её спрашивают: «С чем?». «С этими похоронными принадлежностями». Так она называла ордена на подушечках. Что ордена? Они – за заслуги. Главное, чтобы человек жил на достойном уровне.

– О чем вы сейчас, оглядываясь в прошлое, вспоминаете с радостью и нежностью?

– Детство в Твери, которое пришлось на годы НЭПа, наш дом, моих родителей, ледяную горку, с которой скатывался вниз, каток, игру в снежки, зиму, ёлку, свои любимые игрушки – стеклянные колокольчики, ватного деда Мороза и Снегурочку, длинные конфеты в нарядных фантиках. И ещё Пасху. Весна, солнце, праздник. Мама готовит пасху, а мы, дети, облизываем её пальцы, пахнущие свежим творогом, ванилью, изюмом, толчёным миндалем, лимоном. Повторю: моя мама была русской, отец – крещёным евреем, в Московскую консерваторию, которую он окончил, некрещёных евреев не принимали. И я был крещён, так что не знаю, какой я еврей – плохой или хороший. Я старался быть просто человеком. И просто только актёром.

RudZeldinKarnvlnayaNoch-S26nВ связи с этим моментом, хотелось бы вернуться на некоторое время назад, рассказать о том, что, как говорится, «осталось за кадром». В 1946-м – первом, послевоенном году, в стране вновь начались репрессии. По ночам арестовывали людей, увозя в фургонах с надписью «Хлеб», убили Соломона Михоэлса, вырывали ногти у его брата, старого врача Меера Вовси, добиваясь признания, что он – отравитель. Расстреляли членов Еврейского антифашистского комитета. В колымских и воркутинских лагерях спешно строили бараки для очередного уничтожения оставшихся в живых евреев. А тут – великолепная комедия Лопе де Вега «Учитель танцев», испанские страсти, искрящийся темперамент, изумительная пластика – красавец Владимир Зельдин очаровывает публику. Он понимает, что только работа «до седьмого пота» спасёт его от совсем невесёлых дум о судьбах своих соплеменников.

Вместе с Любовью Добржанской Зельдин репетирует пьесу А. Дюма-сына «Дама с камелиями», которую ставит Мария Осиповна Кнебель. Она – Маргарита Готье, он – Жорж Дюваль, их дуэт обещал стать праздником для театралов, но вдруг – работать над спектаклем запрещают – слишком много евреев. Зельдина, представленного было за роль Альдемаро к Сталинской премии, вычёркивают из списка соискателей. Слезами горю не поможешь. Надо играть – ведь он же актёр, он обязан смеяться даже сквозь слёзы, петь, танцевать, падать на колени перед возлюбленной, быть таким же естественным во фраке и камзоле, как в пастушьей бурке и тельняшке.

RudZeldinNarHor-S21n

RudZeldnMorozvChursin-S

– Владимир Михайлович, вам приходилось играть людей разных национальностей: испанца, итальянца, американца, англичанина, русского, грузина, армянина, азербайджанца, грека, даже финна…

RudZeldin10Negrityat-S15n– Да уж, несколько лет назад, сыграл, наконец-то, еврея, вышел на сцену в кипе. В комедии Жана Ануя «Приглашение в замок» (режиссёр А.В. Бурдонский, кстати, внук Иосифа Сталина) мой герой – банкир Мессершман, наживший громадное состояние, но готовый разориться, лишь бы его дочь Диана была счастлива. Он может купить ей дюжину женихов с великолепной родословной, но что толку от его миллионов, если она влюблена в того, кто полюбил другую? В роли взбалмошной Дианы дебютировала на московской сцене молодая израильская актриса Мария Шмаевич. Я её очень люблю, она для меня как дочь. Преклоняюсь перед её талантом, упорством, трудолюбием. Вы не представляете себе, как трудно было войти в труппу девчонке, тогда ещё не окончившей институт: в театре без году неделя и сразу главная роль, да ещё какая! Такую роль актрисы ждут десятилетиями. Так вот дочь обвиняет отца: «Старый еврей! Думаешь, ты сильнее всех? Деньги бессильны! Ты можешь накопить ещё в десять раз больше, и всё равно никаких денег не хватит, чтобы тебя перестали унижать, и твоя дочь не страдала. Эти люди с их портретами, покрытыми пылью, и домами, которые вот-вот развалятся, сильнее нас с тобой, папа. Они не прочь взять у нас деньги, чтобы сделать ремонт, – вот и всё. Ах, я ненавижу, ненавижу тебя за то, что я твоя дочь! Чего бы я ни отдала, чтобы быть такой, как они!

RudZeldinAroseva-S9nПеред Зельдиным-Мессершманом встал вопрос: «Как сделать так, чтобы зритель почувствовал, что отцу очень больно за эти слова неразумной дочери?». Но перед репликой старого еврея: «Мне не нравятся твои слова» в тексте была ремарка драматурга: «Побелев как полотно». И ход был найден: разгневанный отец повернулся, хочет уйти, но последние слова дочери ему, как камни в спину… Он вдруг замер, каждая жилка в нём натянута от боли.

Мария Шмаевич потом вспоминала: «Зельдин – это легенда. А ещё – всезнающий, всепонимающий партнёр, заботливый наставник. Мой добрый гений в театре. Один из тех людей, кто помог мне стать актрисой».

– Сейчас в России не лучшие времена. Но, Владимир Михайлович, согласитесь, было-то еще хуже?

– Я не считаю так: лучше или хуже. Жизнь, безусловно, меняется. Но тот путь, который мы выбрали, – путь демократии, особенно важен в искусстве. Но дело в том, что наша страна и наши люди не обладают той культурой, которую требует демократия, культурой выполнения законов. Поэтому я бы не назвал то, что мы имеем, демократией. Это нельзя даже назвать периодом становления. Мне кажется, это период отсутствия чёткого понимания «Куда идём?». Мне сейчас очень больно за фронтовиков, ветеранов. В живых осталось мало моих сверстников: многие погибли в Великую Отечественную, оставшиеся – умерли от ран и болезней. И что же получилось? Мы из победителей превратились в побеждённых. За что люди отдали свои жизни? Как же не думать об этом!

RudZeldinManIzLamanchi-S27n

За два месяца до своего 90-летнего юбилея В.М. Зельдин сыграл роли Сервантеса и Дон Кихота (по замыслу авторов действие пьесы происходит в тюрьме, куда брошен Сервантес и где он перевоплощается в героя своего романа) на премьере старого мюзикла Дейла Вассермана и Джона Дэриона «Человек из Ламанчи» (русский текст песен Юрия Айхенвальда) на музыку Митча Ли. Замечу, что ещё в советское время этот мюзикл шёл на сцене театра имени Маяковского в постановке Андрея Гончарова, с Александром Лазаревым и Татьяной Дорониной в главных ролях.

ZeldGysmIveta2003-88

Ну, а данный спектакль в Театре армии режиссировал вечный «кэвээнщик» Юлий Гусман, художественные изыски проявлял Юрий Антизерский, а хореографию ставил Олег Николаев. Потом почти единодушно критики отзывались так: «спектакль печального образа» провалился по всем позициям». Но постановку от верной гибели спас только высочайший профессионализм великого актёра. Да и люди-то шли «на Зельдина». И он оправдал их надежды. В столь преклонном возрасте он сыграл две главные роли! И не в какой-нибудь скучной драме, в задумчивости сидя в кресле, а в музыкальном спектакле, на одной из самых больших сцен мира. Энергии и жизненной силе ветерана, три часа державшего в напряжении весь зал, можно только изумляться и по-хорошему завидовать.

RudZeldinDonKixot-S16nБоже мой, что он вытворял на сцене! Без всякой натуги потрясал копьём, бросался на ветряную мельницу и даже падал, когда его персонажа настигал удар. И уж если Зельдин пел, то слышно было не только в партере, но и в самых последних рядах гигантского амфитеатра (не о всех актёрах можно это сказать). В общем, никаких скидок на свой, извините, преклонный возраст Владимир Михайлович себе не дал. Актёр выступал в полную силу, с лёгкостью и куражом сыграл обе роли.

Феномену Зельдина KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERAникакого рационального объяснения нет. Как проникновенно и современно звучит монолог Рыцаря печального образа. Вот он выходит на авансцену, бесстрастно смотрит в зал и спрашивает: «Кто ответит, что такое безумие, когда весь мир сошёл с ума?!». Или когда он обращается к публике и говорит, что надеется сделать наш мир чуточку добрее и милосерднее. И это – не просто игра. В устах великого актёра эта проповедь не выглядит нелепой. Он не страшится прослыть безумным идеалистом. Чего ему-то, непревзойдённому мастеру сцены, бояться?! Поэтому он и поёт: «Я иду, ибо кто-то должен идти! Смотри вперёд! Клянусь всю жизнь мечтать!».

RudZeldin100-S1Меня, как и многих зрителей поразило портретное сходство Владимира Михайловича Зельдина с известными изображениями странствующего идальго. И, естественно, эта бесподобно сыгранная роль дополнила великолепную актёрскую биографию маэстро. Но если подвиги Дон Кихота вымышлены и даже сомнительны, то подвиг мэтра сцены В.М. Зельдина – реален и несомненен!

– Что вы пожелали бы молодым актерам?

– Во-первых, конечно, молодости. Она прекрасно, но очень быстро проходит. Поэтому главное – не растратить её по пустякам, потому что можно оказаться у разбитого корыта. Каким бы ты талантливым или способным не был, но, как говорил выдающийся советский режиссёр Михаил Ромм: «Актёр – это 95% труда и только 5% таланта». Надо не лениться, а работать и работать, служить искусству. Положите меня на диван – зачахну! Помимо трёх спектаклей в моём родном Театре Российской армии, я играю в «Дядюшкином сне» в театре «Модернъ» (в дуэте с замечательной актрисой Натальей Теняковой).

Для меня такие нагрузки только приятны, хотя мне нередко говорят, что история театра не знает таких примеров, когда актёр в моем возрасте играет так много и столь затратные роли. При этом говорить о сверхдоходах не приходится: долгое время я в Театре Российской армии получал зарплату всего в 10 тысяч рублей. А потом мы вместе с Людмилой Ивановной Касаткиной (народная артистка СССР, ушла из жизни в феврале 2012 года) сходили к министру обороны, он выслушал нас и пообещал поговорить с президентом. Вскоре театру выделили грант. Теперь все, вплоть до уборщицы, получают неплохо.

Но, разумеется, главное не в материальной стороне дела. Мой секрет ещё и в том, что я по-прежнему обожаю женщин, это стержень и соль нашей земли! Настоящего мужчину не может покидать состояние влюблённости. При этом самая лучшая женщина на белом свете, конечно же, моя жена Иветта, самый дорогой подарок, который преподнесла мне жизнь. И ещё – в моём характере нет зависти, и в этом – секрет долголетия.

Я думаю, что человек, который выбрал профессию актёра, имеет к ней призвание, получает большое творческое удовлетворение от того, чем занимается. Это во-первых, а во-вторых, надо в жизни обязательно быть в состоянии влюблённости. Это состояние даёт энергетику, повышает интерес к жизни, ко всем тем событиям, которые происходят вокруг тебя, наполняют тебя каким-то определённым содержимым.

Свой столетний юбилей народный артист СССР В.М. Зельдин отметил, конечно же, на сцене Центрального академического театра Российской армии, в котором служит 69 лет. Кстати, в июне 2015 года ЦАТРА отмечает свой 85-летний юбилей.

RudZeldn100-S

RudZeldnPutin-SМэтр в течение четырёх часов принимал поздравления от первых лиц страны и коллег по театральному цеху. За несколько часов до начала торжества актёра с вековым юбилеем поздравили президент России Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев, министр культуры РФ Владимир Мединский. На вечере присутствовали вдова первого президента России Наина Ельцина, певица Алла Пугачева, певцы Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Николай Басков и Филипп Киркоров, бизнесмен Тельман Исмаилов, актёр Олег Меньшиков, пародист Владимир Винокур, режиссёры Марк Розовский, Юлий Гусман, художник Александр Шилов и многие другие.

RudZeldinBuket-S12nТоржественный вечер открыл глава Администрации президента РФ Сергей Иванов, который зачитал поздравительную телеграмму от Владимира Путина: «Хочу отметить, что, благодаря неустанному труду и особой жизненной закалке вам через годы удалось пронести молодость души и щедрость таланта, сохранить оптимизм и неизменную доброжелательность».

От себя лично Сергей Иванов добавил: «Cтоя рядом с вами, никогда не скажешь и не подумаешь, что вам 100 лет! Вы действительно прожили уникальную жизнь, и дай вам Бог ещё много лет. Вы родились в Российской империи, всю жизнь прожили в Советском Союзе и сейчас здравствуете в Российской Федерации. Я вам признателен и благодарен за ваш огромный творческий путь… Вы человек, вокруг которого постоянно существует аура добра. Это в наше время очень редко».

Глава администрации Сергей Иванов сообщил, что президент России подписал указ о награждении Зельдина орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. «Тем самым вы стали полным кавалером этого ордена», – добавил он.

RudZeldnShoygu-SМинистр обороны России Сергей Шойгу преподнес в подарок юбиляру шпагу с намёком на его роль Дон Кихота в спектакле «Человек из Ламанчи». В ответ, согласно давней традиции, Владимир Михайлович дал министру монетку: шпага-то предмет острый. «Думал ли я, простой сибирский мальчишка, что мне доведётся стоять с вами на одной сцене и говорить вам эти слова», – сказал Шойгу и вручил имениннику ещё конверт и марку с надписью «Владимиру Зельдину 100 лет», выпущенные специально к юбилею актёра. «А это – корень женьшеня на следующие сто лет. Вещь дорогая, прямо скажу, желающих много, по глазам вижу», – пошутил Сергей Шойгу, вручая подарок.

После официальных поздравлений юбиляр вместе со своими коллегами по театру показал в первом акте мероприятия мини-спектакль, посвящённый его культовой театральной роли в «Учителе танцев». Зельдин сыграл себя, мэтра-режиссёра, который хочет восстановить легендарную постановку с молодыми актёрами, не желающими играть в таком «нафталине», как пьеса Лопе де Веги. В «Танцах с учителем» у столетнего рыцаря театра есть монолог о судьбе, который на юбилейном вечере публикаRudZeldinMikrofn-S5n слушала стоя: «В восемь лет я купался в Оке. Тогда по реке ходили большие колёсные пароходы. И я как-то близко подплыл к пароходу. И меня начало затягивать в работающее колесо. Я огромными усилиями вырвался, выплыл из бурлящего потока… В девять лет заболел дифтеритом – тогда это была смертельная болезнь, так как антибиотики ещё не изобрели. И местный доктор трубочкой из горла отсосал гнойную пленку, которая должна была меня задушить… И я опять остался жив. В страшном 1937 году нас не тронули. Моего дядю, его жену и детей убили. А нас не тронули… Почему? В 1941 году началась война, и меня мобилизовали на фронт. Но великий режиссёр Иван Пырьев утвердил меня в картину «Свинарка и пастух» на главную роль – дагестанского пастуха Мусаиба, и мне дали «бронь». Значит, он спас меня? А после войны я сыграл в спектакле, который вошёл в историю русского театра, – «Учитель танцев». Я сыграл его более тысячи раз. Ни разу не заболел, не сорвал спектакля, который приносил зрителю счастье и радость. Папа мой умер в 53 года. Мама – в 47 лет. А я живу. Я прожил две жизни… Если Бог меня хранит, значит, я не всё ещё сделал…».

RudZeldinRomansiada-S29nВо втором отделении актёра поздравляли коллеги по цеху. Певец Лев Лещенко сказал: «Ну что сказать? Красивый, молодой, глаза горят, чтобы много лет вы ещё нас радовали», и поздравил Владимира Михайловича песней «День Победы», под которую весь зал встал. А певица Тамара Гвердцители спела в честь Зельдина свой хит «Виват, король, виват!». Актёр Александр Домогаров бросил к ногам именинника охапку роз со словами: «Здесь их двести! Я хочу двести!». Домогаров также вручил юбиляру поздравительное письмо и «флакон» столетнего коньяка от режиссёра Андрея Кончаловского.

От коллектива Театра сатиры коллегу поздравили актриса Вера Васильева и художественный руководитель театра Александр Ширвиндт.

Министр культуры РФ Владимир Мединский и глава Департамента культуры Москвы Сергей RudZeldinGirl-S20nКапков появились на сцене вместе. Мединский по примеру Шойгу вручил Зельдину «офицерский казачий клыч» (саблю). «Дорогой Владимир Михайлович, мой подарок – это символ несгибаемости, харизмы и всего того, чему мы пытаемся неудачно подражать», – сказал министр культуры.

Певец Иосиф Кобзон вместе с детским хором спел для юбиляра песню из своего репертуара «И вновь продолжается бой», перефразировав её: «И Зельдин такой молодой, и юный Кобзон впереди». «Ты не стар, ты – super star», – сказал певец, обнимая актёра.

«Мой секрет в том, что я обожаю женщин – это стержень и соль нашей земли», – откликнулся Владимир Михайлович Зельдин.

Николай Басков, спустившись со сцены в зал и преклонив колено, преподнёс огромный букет супруге В.М. Зельдина Иветте Капраловой. Но прежде он на всякий случай самокритично поинтересовался у юбиляра: «Вы меня не знаете, наверное?» – чем рассмешил зал. «Да что ты говоришь, Коля, тебя все знают и любят», – успокоил его Зельдин. Басков исполнил песню в честь «женщины, которая всегда рядом».

Посол Азербайджана в России, певец Полад Бюль бюль-оглы исполнил песню из знаменитого советского фильма «Не бойся, я с тобой», изменив слова согласно моменту: «На сцене и в кино он царствует давно…». «Мне только что исполнилось 70 лет, перед юбилеем я волновался, а Гусман меня успокоил: «Что твои 70, приходи к Зельдину на столетие, посмотришь, что он будет там делать. Слава этому великому человеку!» – закончил свое выступление посол, вручив имениннику ковёр.

Появление худрука Театра эстрады Геннадия Хазанова сопровождалось дружным смехом – актёр загримировался под двойника Зельдина. «Хоть на вечер, но стала добрее театральная Мекка – Москва», – запел Хазанов на мотив песни из фильма «Свинарка и пастух», подражая Владимиру Михайловичу.

За семейное счастье предложила выпить актриса Ольга Кабо. Она подарила подушку с вышитым портретом виновника торжества, – чтобы тому сладко спалось. А одна из поклонниц вручила Зельдину ещё и пижаму.

На протяжении всего четырёхчасового вечера юбиляр пел и танцевал, не проявляя никаких признаков усталости. А впереди за полночь его ещё ждал банкет в фойе театра.

RudZeldin-S2

А меньше, чем через полгода, с Владимиром Михайловичем Зельдиным, отметившим 10 февраля 2015 года свой столетний юбилей, пятого августа случилась беда. Он проходил плановое обследование в Москве, в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева. И надо же было такому случиться: актёр оступился и упал. Врачи немедленно осмотрели Зельдина и поставили неутешительный диагноз: перелом шейки бедра. Медики приняли решение перевезти знаменитого актёра в Центральную клиническую больницу, вызвали бригаду «Скорой помощи».

RudZeldnDyadSon-S

RudZeldinMolOld-S8nТаким образом, Владимир Михайлович, который несмотря на такой почтенный возраст, продолжал работать и был занят в нескольких спектаклях и отходить от дел не собирался, вынужден был сделать непредвиденный перерыв. Известно, что такие травмы считаются одними из самых тяжёлых, особенно у людей пожилого возраста. Однако, благодаря усилиям врачей, всего за два месяца Зельдин восстановился и восьмого октября вышел на сцену!

– А вчера Владимир Михайлович, – с гордостью сказала супруга артиста Иветта Капралова, – отыграл в театре «Модернъ» спектакль «Дядюшкин сон» по одноименной повести Фёдора Михайловича Достоевского. Как его так быстро поставили на ноги? Он сам себя поставил, и, конечно, медицинское обслуживание было на высшем уровне. Поначалу мы боялись продавать билеты на спектакли, хотели дождаться, пока он полностью придёт в себя. Чувствует он себя хорошо, все дальнейшие запланированные выступления в силе. В конце октября будет ещё один спектакль в «Модерне», а в ноябре – «Танцы с учителем» на родной сцене театра Российской армии.

RudZeldinBokal-S11nА В.М. Зельдин подчеркивает: «Я не могу долго болеть. Ведь я должен играть в четырёх спектаклях: «Танцы с учителем», «Человек из Ла-Манша», «Давным-давно» и «Дядюшкин сон».

Народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин снова в строю, снова на сцене!

В.М. Зельдин сыграл более чем в 50 спектаклях и снялся в 60 кинофильмах. Я не стану перечислять все его работы. Назову лишь некоторые из них: «Сказание о земле Сибирской» (1947 г.), «В квадрате 45» (1955 г.), «Карнавальная ночь» (1956 г.), «Укрощение строптивой» (1961 г.), «Царская невеста» (1964 г.), «Миссия в Кабуле» (1970 г.), «Блокада» (1974-1977 гг.), «Принцесса на горошине» (1976 г.), «Дуэнья» (1978 г.), «Женщина в белом» (1981 г.), «Тайна «ЧерныхRudZeldinTrost-S4n дроздов» (1983 г.), «Победа» (1984 г.), «Марица» (1985 г.), «Десять негритят» (1987 г.), «Арбатский мотив» (1990 г.), «Последняя осень» (1990 г.), «Вино из одуванчиков» (1998 г.), «Женщин обижать не рекомендуется» (1999 г.), «Классик» (2001 г.) и другие. Зельдин сыграл множество ролей мужчин-красавцев, при первом появлении которых на сцене женщины в зале замирали от восторга. А в театре особое место в творчестве Зельдина заняли образы в военно-патриотических спектаклях: капитан-лейтенант Дядичев («Караван» И. Штока), командир стрелкового батальона Громов («Люди, которых я видел» С. Смирнова), командир подводной лодки Петров («Под одной из крыш» З. Аграненко) и другие. Как говорит артист, ему посчастливилось выходить на сцену в самых разных ролях военных – от рядового до фельдмаршала. Зельдина можно назвать также рыцарем военно-шефского подвижничества: он объездил все «горячие точки»: Афганистан, Чернобыль, Чечню, Таджикистан, часто выступал с коллегами в отдалённых военных гарнизонах.

RudZeldinAforizm-S6nВладимир Михайлович Зельдин награждён тремя орденами Трудового Красного знамени, Красной звезды, «За заслуги перед Отечеством» всех четырёх степеней, орденом Дружбы и другими.

В.М. Зельдин – народный артист СССР, лауреат Государственных премий, профессор и почётный профессор Института кинематографии, академик Международной академии театра.

Имя Владимира Михайловича Зельдина занесено в Книгу рекордов Гиннесса как единственного в мире артиста, выходящего на сцену в столь почтенном возрасте.

Фото из архива В.М. Зельдина, автора статьи, других советских/российских журналистов.

К сожалению, Владимир Михайлович Зельдин скончался в Москве 31 октября 2016 года.
Вечная память Вам, дорогой и уважаемый Владимир Михайлович!

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы